Никого уже не удивляет, что цифровые гаджеты прогрессируют со скоростью инопланетных микроорганизмов из фантастического кино. Правда, поговаривают, что теоретические пределы развития полупроводников уже не за горами, но пока мощность процессоров и объёмы памяти продолжают расти буквально на глазах. Совсем иначе обстоит дело с конструкцией корпуса. Косметический дизайн, понятное дело, обновляется постоянно, но по-настоящему революционные изменения в построении миниатюрных девайсов, как ни странно, случаются нечасто.
СЪЁМКА ПОД ГРАДУСОМ
Для видеокамер такая ситуация особенно актуальна — с тех пор, как лет пять назад камкордеры лишились лентопротяжного механизма, их устройство практически не менялось. При всем разнообразии функций и характеристик придумать что-то новое по части эргономики тут действительно непросто, ведь, в конце концов, расположение пальцев на руках у операторов со временем не меняется тоже.
Тем интереснее наблюдать за судьбой редких моделей камкордеров, чья компоновка отличается от общепринятых стандартов. Один из таких уникумов попался нам в прошлом году — то была модель Samsung HMX-R10. От массы других флэш-камер высокого разрешения её отличал объектив, оптическая ось которого отклонялась от привычного горизонтального положения на 25 градусов вверх. Разработчики посчитали, что такая необычная конструкция должна быть гораздо более эргономичной. Мы, разумеется, не упустили случая познакомиться с этим необычным аппаратом поближе (www.salonav.com/arch/2009/06/032.shtml). Тогда в ходе тестирования выяснилось, что камера и в самом деле ложится в руку как влитая, и работать с ней вполне удобно, хотя и несколько непривычно.
Но люди, как известно, склонны к стереотипам, поэтому улучшенная эргономика не может служить гарантией рыночного успеха необычного аппарата. Тем более что, помимо удобства и завидной компактности корпуса, у «угловатой» оптической схемы обнаружились и свои особенности — кратность зума составляла всего 5х — по современным понятиям, совсем немного.
Между тем прошёл год, и у R10 появился преемник — М20. Кстати, мы сознательно используем сокращенные названия: так проще для запоминания, тем более что даже на фирменном сайте Samsung первые три буквы в индексе модели частенько не указываются.
Так вот, появление второго поколения однозначно говорит о том, что идея съёмки снизу вверх если и не обрела сумасшедшую популярность, то, во всяком случае, нашла своих сторонников. Причём интересно, что если среди моделей высокой четкости камера нового типа пока только одна, то в семействе стандартного разрешения их появилось сразу три.
Итак, давайте посмотрим, в каком направлении проистекает развитие «угловатой» съёмочной техники и насколько далеко продвинулась М20 по сравнению со своей предшественницей.
Угол зрения
«Как можно снимать камерой, у которой объектив смотрит в небо?» — примерно так реагируют операторы, увидевшие М20 в первый раз. На самом деле всё просто. Если вы внимательно проанализируете свои ощущения от съёмки обычной камерой, то поймете, что для поддержания горизонтального положения кадра вам приходится подворачивать ладонь вверх, приводя кисть в достаточно неестественное положение. Мы настолько свыклись с такой хваткой, что явного дискомфорта не ощущаем, однако природу не обманешь — мышцы запястья устают быстрее, чем могли бы.
Гораздо эргономичнее работать с камерой, если её продольная ось направлена не точно вперед, а немного вниз — попробуйте подержать таким образом любой хэндикам, и вы поймёте, что в идее разработчиков Samsung действительно есть рациональное зерно.
Помимо уменьшения нагрузки на кисть, у новой конструкции имеются и другие плюсы. Например, из-за того, что передняя часть корпуса ниже задней, оператор получает более широкий обзор и может наблюдать снимаемую сцену одновременно и на ЖК-экране, и вживую.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
По сравнению со своей предшественницей М20 стала куда более изящной и даже, не побоюсь этого слова, гламурной. Левая, не скрытая ладонью оператора часть корпуса лакирована, но под слоем глянца мы видим нарочито грубо отшлифованный алюминий, тонированный в тёплый титановый оттенок. Броские хромированные накладки делают аппаратик еще более заметным, но ключевой элемент оформления — это, конечно же, смотрящий вверх под углом 25 градусов круглый иллюминатор, за которым разместился не только объектив, но и миниатюрная фотовспышка. Крышка или защитные шторки не предусмотрены в принципе, так что в первый момент кажущаяся незащищённость оптики откровенно пугает. Отсутствует даже резьба, на которую можно было бы накрутить ультрафиолетовый светофильтр. На самом деле все не так страшно. Внешнее окошко наверняка выполнено из прочного минерального стекла, а значит, с успехом выполняет функции одновременно и крышки, и фильтра. К тому же в отличие от пластиковой заглушки оно не потеряется, а в отличие от механических шторок — не сломается.
Разъёмов у М20 всего три: питание, mini HDMI и универсальный порт, который можно использовать как терминал USB или источник аналогового видеосигнала (с помощью соответствующих переходников, понятное дело). Блок коммутации расположен сзади, а потому подключенные провода совершенно не мешают ни во время съёмки, ни при воспроизведении.
МОТОР!
Основным элементом управления М20, как и многих других компактных камер, является тач-скрин. Экранное меню построено таким образом, что добраться до большинства пунктов настройки можно буквально в два-три движения пальцем. Впрочем, «железная» кнопка компенсации контрового света совсем не повредила бы — слишком уж быстрой реакции требует эта функция от оператора. Зато сенсорное управление существенно облегчает настройку фокуса — чтобы нужный объект попал в резкость, достаточно просто прикоснуться пальцем к его изображению.
Встроенной памяти у нашей героини нет, и запись ведётся на карточку SDHC. Максимальный объём данного носителя 32 Гб — такую флэшку сейчас уже можно купить менее чем за сто долларов, и это притом что в лучшем Full HD-качестве на неё поместится 2 часа 40 минут записи. Если же снимать в стандартном разрешении, это время увеличивается почти до 14 часов.
От предшественницы М20 отличается не только дизайном корпуса. В новой камере установлен восьмикратный объектив, разработанный немецкими оптиками из Schneider Kreuznach. А если учесть, что «интеллектуальный зум», изменяющий активную площадь матрицы, способен довести эффективную оптическую кратность до 12х, то можно смело признать: с одной из ключевых проблем «угловатой» камеры разработчики успешно справились. Диапазон фокусных расстояний в 35-миллиметровом эквиваленте, к сожалению, не указан, но, вооружившись калькулятором, мы выяснили, что без учёта функции интелли-зума он составляет примерно 39,1 — 312,8 мм. Иными словами, охват на «широком угле» не рекордный, но вполне приемлемый.
СНЯТО!
В момент включения на экране появлялось сообщение, что по данному предсерийному экземпляру строго судить о качестве изображения не следует. Однако быстро выяснилось, что камера скромничает — картинка оказалась как минимум не хуже, чем у одноклассников М20, построенных по стандартной оптической схеме. Цветопередача характерна для любительских компактов — цвета яркие и сочные, иногда даже немного более жизнерадостные, чем хотелось бы. Впрочем, к телесным оттенкам камера относится с большим пиететом и аккуратностью, позволяя себе немного приукрашивать лишь второстепенные детали вроде зелёной растительности.
Автофокус работает быстро и уверенно, причём точная фокусировка с расстояния всего 5 — 6 сантиметров превращает камеру в неплохой инструмент для макросъёмки. Динамический диапазон яркости явно шире, чем у прошлогодней R10, поэтому на большинстве сюжетов освещенность по полю кадра получается достаточно ровной, без резких провалов в тенях и «дырок» на светлых участках. Кстати, во время съёмки на ярком солнце отлично проявил себя ЖК-экран — картинка на нём читается даже при очень высоком уровне внешнего освещения.
Чувствительность матрицы позволяет снимать даже в глубоких сумерках, причём цветных шумов на изображении почти не заметно, просто с приближением полной темноты картинка естественным образом становится всё более зернистой и малоконтрастной. Такой эффект характерен для новых сенсоров Samsung BSI CMOS — их высокая световая эффективность достигается расположением слоя сигнальных проводников по обратную сторону чувствительной области.
ТИТРЫ
Очень похоже, что придуманная в лабораториях Samsung необычная оптическая конструкция оказалась вполне жизнеспособной и постепенно завоёвывает себе место под солнцем. По сравнению со своей прародительницей новая М20 получила гораздо более изящный дизайн, обзавелась зумом практически вдвое большей кратности и научилась воспроизводить видео в высококачественном прогрессивном режиме 1080/50p.
Помимо всего вышеперечисленного, камера может похвастаться богатым набором цифровых функций. Например, она умеет снимать небольшие ролики со скоростью 500 кадров в секунду, позволяя при просмотре замедлить быстротечные события в десять раз. Возможно и обратное действие — снимая по одному кадру за несколько минут, можно добиться ускорения незаметных глазу процессов вроде распускания цветочного бутона. Еще одна оригинальная, хотя и уже знакомая нашим читателям фишка — запускаемая прямо из памяти камеры монтажная программа Intelli Studio. Подробнее о ней можно почитать на нашем сайте: www.salonav.com/arch/2010/01/036.shtml.
Согласитесь, для цены порядка пятисот долларов набор возможностей получился впечатляющим. А ведь мы даже не упомянули о таких приятных мелочах, как распознавание лиц в кадре и возможность подзарядки аккумулятора по USB. Одним словом, М20 — штучка не просто оригинальная, но ещё и весьма практичная.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Intelli Studio — встроенная программа для менеджмента и обработки видеороликов и фотографий.
О пользе чистоты
Не защищенный крышкой стеклянный иллюминатор требует от оператора определённой осторожности в обращении, тем более что в нашем случае бленда на объективе тоже не предусмотрена. Одно неосторожное движение, и даже если вы помыли руки пару минут назад, на стекле появится прекрасно различимый отпечаток пальца.
Хорошая новость заключается в том, что твёрдую поверхность минерального стекла вы без проблем очистите даже от серьёзных загрязнений. А плохая — если действовать неумело, можно запросто оставить на стекле царапины, которые, как и грязь на линзах, сами по себе на записи заметны не будут, однако общие резкость и контрастность картинки ухудшат обязательно. Чтобы избежать подобных неприятностей, достаточно соблюдать пару простых правил.
Никогда не прикасайтесь к оптике. Если вы пытаетесь достать камеру на ощупь, делайте это с максимальной осторожностью. Недопустимо, чтобы рядом с ней в сумке или чехле лежали твердые предметы. Если стекло всё-таки испачкалось, не протирайте его об рукав рубашки или джинсы — на ткани почти всегда есть мельчайшие частицы песка. Воспользуйтесь одноразовой (не ароматизированной!) бумажной салфеткой, а еще лучше — купите специальный набор для чистки объектива, он продается в любом фотомагазине и стоит совсем не много.
Цвета яркие, но тональное разрешение в норме — отчетливо видна разница между бочкой и близким по тону небом. Серая лестница сохранила нейтральную окраску. На проводах в левой части кадра заметны лёгкие хроматические аберрации
Разрешение достигает 800 линий, что очень неплохо для миниатюрного смонтированного под углом к корпусу камеры объектива. На тонких линиях заметна лёгкая радуга, но не забывайте, что мы тестировали предсерийный инженерный образец.
СУХИЕ ЦИФРЫ
Основные параметры
- Формат компрессии MPEG4-AVC/H.264
- Встроенная память нет
- Флэш-карта SD/SDHC
- Формат записи 1080/50p
- Матрица 1/2,33”BSIСMOS 10,18 мпикс.
- Макс. разрешение в режиме фото 4000 х 3000
- ЖК-монитор 2,7” LCD; 16:9
- Видоискатель нет
- Цветовой диапазон x.v.Colour нет данных
- Мин. освещенность, лк 3
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 6,3 — 50,4
- Светосила F3,5 — 5,6
- Кратность 8х (12х — интеллектуальный зум)
- Цифровой Zoom 80х
- Крепление насадок, резьба (с блендой/без бленды), мм нет
- Стабилизатор изображения цифровой
Коммутация
- HDMI да (miniHDMI)
- Компонентный выход дa
- DV/HDV (IEEE 1394) нет
- USB да
- Композитный вход/выход нет/да
- Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
- Встр. микрофон стерео
- Пульт ДУ в комплекте нет
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
- Напряжение питания (аккумулятор/адаптер), В 3,7/5
- Потребляемая мощность, Вт 3,7
- Габариты (Ш х В х Г), мм 40 х 58 х 125
- Масса готовой к работе камеры, г 277
- Made in нет данных
- Цена, руб. 16990
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Если основная цель съёмки — загрузка видео на интернет-ресурсы, лучше сразу установить параметры записи в режим Web & Mobile. В этом случае разрешение ролика автоматически уменьшается до 640 х 480, так что дополнительная конвертация, скорее всего, не потребуется, а на карточку 32 Гб поместится до 17 часов записи.
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Изящное оформление, эргономичность, хорошая светочувствительность, высокая скорость работы съёмочной автоматики, режимы замедленной и интервальной съёмки.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Нестандартный разъём USB, не поддерживаются карточки формата SDXC.