В последнее время в аудиоиндустрии явно наметилось стремление к созданию компонентов, совмещающих несколько функций. В усилители встраиваются ЦАПы, а в акустику — многоканальные процессоры и импульсные оконечники. Спрос на т.н. саундбары, в частности, растёт примерно на 40% в год, поскольку в современном жилом интерьере громоздкие ящики и провода просто неуместны. А для настоящего аудиофила неуместны компромиссы, неизбежные при любой интеграции.
ВЗЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ
В серьёзной технике наблюдается прямо противоположный принцип — распределение функций между различными устройствами. В конце концов, в любой области работник с узкой специализацией ценится намного выше, чем эрудит, знающий обо всём понемногу. Если говорить об усилителях, то деление на пред и оконечник впервые было проведено ещё в ламповую эпоху, но диктовалось оно скорее, здравым смыслом, нежели соображениями качества. Построить интегральник, да ещё с фонокорректором на шасси приемлемых габаритов и массы на лампах было нереально. Позднее появились транзисторные двублочники, многим недоступные. Предварительная секция имела развитую входную и выходную коммутацию, регуляторы тембра (иногда многополосные), всевозможные фильтры и несколько петель для записи и её контроля. Со временем тракт становился всё проще, а усилия разработчиков сосредотачивались на аспектах, непосредственно влияющих на качество звучания. Это, прежде всего, организация правильного питания, оптимизация разводки печатных плат, подбор комплектующих, экранирование и т.д. Большинство этих задач в раздельных усилителях решить проще, поэтому они до сих пор выпускаются и пользуются популярностью у аудиофилов.
Впрочем, архитектуру предварительного усилителя Rotel RС-1580 вряд ли можно назвать упрощённой — современные инженерные решения и элементная база позволили расширить возможности аппарата без ухудшения звуковых свойств. В этой модели предусмотрено подключение до восьми источников, причём коммутация входов для Listening и Record раздельная. Иными словами, вы можете слушать музыку с CD-проигрывателя и в это же время переписывать виниловый диск на кассету. Это покажется немного архаичным, но если учесть, сколько меломанов за последние годы вернулись к аналоговому звуку, такое решение выглядит вполне разумным. А что касается современных требований, то на лицевой панели имеется дополнительный, девятый вход для mp3-плеера.
Встроенная фоно-секция рассчитана на работу с головками ММ и МС, заявленный уровень шумов с этих входов соответствует стандартам для аппаратуры высокого класса.
Частотная коррекция предусматривает регулировку тембра по ВЧ и НЧ в пределах ±6 дБ, чего вполне достаточно для выравнивания АЧХ любой акустики в любом помещении. Если с тональным балансом у вас всё в порядке, темброблок можно отключить кнопкой на передней панели.
Интеграция в систему с единым управлением упрощается благодаря наличию 12-вольтового триггера, порта RS-232 и гнезда для выносного ИК-сенсора.
Дизайн описывать не стану — я это уже делал (см. www.salonav.com/arch/2009/12/070.shtml), да и на фото всё прекрасно видно.
А вот о конструкции несколько слов скажу. В источнике питания — мощный экранированный тор Custom designed by Rotel и четыре конденсатора 4700 мКФ х 63 В с логотипом Rotel и надписью «Made in UK». Столь высокое рабочее напряжение объясняется тем, что в основном тракте нет операционных усилителей, он целиком построен на дискретных транзисторах, причём в выходных каскадах — мощные, на теплоотводах. Коммутация входов организована с помощью миниатюрных реле.
Пульт ДУ — универсальный для всех компонентов 15-й линейки Rotel, для усилителей предусмотрен выбор входов (для прослушивания и записи — отдельные кнопки), регулировка громкости и переход в режим Standby.
В паре с RС-1580 мы будем слушать топовый усилитель мощности RB-1582. При ширине полосы 100 кГц и мощности 200 Вт на 8 Ом он имеет демпфинг-фактор 800 и искажения менее 0,03%. Две пары выходных клемм в каждом канале позволяют подключать акустику по схеме bi-wiring.
На лицевой же панели вообще нет никаких органов управления, кроме сетевой кнопки. В центре сделаны вентиляционные жалюзи — как раз напротив сетевого трансформатора. Это огромный тор, судя по габаритам, киловатта три, не меньше, заключённый в перфорированный стальной экран. Остальные элементы блока питания тоже внушают уважение: в выпрямителе установлены четыре конденсатора по 15000 мкФ х 80 В с золотой надписью «Rotel High Performance», а нулевая шина представляет собой толстую медную пластину, на которую звездой заведены все земли с печатных плат. Оконечные каскады построены на 130-ваттных транзисторах Sanken 2SA1492/2SC3856, включенных в каждом канале по 12 корпусов параллельно. Солидный запас мощности, ничего не скажешь.
И он, безусловно, сказывается на звучании. На симфоническом оркестре [1] оконечник показал полный динамический диапазон 24-битовой аудиофильской записи — от едва слышных шорохов в паузах до оглушающих пиков на tutti. Переходы быстрые, атака не затянута и не смазана. Тембральное разрешение настолько высоко, что определяется скорее источником, чем усилителем. В диапазоне нормальных громкостей верхний диапазон открытый и ясный, а вот громкий удар по тарелкам не столь хорош — к вибрациям металла добавляются комбинационные составляющие, из-за чего страдает естественность звучания. И это, пожалуй, единственный повод для критики, и, возможно, не совсем уместный для данного ценового сегмента. Отсутствием искажений на ВЧ при такой мощности могут похвастаться не все усилители хай-эндного класса.
Из плюсов отмечу полную идентичность аудиотрактов правого и левого каналов. Это ощущается, прежде всего, по формированию звуковой сцены — она абсолютно стабильна в пространстве, имеет правильный масштаб и уходит далеко за переднюю линию. Даже при включении темброблока в RС-1580 никаких побочных эффектов не возникает. Нет и эффекта свёртывания пространства при уменьшении громкости, как это часто бывает у мощных кинотеатральных оконечников. Чувствуется, что RB-1582 проектировался как сугубо хай-файный усилитель с деликатным звучанием, но при необходимости способный и характер показать.
На записи китайских барабанов [2] удар реально сносит крышу, но при этом сознание фиксирует и массу подробностей, буквально оживляющих звуковую картину. Это, в первую очередь, движение воздуха и абсолютно естественные реверберации — сначала самой мембраны, а затем и зала, где всё это происходило. Барабаны чётко позиционируются по ширине сцены, звук перкуссий не пересушен, вибрации тяжёлого гонга чувствуются всем телом.
И наконец, архивная фонограмма Армстронга и Фитцджеральд 1956 года, бережно переведённая в цифру специалистами Verve [3]. Система показывает совершенно иное звуковое пространство — оно открытое, словно раздвинутое для двух вокальных партий, которые становятся центром композиции. Шум мастер-ленты заметен, но не досаждает — ещё один признак правильного тонального баланса. Действие захватывает, дистанция между слушателем и происходящим на сцене минимальна. Правда, женский вокал иногда кажется холодноватым, но это наверняка устраняется подбором кабелей — акустических или линейных, от источника к предусилителю. А вот связать пред с оконечником можно практически любым межблочником, его влияние на общий результат будет минимальным.
Заявленные характеристики предусилителя Rotel RC-1580
- Входная чувствительность/сопротивление мВ/кОм
- — по линейным входам 150/220
- — по входу Phono MM 2,5/47
- — по входу Phono MС 0,25/0,1
- Полоса воспроизводимых частот (±0,2 дБ), Гц 4 — 100000
- Глубина регулировки тембра ВЧ (10 кГц) и НЧ (100 Гц), дБ ±6
- Коэффициент искажений (20 Гц — 20 кГц), %
- — нелинейных 0,004
- — интермодуляционных 0,004
- Отношение сигнал/шум, дБ
- — по линейным входам 100
- — по входам Phono MM/MC 75/70
- Перегрузочная способность по входам Phono MM/MC, мВ 160/16
- Выходное сопротивление, Ом 100
- Габариты, мм 431 x 99 x 337
- Масса, кг 7,7
- Цена, $ 1836
Заявленные характеристики усилителя мощности Rotel RB-1582
- Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, <0,03%, 8 Oм), Вт 2 х 200
- Полоса воспроизводимых частот (±1 дБ), Гц 15 — 100000
- Коэффициент искажений (120 Вт, 20 Гц -20 кГц 8 Ом) % <0,03
- Отношение сигнал/шум, дБА -116
- Демпинг-фактор (8 Ом) 800
- Входное сопротивление/ чувствительность, кОм/В 12/1,9
- Усиление, дБ 26,5
- Потребляемая мощность, Вт 550
- Габариты, мм 431 x 144 x 407
- Масса, кг 17,1
- Цена, $ 2070
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella & Louis». Verve, 1956
Оконечник показал полный динамический диапазон 24-битовой аудиофильской записи — от едва слышных шорохов в паузах до оглушающих пиков на tutti
7 раз отмерь
Частотная характеристика предусилителя Rotel RС-1580
При отключении регуляторов тембра частотная характеристика усилителя абсолютно линейна в пределах рабочего диапазона нашего измерительного комплекса (10 Гц — 20 кГц). Глубина коррекции «в минус» намного выше заявленной: +6/-14 дБ по НЧ и +6/-10 дБ по ВЧ относительно центральной частоты 900 Гц. Такая регулировка может пригодиться при построении многополосной системы bi- и tri-amping.
Частотная характеристика фонокорректора RС-1580
Полученный результат полностью совпадает с кривой RIAA, никаких фильтров инфранизких частот в схеме нет.
Спектр гармоник усилителя мощности Rotel RB-1552
При искажениях 1% на 1 кГц каждый канал усилителя отдавал в 8-омный эквивалент нагрузки мощность ровно 200 Вт. Как всегда, спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае на 20 Вт. КНИ при этом получился 0,02%, и в основном за счёт 2-й и 3-й гармоник. При этом чётные составляющие имеют большую амплитуду, что для двухтактного усилителя большая редкость. Отсутствие высших гармоник сулит прозрачность верхнего регистра и отсутствие т.н. транзисторного звучания.
Зависимость КНИ от выходной мощности Rotel RB-1552
На 8-омной нагрузке в диапазоне мощностей 0 — 180 Вт коэффициент гармоник не превысил значения 0,1%, а при искажениях 1% выходная мощность достигает заявленных 200 Вт.
Работа на 4-омную нагрузку сопровождается очень незначительным повышением уровня искажений, а прирост выходной мощности при этом получается около 150 Вт. У усилителя высокая энерговооружённость, он легко справится с акустикой, имеющей сложный импеданс.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- Межблочные кабели Physics Style RG 24 0,75 м ($1500)
- Акустический кабель Legacy TL Speaker ($1030)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II ($190)