ГОЛОСА В ТИШИНЕ
Экскурс в мир лампового саунда начнём с экзотики — усилителя сербской компании Trafomatic. Разработчикам аудиотехники этот брэнд наверняка знаком — с 1997 года фирма специализировалась на высококлассных трансформаторах, в т.ч. и тороидальных. А вот широкому кругу аудиофилов — вряд ли. Ламповые усилители собственной конструкции — естественно, на своих же трансформаторах — она начала выпускать сравнительно недавно. Рассматриваемой модели Experience One не исполнилось и пяти лет, это детский возраст в масштабах ламповой эпохи.
Усилитель производит впечатление простой, но очень добротной вещи. Деревянный «колодец» корпуса идеально подогнан под стальную отшлифованную верхнюю плиту и закрыт снизу основательным кожухом. Защитная сетка отсутствует, зато предусмотрено дистанционное управление громкостью.
Аппарат не слишком тяжёл — скромная 4-ваттная конструкция просто не нуждается в массивном «железе».
Тракт простейший: имеет однотактную топологию, работает, понятное дело, в классе А без обратной связи. С трёх линейных входов сигналы попадают на механический селектор, с него — на регулятор громкости ALPS, затем на драйвер (двойной триод 12AT7 Electro-Harmonix) и через разделительные емкости Mundorf — на сетки прямонакальных триодов 2A3 Sovtek. Фирменные трансформаторы с двойным С-сердечником имеют отводы для 4-х и 8-омной акустики, подключенные к раздельным терминалам. Сложнее выглядит система питания на прямонакальном кенотроне 5U4G и четырёх трансформаторах («силовик» находится под центральной чашкой, а три помельче на Ш-образных сердечниках упрятаны внутрь корпуса).
Ни один известный мне ламповый усилитель не «поёт» после включения и предварительного прогрева — всем требуется еще с полчаса на то, чтобы тракт окончательно вошел в рабочие режимы. Однако Experience One сразу приковал внимание — было интересно наблюдать, как постепенно из вялого, отягощённого и пространственно неопределенного саунда прорезался настоящий Звук. Усилитель оказался мощнее, чем я ожидал, причём переключение акустики с 8-омного на 4-омные терминалы на звуковом давлении никак не сказалось — во втором случае лишь бас получился более сухим. Динамика, понятно, сжата, но компрессия носит однородный характер — даже самые низкие ударные не утратили силы в общей палитре. Спустя двадцать минут претензии к динамике так и вовсе отпали — усилитель смог выстроить ясный и быстрый звуковой рисунок.
Детальность — вот самое выдающееся качество Experience One. Она просто потрясающая и вытягивает такие нюансы, что впору вводить термин «нанодинамика». Середина абсолютно лишена окраски и даже не имеет привычного лампового «привкуса» — звук как бы скучноват, зато все тембры как на ладони. Лишь верх слегка придушен и имеет красивые кристаллические оттенки, хотя замеченная подкраска ничуть не ухудшает естественности воспроизведения как голосовых сибилянтов, так и звонких дискантов. Верхний регистр подкупает своей расслабленностью, обилием «воздуха» и предельно ясной картинкой ревербераций. Сразу понимаешь, в какой зал или студию «перенёс» тебя этот аппарат — почти гипнотический эффект присутствия возникает сам собой и не отпускает долго.
Посетую лишь на звуковую сцену. Пространство при отличной фокусировке и разделении по планам всё равно воспринимается каким-то ограниченным, игрушечным. Но тут винить нужно, скорее, нашу акустику. С более чувствительными системами Experience One наверняка сможет реализовать свой динамический потенциал так, что его хватит и на полновесную передачу звуковых образов, и на формирование общего масштаба.
ПОРАДОВАЛО
Выдающаяся микродинамика. Удивительное сочетание мягкости передачи дискантов с исключительной деталировкой. Оформленный и чёткий бас, не характерный для Single End.
ОГОРЧИЛО
В звуковой сцене не выражен должным образом масштаб, образам не хватает телесности. Требуется акустика чувствительностью от 93 дБ.
- Производитель Trafomatic Ltd (Сербия)
- Made in Сербия
- Цена, руб. 100000
- www.trafomaticaudio.com
- Воспроизводимый диапазон, Гц 10 — 36 000
- При неравномерности, дБ н.д.
- Выходная мощность, Вт 4
- Искажения (при мощности, Вт), % 0,85 (1)
- Отношение сигнал/шум, дБ 75
- Габариты, мм 390 х 160 х 260
- Масса, кг 12,0
7 раз отмерь
АЧХ снималась в диапазоне 10 Гц — 20 кГц с линейного входа. Характеристики встроенных фонокорректоров на этот раз не приводятся, поскольку у описываемых моделей они абсолютно соответствовали рекомендациям RIAA.
Спектр гармоник, как обычно, снимался на мощности, 1/10 номинальной. Если в выходных каскадах предусмотрены пентодный и триодный режимы, для каждого из них делались отдельные измерения. На графиках зависимости КНИ от выходной мощности зеленая линия соответствует пентодному включению, а синяя — триодному.
Частотная характеристика Trafomatic
На низких частотах усилитель имеет плавный спад, начинающийся с 40 Гц и достигающий -2,5 дБ на 20 Гц. Это обусловлено протеканием постоянного тока через выходной трансформатор (усилитель однотактный), из-за чего индуктивность первичной обмотки падает. Такой спад вряд ли можно заметить на слух, зато акустика будет избавлена от инфранизкой составляющей.
Зависимость КНИ от выходной мощности Trafomatic
Вот что значит классика жанра, однотактник на прямонакальных триодах — мощность невелика, но клиппинга как такового нет. Вместо этого — плавный рост искажений вплоть до 10%. При номинальной мощности (для 2А3 это 2,5 Вт) КНИ чуть больше 2%. При полном отсутствии обратной связи вполне предсказуемый результат.
Спектр искажений Trafomatic
Вот за это и любят однотактники на DHT — даже на номинальной мощности в спектре присутствуют всего четыре гармоники. При этом 2-я и 3-я почти равной амплитуды, что даёт тот самый тёплый и комфортный звук, за который ценятся такие усилители. Короткий же шлейф обычно свидетельствует о натуральности тембров и чистоте верхнего диапазона.
ламповые усилители 85000 — 250000 рублей
- Trafomatic Audio Experience One
- Quad II Classic Integrated
- PrimaLuna Prologue Premium
- Ayon Spirit II
- Rogue Audio 99 Magnum Phono/M-180