7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чем мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие АС в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. И ещё: реальное сопротивление многих моделей не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
Полочные акустические системы 30000 — 41127 руб. | Acoustic Energy Radiance1 | Aleks Maestro Gold-2 | Canton Chrono SL530 | DALI Ikon 2 Mk2 | Phonar Veritas M3 | Polk Audio Lsi7 | Quadral Platinum M2 RBH 61-SE | Triangle Titus EX | 7 раз отмерь (измерения)
МОДЕЛЬ | Acoustic Energy Radiance 1 |
Aleks Maestro Gold-2 |
Canton Chrono SL530 |
DALII kon2 Mk2 |
Phonar Veritas M3 |
Polk Audio Lsi 7 |
Quadral Platinum M2 |
RBH 61-SE |
Triangle Titus EX |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор (ФИ) | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 3 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ | 2 полосы, ФИ |
Номинальное сопротивление, Ом | 8 | 8 | 8 | 6 | 4 | 4 | 8 | 8 | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 88 | 91 | 86,5 | 86,5 | 89 | 88 | 87 | 87 | 91 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 50 — 45000 | 50 — 28000 | 33 — 40000 | 41 — 30000 | 42 — 27000 | 45 — 27000 | 40 — 50000 | 45 — 20000 | 55 — 20000 |
При неравномерности, дБ | 3 | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | 3 |
Частота разделения полос, Гц | Н.д. | Н.д. | 3000 | 2500, 14000 | 1950 | 2400 | 2500 | 2700 | 2500 |
Подводимая мощность, Вт | До 150 | 60 ном. | До 130 | До 150 | До 125 | До 150 | До 90 | До 150 | 60 ном. |
Подключение к усилителю, полос | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Габариты, мм | 320 x 185 x 250 | 440 х 220 х 210 | 360 х 190 х 280 | 440 x 190 x 322 | 342 x 180 x 280 | 346 x 219 х 260 | 320 x 180 x 229 | 368 х 222 х 292 | 320 x 190 x 300 |
Масса (каждой), кг | 8 | 15 | 7,5 | 8,4 | 10 | 9,53 | 5,8 | 10 | 6,5 |
Цена, руб. | 35700 | 30000 | 34780 | 34590 | 33000 | 37312 | 37920 | 41127 | 35760 |
Зависимость модуля Z от частоты
Acoustic Energy Radiance 1
Фазоинверторная система, настроенная на 55 Гц, что можно считать оптимальным значением для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление — 5 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. А на высоких частотах оно превышает 10 Ом, благодаря чему усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях. С этими АС отлично споется любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Полосы делятся на 2400 Гц фильтром невысокого порядка.
Амплитудно-частотная характеристика
Acoustic Energy Radiance 1
Скорее всего, подъём в области нижних и высоких частот сделан специально, чтобы придать звучанию АС большую выразительность, особенно на малой громкости. Поскольку резких пиков и провалов на осевой кривой нет, не должно быть заметных нарушений тонального баланса. Диаграмма направленности твитера довольно широка — разница между кривыми, снятыми при 30 и 50-градусном отклонении, не слишком велика. Это обещает устойчивую звуковую сцену и широкую зону стереоэффекта. Реальная чувствительность АС порядка 86 дБ, и для уверенной работы с ними потребуется усилитель мощностью не менее 60 — 70 Вт. Порт фазоинвертора работает практически бесшумно, призвуков не будет даже на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты Aleks Maestro Gold-2
Несмотря на наличие фазоинвертора, системы ведут себя, как «закрытый ящик» с частотой основного резонанса 62 Гц. Импеданс ровный и почти соответствует заявленному значению — номинал 7 Ом и максимум 9 Ом на частоте 20 кГц. Это довольно лёгкая нагрузка для усилителя, даже лампового. Пик на частоте раздела полос невысок, что говорит о применении фильтров с компенсирующими цепочками. На высоких частотах сдвиг фаз превышает 250 град. Излом кривых на 850 Гц свидетельствует о резонансе корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Aleks Maestro Gold-2
Картина, конечно, не слишком красивая, но на самом деле у этих АС лишь один крупный недостаток — интерференционный провал вблизи частоты раздела. Опытные разработчики в таких случаях меняют полярность подключения твитера. В нашем же случае на средних частотах возможна окраска и потеря естественности звучания музыкальных инструментов. Твитер же спроектирован грамотно — заметное расхождение кривых, снятых вне оси, начинается после 6 кГц. Фазоинвертор, который не проявился на кривой импеданса, на самом деле работает в диапазоне 20 Гц — 6 кГц и имеет два резонанса на 450 и 1200 Гц. Чувствительность, усреднённая по всему диапазону, около 88 дБ, так что усилитель для совместной работы потребуется не менее 60 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты DALI Ikon 2 Mk2
Фазоинверторная система с довольно низкой частотой настройки 43 Гц и очень ровным импедансом. Номинальное сопротивление 5 Ом, и ниже этого значения оно не падает. Даже наоборот — выше 3 кГц импеданс держится в пределах 6 — 8 Ом и очень мало зависит от частоты. Такие АС представляют собой фактически активную, т.е. очень лёгкую, нагрузку для усилителя — достаточно взглянуть на их фазовую характеристику. Отсутствие резонансного пика вблизи частоты раздела свидетельствует о наличии в фильтрах корректирующих и фазовыравнивающих цепочек.
Зависимость модуля Z от частоты Canton Chrono SL530
Номинальное сопротивление АС 4,5 Ом, оно же и минимальное. На высоких частотах оно мало зависит от частоты и не падает ниже 7 Ом, поэтому проблем с выбором усилителя не будет. Частота настройки фазоинвертора около 50 Гц, что соответствует объему корпуса и калибру мидбасового излучателя. Полосы делятся на 2800 Гц довольно сложными фильтрами, компенсирующими реактивную составляющую импеданса. А ровная фазовая характеристика, как известно, облегчает согласование акустики с усилителем.
Амплитудно-частотная характеристика DALI Ikon 2 Mk2
Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси в диапазоне 100 Гц — 8 кГц, не превышает ±2 дБ, так что сколь-нибудь заметных нарушений тонального баланса быть не должно. Подъём после 10 кГц, характерный для ленточного твитера, устраняется разворотом АС — производитель особо оговаривает, что направлять на слушателя их не рекомендуется. В этом случае получается вполне линейная характеристика во всём слышимом диапазоне. Дисперсия ВЧ-сборки просто уникальная — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., минимальны. Это обещает правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно точки прослушивания. Чувствительность немного выше заявленной, 87 дБ. Фазоинвертор имеет выраженный резонанс на 1100 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Canton Chrono SL530
Практически идеальная кривая с отклонениями в пределах ±1,5 дБ во всём диапазоне частот — довольно редкая картина для этого ценового сегмента. Подъём отдачи твитера выше 18 кГц компенсируется незначительным поворотом АС внутрь. Его диаграмма направленности необычайно широка, что сулит правильное формирование звуковой сцены. Об этом свидетельствуют кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 и 50 град., разница между которыми очень незначительна. Чувствительность чуть выше 89 дБ, так что для озвучивания средней комнаты понадобится усилитель мощностью от 50 Вт на канал.Призвуки фазоинвертора незначительны и на звучании, скорее всего, не скажутся. Тем более что порт направлен назад.
Зависимость модуля Z от частоты Phonar Veritas M3
Номинальное сопротивление этой системы 4 Ом (200 Гц), как и заявлено в паспорте. После резонансного пика на частоте раздела (2000 Гц) кривая плавно снижается, после чего идёт почти горизонтально в коридоре 6 — 7 Ом, и это очень ценно, поскольку не все усилители могут отдать в ВЧ-области большой ток при малых искажениях. Частота настройки фазоинвертора около 60 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Phonar Veritas M3
Здесь видна своего рода тонкомпенсация, т.е. подъёмы в нижней и верхней областях звукового диапазона. При малой громкости такая акустика звучит несколько ярче, чем та, что имеет абсолютно линейную АЧХ. Более того, подъём на ВЧ можно регулировать с помощью перемычки — действие трёхступенчатой коррекции показывают синие кривые справа. Дисперсия твитера почти очень неплоха — кривые, снятые при разных отклонениях от акустической оси имеют минимальное расхождение. Такие АС способны создать правильную пространственную картину даже при оптимальном расположении в комнате. Чувствительность около 88 дБ, так что особо мощный усилитель не понадобится. Порт фазоинвертора не даёт сколь-нибудь заметных призвуков.
Зависимость модуля Z от частоты Quadral Platinum M2
Ещё один пример грамотно сконструированной системы. Ровный импеданс в очень важной, среднечастотной области и, соответственно, абсолютно линейная фазовая характеристика. Усилитель будет работать на активную нагрузку с минимальными динамическими искажениями. Но при его выборе следует учитывать, что номинальное сопротивление этих АС всего 3,2 Ом, а не 8, как указано в паспорте. Фазоинвертор настроен на 62 Гц, и это довольно высокое значение даже для компактных мониторов. Частоту деления полос по графику определить сложно из-за особой схемотехники фильтров.
Амплитудно-частотная характеристика RBH 61-SE
Грамотно спроектированная акустика с линейной АЧХ и широкой диаграммой направленности. При отклонениях от акустической оси вплоть до 50 град. отдача твитера падает на 1 — 2 дБ, что обещает широкую зону стереоэффекта и чёткую локализацию источников. Самое интересное, что вблизи стыка полос здесь виден не провал, как обычно, а горб высотой около 3 дБ. К счастью, он узкий, поэтому на слух вряд ли будет заметен.Чувствительность системы чуть ниже заявленной, 86 дБ, поэтому усилитель этим мониторам нужен довольно мощный.
Зависимость модуля Z от частоты Polk Audio Lsi7
Грамотно сконструированные системы, импеданс которых не завит от частоты выше 4 кГц, и на этом отрезке фазовая характеристика также абсолютно линейна. Таким образом, акустика, по сути, является для усилителя активной нагрузкой вроде мощного резистора. Значит, не будут затягиваться фронты сигналов, нет условий для возникновения паразитных колебаний в цепи «усилитель — АС». Номинальное сопротивление — 4 Ом, оно же и минимальное. Частота настройки основного фазоинвертора довольно высокая для такого объёма корпуса — 72 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Quadral Platinum M2
Очень неплохая картина для относительно недорогих мониторов. Некоторая волнообразность наблюдается вблизи раздела полос (3 — 6 кГц), но по амплитуде она не превышает ±2 дБ, поэтому на тональный баланс влиять не должна. Особенно радует идеально ровный голосовой диапазон, в который, кстати, попадает и подавляющее большинство акустических (и не только) музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера широкая — заметный спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается после 10 кГц. Фазоинвертор грамотно состыкован с мидбасовой головкой, признаки порта незначительны.
Зависимость модуля Z от частоты Triangle Titus EX
Компактная фазоинверторная система с частотой настройки 70 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4 Ом. Частота раздела около 2500 Гц, фильтры сложные, с корректирующими цепями, о чём свидетельствует двойной резонанс. Фазовая характеристика во всём диапазоне частот укладывается в допуск +30/ -20 град., что свидетельствует о небольшой реактивной составляющей импеданса. В ВЧ-области импеданс достигает 7 Ом, поэтому проблем с выбором усилителя не будет.
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio Lsi7
Зависимость звукового давления от частоты тоже очень линейна, лишь с лёгкой волнистостью на средних частотах. Тональный баланс должен быть абсолютно нейтральным, без малейшей окраски, а построение сцены — правильным независимо от расположения АС относительно слушателя (в разумных пределах, конечно). Последнее преимущество обусловлено широкой дисперсией твитера вплоть до 10 кГц. Единственная проблема — весьма внушительная амплитуда резонанса порта, да ещё на такой неприятной частоте, как 1000 Гц. Чувствительность около 88 дБ, и для правильной передачи динамического диапазона мощность усилителя не должна быть менее 60 Вт.
Зависимость модуля Z от частоты RBH 61-SE
Честная 8-омная система, если говорить о номинальном значении импеданса. Минимум же, 6 Ом, наблюдается на 6 кГц, но это существенно на согласование с усилителем повлиять не может. При открытом порте фазоинвертора резонанс виден на 50 Гц, а если воспользоваться штатной заглушкой, система превращается в «закрытый ящик», настроенный на 75 Гц (красная кривая). Полосы делятся на 2500 Гц, частоту раздела определить сложно из-за наличия. Благодаря фазовыравнивающим звеньям в кроссовере реактивная составляющая импеданса невелика.
Амплитудно-частотная характеристика Triangle Titus EX
АЧХ абсолютно линейна на отрезке 100 — 1300 Гц, что очень важно для правильной передачи вокала. Чуть ниже частоты раздела полос виден глубокий, порядка 6 дБ провал, обусловленный интерференцией звуковых волн двух излучателей. Из-за этого возможно появление окрашенности звучания, искажение тембров некоторых инструментов. При отклонении от акустической оси отдача твитера падает, и этим можно воспользоваться для коррекции звучания на ВЧ. В любом случае с расстановкой колонок в комнате лучше поэкспериментировать. Чувствительность порядка 90 дБ, близко к заявленному значению. Спад отдачи мидбасовой головки на -3 дБ происходит на 80 Гц, поэтому сабвуфер в системе не будет лишним.