Производители топовой техники обычно не торопятся внедрять горячие новинки — ждут, пока технология будет доведена до ума и излечится от неизбежных «детских болезней». Так было, в частности, с форматом Blu-ray — аппараты действительно высокого класса стали появляться относительно недавно. Подобный подход вполне понятен: на основе сырой технологии нельзя сделать ничего реально достойного.
Появление у SIM2 серьезного кинотеатрального видеопроектора на светодиодах может показаться в этом смысле нетипично быстрым. Хотя на самом деле это совершенно закономерно. Сейчас объясню почему.
Все, кто читал нашу публикацию «Превращения фонарика» в №1/2010 (http://www.salonav.com/arch/2010/01/060.shtml), уже знают, что светодиоды в роли источника света в видеопроекторах имеют ряд принципиальных преимуществ. Наиболее значимые — существенная экономия энергии и многократное увеличение ресурса лампы (к остальным достоинствам технологии мы еще вернемся).
Именно этим уже не первый год и очень плотно занимаются конструкторы SIM2, причем весьма успешно: ресурс лампы — порядка 6000 часов и впечатляющая экономичность были достигнуты ими в серийных моделях давно, но дальнейшее продвижение становилось возможным только в рамках новой технологии. И вот она появилась.
Прежде чем приступить к знакомству со светодиодным проектором SIM2 MICO 50, избавимся от иллюзий, которые являются неизменными спутниками любой новинки. Не все так просто со светодиодами.
Как уже писал в упомянутой выше публикации, сами светодиоды недороги, но требуют стабильного питающего напряжения с током порядка 30 А. Более того, этот ток должен коммутироваться между RGB-диодами с минимальной задержкой, так что конструкция получается сложной и потому недешевой.
В свою очередь, сегмент топовых моделей для домашнего кино весьма узок и специфичен. Чтобы успешно в нем работать, мало одних лишь технологических и качественных преимуществ — требуется еще высокий авторитет. Каковым SIM2 обладает в полной мере.
Первое, что меня удивило — скромная внешность: аппарат подчеркнуто «не дизайнерский», хотя его облик все же остается узнаваемым. Еще сильнее «фирменный стиль» SIM2 проявляется в малозаметных мелочах, на которых нередко «горят» разработчики массовой продукции. Обратите внимание на то, как сделана система охлаждения: воздух забирается сзади через отверстия по краям коммутационной панели и выходит через решетку рядом с разъемами. Внутри воздуховодов — рёбра: это способствует эффективному охлаждению корпуса.
Коммутационная панель — ничего особенного, стандартный набор входов, включая два HDMI. Есть интерфейс USB, но предназначен он не для закачки контента, а лишь для обновления прошивки. Имеются два триггерных разъема для управления театральной машинерией — экраном и затемнением. Кстати, сюда, к разъемам, переехали индикаторы и органы управления, которые обычно располагаются у проектора на «спине».
Пульт без претензий, но удобный. Единственное «но» — переключение входов заведено на цифровые клавиши, то есть придется запомнить, что, например, первый HDMI включается кнопкой 5, а второй — 6, а кнопка F1 не вызывает справку, а отвечает за зум, тогда как F2 ведает фокусировкой.
Управление оптикой полностью моторизовано: наводка на фокус, зум, сдвиг оптики по вертикали и горизонтали, — все это делается дистанционно. То есть можно подойти вплотную к экрану и наводить на четкость по пиксельной сетке или по специальным тестовым таблицам, которые «зашиты» в проектор. Замечу попутно, что первый LED-проектор для домашнего кино, попавший к нам в тест, Vivitek H9080FD, имеет примитивное ручное управление оптикой, хотя стоит отнюдь не мало.
Матрица — 0.95» DarckChip4 с разрешением 1920 х 1080 — самое свежее из того, что создано компанией Texas Instruments. Тем не менее собственная контрастность чипа сильно недотягивает до соотношения 100000:1, заявленного для проектора, то есть этот показатель является динамическим и получается при участии технологии DynamicBlack™. Светодиоды — Phlatlight PT120 — те же, что установлены в упомянутом выше Vivitek H9080FD, однако схема питания и управления фирменная — PureLED. Очевидно, именно поэтому конструкторам SIM2 удалось продлить ресурс источников света до 30000 часов, тогда как у первого театрального LED-проектора он не превышает 20000. Отмечу также, что через 2000 часов работы яркость снижается у MICO 50 в среднем не более, чем на 5%, для сравнения: у газоразрядных ламп она падает непредсказуемо, и уже через несколько сотен часов наработки может снизиться наполовину.
Скорость переключения RGB-диодов — менее 1 мс, это гарантирует отсутствие видимых цветовых артефактов. Чтобы добиться подобного в традиционных DLP-проекторах, пришлось бы раскручивать цветовое колесо с 20-кратной скоростью, а это привело бы к катастрофическому снижению яркости. Естественно, при столь быстром чередовании монохромных RGB-кадров суммарное полноцветное изображение свободно от неприятного эффекта радуги, свойственного в той или иной степени всем одночиповым DLP-проекторам на лампах.
Отсутствие цветового колеса влечет за собой еще одно положительное следствие: субъективно воспринимаемая более высокая яркость изображения, чем у равных по паспортному световому потоку моделей c традиционными источниками. В документации на MICO 50 говорится об увеличении на 25%, но, по моим ощущениям, видимая прибавка еще больше. Когда смотрел этот проектор, предполагал, что световой поток у него не менее 1200 ANSI лм, и был удивлен, узнав, что в таблице указано всего 800. И этого достаточно, чтобы работать на экран диагональю до 200” (естественно, в полностью затемненном помещении). При этом аппарат потребляет не больше энергии, чем ЖК-телевизор диагональю 55» или 40-дюймовая плазма.
Под технику столь высокого класса нередко специально проектируют помещение (она того стоит), но создатели SIM2 позаботились о том, чтобы MICO 50 мог интегрироваться в любой домашний кинозал. Для этого они предусмотрели возможность комплектации проектора одним из двух опционных объективов — широкоугольным или длиннофокусным. Если установлен первый, диагональ 100” может быть получена с минимального расстояния 3,3 м, второй позволяет получить тот же размер экрана с максимального отдаления до 9,1 м. В список доступных вариантов установки, кроме традиционных настольного и потолочного, входит также работа на просветный экран, как непосредственно, так и с зеркалом. Есть также редкая у кинотеатральных аппаратов коррекция трапеции по вертикали и горизонтали.
Включается проектор почти мгновенно — светодиодам не требуется длительное время на разогрев. Система охлаждения (здесь она жидкостная) ведет себя крайне тихо — ее шум слышен, только если смотреть кино совсем без звука.
В меню настроек корректируется практически все — фильтры и шумоподавители, уровни черного и белого, параметры преобразования разверток, гамма, параметры динамических обработок (Dynamic Black) и т.д. Есть даже возможность переключения стандарта калибровки, в перечне доступных вариантов и голливудский D65. Кстати, благодаря использованию светодиодов удалось существенно расширить цветовой охват — на 28% больше NTSC и на 180% — REC. 709 (стандарт HDTV-вещания).
Показывает MICO 50, и в самом деле, очень хорошо. Придраться совершенно не к чему. По крайней мере, если сравнивать не с неким воображаемым идеалом, который в природе не существует, а с теми проекторами, что мне довелось видеть в последнее время. Если выбирать из «красивых» слов, то применил бы определение «выразительный» (английское expressive здесь даже больше подходит). Смотрел старые фильмы, которые использую для тестов не один год, но картинка магическим образом притягивала, не давала оторвать взгляд. Банальная формулировка? Ну да, но ведь точнее не скажешь.
Объективные данные
- Технология DMD 0.95” DarkChip 4
- Физическое разрешение 1920 x 1080
- Световой поток, ANSI лм 800
- Контрастность 100000:1
- Цветовой охват (Color Gamut) >128% NTSC, >180% Rec.709
- Ирисовая диафрагма да
- Диагональ изображения, дюймы 65 — 200
- Источник света Luminus PhlatLight® PT120 R/G/B
- Ресурс светодиодов, ч 30000
- Входы видео 2 х HDMI, RGBHV/YCrCb (D-Sub 15), 2 х Component (BNC + RCA), S-Video, Composite
- Моторизованный фокус да
- Сдвиг изображения — моторизованный, %
- — по вертикали +60% / — 25%
- — по горизонтали ±8%
- Коррекция трапеции по вертикали и горизонтали
- Звуковой тракт нет
- Габариты, мм 540 х 235 х 641
- Масса, кг 25
SIM2 MICO 50 $30047
Экономичный, яркий — несмотря на небольшой световой поток. Тихий. Досконально настраивается. Великолепное качество изображения.
Недостатки может обнаружить лишь профессионал, работающий в кино.
Редкий случай, когда соответствие экологическим требованиям достигается без малейшего ущерба для качества работы.