ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
Наши постоянные читатели уже в курсе, что DALI расшифровывается как Danish Audiophile Loudspeaker Industry и никакой связи с Сальвадором Дали здесь нет. А известно ли вам, что в название компании заложено её кредо, или, как сейчас принято говорить, Mission statement? «В каждом слове этой аббревиатуры вполне определённый смысл», — рассказывает Ларс Ворре (Lars Worre), генеральный директор DALI. «Danish» означает, что мы на 100% датская компания со 100-процентным частным капиталом. И производство, и все вспомогательные службы находятся недалеко от городка Ольборг под одной крышей. Мы знаем всех работников, понимаем политику государства, и это сильно облегчает нам жизнь».
Кстати, статистика свидетельствует, что треть всех разорившихся компаний перестаёт существовать из-за внутренних разногласий или борьбы за власть среди руководства. Поскольку таких проблем у DALI нет, она может полностью сосредоточиться на перспективных проектах.
БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ
Коллектив разработчиков состоит в основном из аудиофилов (Audiophile) и меломанов. Многие фирмы индустрии основывались энтузиастами, но со временем у большинства из них творческий дух выветривается, уступая место бизнесу. «Мы стараемся сохранить атмосферу, которая была в компании в период зарождения, стимулируем стремление к познанию и постоянному улучшению продукции, — продолжает Ларс. — Правда, в этом есть и некоторая опасность: очень часто увлечённые люди, особенно дилеры, отдаваясь любимому делу, забывают об основной профессии». В DALI помнят, что бизнес должен быть прибыльным у всех — от самого производителя до последнего продавца в цепочке. Это гарантирует, что все партнеры останутся вместе надолго.
Короткая справка к месту: сам Ларс по образованию инженер-акустик (специализация — электростатические АС), карьеру в DALI начал 18 лет назад с рядовой должности в отделе R&D. Хобби — музыка и аудиотехника.
DALI Ikon Mk2 в интерьере
А вот как генеральный директор объяснил два последних слова в названии фирмы:
«С момента основания мы выпускаем только акустику. Будем делать её и через 10, и через 15 лет, а не ресиверы, телевизоры и т.д. Таким образом, Loudspeakers — наша специализация по жизни.
«Industry» говорит о том, что мы — промышленная компания, которая ничего не делает кое-как из чего попало, а использует современные технологии и лучшие комплектующие. Это позволяет добиться высокой степени повторяемости параметров при серийном производстве».
Тем не менее DALI использует и ручной труд — на тех этапах, где требуются исключительные аккуратность и осторожность. Именно поэтому на сборку нанимают только женщин. Каждая пара колонок собирается одной работницей, которая ставит на шильдик личное клеймо.
Сокращение издержек за счёт индустриального подхода позволило собирать серию Ikon на фабрике в местечке Нюрагер около Ольборга, и при этом производство остаётся рентабельным. Пара колонок, которую вы купите для стереосистемы, будет иметь одинаковые серийные номера. Это означает, что АС правого и левого каналов собраны в течение получаса из абсолютно идентичных комплектующих и идеально согласованы по характеристикам. Соответственно, впоследствии не приходится подбирать АС в пары, как другим производителям — это получается само собой благодаря отлаженному производственному процессу и не требует дополнительных затрат. Сэкономленные за счёт этого средства вкладываются в комплектующие.
Опытная мастерская, здесь рождаются прототипы новых моделей
Теперь о планах и амбициях. Ларс формулирует их так: «Маленькая компания из маленькой Дании хочет войти в пятёрку ведущих производителей акустики». Но не по объемам выпуска, а по качеству и уровню инженерных решений. Реально ли это? Вполне, если учесть, что многие конкуренты, стремясь снизить себестоимость, упростили конструкцию и ослабили контроль качества изделий. А некоторые вообще ушли из бизнеса. На момент основания DALI в одной только в Англии насчитывалось 15 крупных акустических брэндов, сейчас же из них осталось лишь 7, да и те считать британскими можно лишь с большой натяжкой.
Чем же DALI отличается от других с точки зрения качества? Мы знаем массу производителей, стремящихся выпускать лучшую акустику в мире, невзирая на затраты. Это довольно примитивный подход, ограничивающий круг потребителей. Любой покупатель, выбирая не самые дорогие колонки, хочет надеяться, что они лучшие в своём классе. Именно поэтому DALI тратит на разработку моделей среднего класса больше времени, чем иные конкуренты на свой High End. Для каждого из нас приобретение колонок — событие, независимо от того, сколько они стоят. Я, например, на свою первую акустику (а это были примитивные даже по тем временам 10-МАС) копил около года. Разочарование может вызвать недоверие к брэнду на всю жизнь.
И ещё один важный момент: для раскрытия звукового потенциала акустике DALI не требуются какие-то особенные усилители — она прекрасно споётся с любым соответствующим ей по классу. Это достигается за счёт ровной кривой импеданса, что мы, кстати, не раз отмечали в своих тестах.
ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
В здании, где журналистов принимали представители DALI, находятся главный офис компании и её дочерняя структура — складское хозяйство. Оно принадлежит человеку, широко известному в аудиобизнесе — Питеру Лингдорфу (Peter Lyngdorf). Помимо нескольких собственных компаний, он владеет дистрибьюторской сетью Audio Nord и является основателем и акционером DALI. В Скандинавии акустика DALI распространяется через сеть Hi-Fi Klubben, насчитывающую 75 магазинов. Имеются торговые представительства в США, Англии и Германии. Компании также принадлежит фабрика Ningbo в Китае, которой управляют живущие там датчане. Под их неусыпным присмотром производится недорогая акустика серий Lektor и Concept, а также динамические головки, кроссоверы и грили. Фабрика построена в изолированном технопарке недалеко от Шанхая и является точной копией датской. Близость порта значительно удешевляет транспортировку. Собственная фабрика — это очень важно, поскольку если вы лишь арендуете производственные площади, то рано или поздно потеряете контроль количества и качества выпускаемой продукции. В 2002-м DALI приобрела компанию DCI (Danish Cabinet Industry) и с тех пор самостоятельно изготавливает 2/3 всех корпусов.
Каждая АС после сборки проходит тест по шести параметрам
DALI, основанная в 1983 г., сейчас насчитывает 105 человек персонала. На фабрике в Нюрагере площадью 18,5 тыс. кв. м выпускается 150 тыс. колонок в год, которые продаются в 65 странах. Оборот за прошлый год составил 40 млн. евро, а прибыль — около 1,3 млн. Главная задача на будущее — увеличить продажи на 10% в год, причём сделать это возможно исключительно за счёт собственных усилий, поскольку мировой рынок акустики за тот же период растёт в лучшем случае на 1%.
Любопытно, что в крошечной Дании, помимо DALI, имеется огромное количество производителей аудиотехники и комплектующих, от B&O до корпорации Tymphany, объединяющей марки SkanSpeak, Peerless и Vifa. Неподалёку от Ольборга обосновалась всемирно известная компания Bruel & Kjae r, с которой у DALI партнёрское соглашение — обмен измерительной техники на акустику, на которой, в свою очередь, обкатываются комплексы для снятия характеристик АС.
В этом же регионе пять (!) университетов готовят специалистов по электроакустике, так что с кадрами тоже проблем не предвидится.
В главном здании находятся R&D, цех по производству корпусов, несколько сборочных линий, склад материалов и отдел дистрибуции. Очень важно, что компания не отдает сервис на аутсорсинг, а занимается им сама — это обеспечивает устойчивую обратную связь с потребителем. Кроме того, так проще следить за качеством продукции и оперативно устранять возможные недочёты.
DALI также намерена в ближайшем времени наладить выпуск собственных головок, поскольку стабильно получать качественные OEM-изделия за приемлемую цену становится всё труднее.
В цехе раскроя листов МДФ чистота и порядок
В Нюрагере каждая готовая колонка проходит шесть тестов с полной проверкой параметров на специально созданном оборудовании Bruel & Kjae r. Это АЧХ, синфазность головок, два вида искажений, чувствительность и зависимость импеданса от частоты. Кроме того, на каждой стадии сборки колонка подвергается придирчивому внешнему осмотру на предмет возможных повреждений или царапин.
На фабрике хранится по три референсных образца каждой модели: один на производстве, второй — в комнате прослушивания, а третий, запасной — в огнеупорном сейфе. По ним калибруется компьютерная программа для тестирования новых изделий, что гарантирует идентичность параметров всех экземпляров в течение всего времени выпуска.
Проводятся и более серьезные испытания, например, в камере с переменной температурой и влажностью, поскольку акустика DALI эксплуатируется в разных климатических зонах — от Норвегии до Таиланда. С помощью источников ультрафиолетового излучения проверяется стойкость отделки к выгоранию на солнце.
Так чем же акустика DALI отличается от любой другой? Ларс объяснил на примере бюджетной модели Lektor, выпускаемой на фабрике Ningbo. «Она примерно на 30% дороже, чем любая другая колонка аналогичного класса. За что же платит покупатель, ведь цена на материалы (дерево, пластик, металл и т.д.), а также стоимость упаковки и логистики для всех производителей примерно одинакова? Дополнительные средства вложены в то, что в конечном итоге влияет на звучание: более современные инженерные решения, специально разработанные для этой модели динамики, МДФ и элементы корпуса более высокого качества. В результате вы получаете больше, чем могли бы ожидать за такие деньги. В этом, собственно, и ценность акустики DALI — вы платите только за качество».
Самый старый станок на фабрике — для ламинирования корпусов
Второе рождение Ikon
В 2008-м компания отметила 25-летнюю годовщину, выпустив колонки Heliсon Mk II в чёрном лаке, а 2010-й стал годом мировой премьеры серии Ikon 2 на «High End Show» в Мюнхене.
Руководство DALI признаёт, что модернизация столь успешной линейки, анонсированной пять лет назад, было делом рискованным — рынок ожидал очень многого, и не разочаровать его нужно было во что бы то ни стало. В обновлённой серии — восемь моделей: напольные Ikon 7 Mk 2, Ikon 6 Mk 2 и Ikon 5 Mk 2; полочные Ikon 2 Mk 2 (их тест см. на с. 29) и Ikon 1 Mk 2; настенные Ikon On-Wall Mk 2; центральный канал Ikon Vokal Mk 2 и сабвуфер Ikon Sub Mk 2.
Первое, что можно заметить — несколько иной дизайн, который создатели назвали скандинавским. Мне он показался слишком строгим из-за более лаконичной цветовой гаммы и подчёркнуто прямых граней корпуса. Единственный декоративный элемент — серебристый шильдик с логотипом DALI. Правда, теперь некоторые модели серии выпускаются в белом рояльном лаке, они смотрятся просто великолепно. Более привычные варианты — чёрный и светлый орех. Слегка изменены размеры АС: мониторы Ikon2 стали на пару сантиметров ниже, а центральный канал — чуть больше для расширения рабочего диапазона в область нижних частот.
От своих предшественниц модели Mk2 унаследовали сборку из двух твитеров — ленточного и купольного. Их согласование по фазе и частоте обеспечивается исключительно за счёт механических свойств (разделительного фильтра между твитерами нет), и поэтому они установлены на общей платформе. Конструкция получилась настолько удачной, что используется даже в хай-эндной модели Euphonia. За счёт большего размера купола (28 мм) снижена его резонансная частота, что заметно улучшило стыковку с мидбасовым драйвером. Звуковая катушка увеличенного диаметра выдерживает большую подводимую мощность без тепловой компрессии. В свою очередь, ленточный излучатель имеет широкую диаграмму на самых верхних частотах и в силу мизерной инерционности отличается высоким звуковым разрешением.
На сборочной линии работают только женщины
А вот остальные головки — басовые и мидбасовые — совершенно новые. Внешне они не отличаются от тех, что устанавливались в АС предыдущей версии, и это сделано специально, поскольку коричневые диффузоры с вкраплениями древесного волокна стали уже визитной карточкой DALI. Но структура у них теперь иная — по заказу в Германии изготавливаются мембраны нового поколения с более высокой жёсткостью и меньшей массой. Подвес из суперэластичной резины заметно снижает механические потери, что способствует более детальному воспроизведению. За счёт особой конструкции литой алюминиевой корзины на 17% улучшена вентиляция звуковой катушки, что дало радикальное снижение тепловой компрессии. Магнитная система оптимизирована для больших смещений диффузора. В целом же новые головки отличаются расширенным вниз диапазоном частот, лучшим тональным балансом и более высоким разрешением.
Корпус напольных моделей усилен внутренними стяжками для большей жесткости. И у всех — передняя панель в виде сэндвича с демпфирующей клеевой прослойкой между двумя плитами МДФ для более эффективного подавления вибраций.
РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
По ходу визита нам довелось не только увидеть, как делается акустика, и даже самим собрать одну пару Ikon2, но и сравнить звучание старших моделей в новой и старой версиях. Субъективной оценке звучания в DALI придают большое значение, и она не менее важна, чем данные измерений. Для отслушивания образцов даже построили специальную комнату, по параметрам близкую к обычному жилому помещению, но с оптимальным временем реверберации. Чтобы можно было тестировать такую суперакустику, как Megaline, специалисты DALI создали два референсных моноблока мощностью 500 Вт каждый.
Не могу сказать, что разница в характере Ikon разных поколений разительна, но она определённо была. Новые звучат комфортнее и мягче, но при столь же высоких детальности и тембральном разрешении. И удар мне показался немного резче.
В течение дня удалось также послушать наиболее серьёзные модели: Euphonia, Helicon 400 и топовую Megaline. Последняя представляет собой трёхсекционную колонну высотой 230 см и массой более 100 кг. В каждой из них шесть ленточных твитеров и 24 мидбасовых головок, расположенных вдоль вертикальной оси. Ощущение — колоссальное звуковое давление, буквально стена звука в сочетании с потрясающей детальностью.
Столь же сильное, но иное по характеру впечатление (и не только на меня) произвели крошечные мониторы Mentor Menuet. При внутреннем объёме около 4 литров они обладают настолько «взрослым» голосом, что в это даже трудно было поверить.
В них как бы воплотился характер самой DALI — маленькой компании с большими амбициями. ?
Москва — Ольборг — Нюрагер — Москва
Один из магазинов сети Hi-Fi Klubben в Ольборге, где продаётся акустика DALI
Камера для краш-тестов, здесь акустика проходит испытания на максимальной громкости
Экспериментальная сборка мидбасовых драйверов. Со временем компания намерена изготавливать их серийно для собственных нужд
Мёллер, региональный директор по продажам, показывает, как собирается корпус АС
На сборочной линии — Helicon 800 Mk2
Система в комнате прослушивания. Ближе к центру — акустика Megaline
Стереопара изготавливается в течение одного получаса из абсолютно идентичных комплектующих
Хорошее демпфирование — залог нейтрального звучания
Вся семья Ikon Mk2 в сборе