За свою историю Компания Marantz пережила несколько индустриальных революций. Сол Бернард Маранц основал её в 1953-м, в период расцвета ламповой техники и виниловых проигрывателей. В 1965-м был выпущен первый транзисторный аппарат (предусилитель T7), а к середине 80-х фирма стала признанным авторитетом в этой области. Примерно в то же время началась эра CD, и это направление стало для Marantz приоритетным. Успехи в сфере цифрового аудио связывают с именем Кена Ишиваты, принимавшего непосредственное участие в разработке новых моделей. Некоторые из них выпускались ограниченным тиражом с инициалами KI на лицевой панели. Мы встретились с г-ном Ишиватой во время его недавнего визита в Москву и по ходу беседы вспомнили прошлое и немножко заглянули в будущее.
ВЫЗОВ ПРИНЯТ
— Расскажите, как возникла идея выпускать компоненты с вашим личным клеймом? Я читал в каком-то английском журнале, что этому предшествовала какая-то детективная история.
— Вот как всё было на самом деле. Инженеры Philips являлись разработчиками формата CD-Audio* и прекрасно знали все тонкости технологии. В своих первых проигрывателях они использовали 4-кратный оверсэмплинг, что было очень продвинутым решением, тогда вообще никто не знал, что это такое. Но сам ЦАП был 14-битовый**, в то время как в Японии все CD-плееры строились на 16-битовых ЦАПах без всякого оверсэмплинга. Чтобы отсечь помехи преобразования, в них делали фильтр с очень большой крутизной. Поскольку такие фильтры дают большой фазовый сдвиг, проигрыватели Philips и Marantz звучали намного лучше. Но японцы раструбили по всему миру, что 14-битовое разрешение — позавчерашний день, и дилеры вообще перестали покупать наши проигрыватели. И, помню, мы сидели за ланчем с генеральным менеджером Marantz UK, когда он спросил: «Что же делать, у нас зависло две тысячи CD-плееров. Может, отправить их на свалку, а убытки компенсировать за счёт других направлений?» Тогда я сказал, что могу модифицировать эти плееры так, что они станут звучать лучше, чем любые другие на рынке. Расходы будут совсем небольшими, и мы ещё сможем заработать, подняв цену на 15 фунтов. И я сделал твикинг этим двум тысячам аппаратов, причём каждый обошёлся примерно в 9 фунтов.
- *В момент появления формата CD Audio брэнд Marantz принадлежал концерну Philips, поэтому проигрыватели этих марок имели очень похожую схемотехнику.
- **Кен имеет в виду ЦАП TDA1540 и цифровой фильтр SAA7030.
— А что вы сделали, если не секрет?
— Хорошо зная схему аппарата и его слабые места, я оптимизировал разводку и заменил кое-какие компоненты. После этого дал несколько образцов на тестирование в британские Hi-Fi-журналы, предупредив, что это версия Limited Edition. Вердикт обозревателей был единодушным: «Лучший звук, который мы слышали от CD-плеера», и 2000 экземпляров было продано за две недели. А логотип KI Signature впервые появился в 1993 году на проигрывателе CD-63MK II. Уже изначально это была невероятно удачная модель с очаровательным звучанием, но из-за жёсткой конкуренции мы были вынуждены продавать её в Англии всего за 299 фунтов. Тогда и возникла идея выпустить улучшенную версию KI Signature, которая стоила уже 500 фунтов, но могла легко переиграть 1000-фунтовый плеер. Модель CD-63MK II KI поставила рекорд по продажам, который не удалось побить до сих пор.
— Тем не менее компоненты с надписью «KI Signature» выпускались не слишком часто.
— Вы знаете, Marantz слишком большая компания, чтобы строить бизнес на имени одного человека. И всё-таки, когда в прошлом году исполнилось 30 лет моей работы на фирме, в честь этого юбилея были выпущены SACD-проигрыватель SA-KI Pearl и усилитель PM-KI Pearl — не модификации существующих моделей, а абсолютно новые компоненты самого высокого уровня. А название Pearl было выбрано потому, что в Японии на 30-летний юбилей свадьбы принято дарить жене украшения из жемчуга. KI Pearl выполнены в чёрном дизайне, а чёрный жемчуг очень редок. Всего выпустили 1000 таких аппаратов — 500 усилителей и 500 проигрывателей. Цена была очень высокой — около 2800 евро, и не все могли себе позволить такую технику. И я вам открою секрет — уже в этом году, в сентябре или октябре, выйдут модели KI Pearl Light. При той же самой философии и схемотехнике они будут вдвое дешевле. Я как раз сейчас над ними работаю.
— При тестировании усилителей мы проводим измерения, в т.ч. снимаем спектр гармоник. В последнее время всё чаще встречаются усилители, у которых чётные составляющие доминируют над нечётными. Как вы думаете, это специально делается, ведь в двухтактных каскадах всё должно быть наоборот?
— Дело в том, что наше ухо очень чувствительно к таким вещам. Чётные гармоники очень благозвучны, а нечётные, наоборот, вызывают ощущение дискомфорта. Именно поэтому однотактные ламповые усилители так ценятся серьёзными меломанами. И в транзисторных усилителях разработчики стараются несколько облагородить звучание таким образом. Но я бы хотел обратить ваше внимание на гораздо более важную для восприятия вещь, чем соотношение чётных и нечётных гармоник в усилителе. Это — отклик цифрового фильтра проигрывателя на импульсный сигнал. Как правило, его прохождение сопровождается «звоном», т.е. паразитными колебаниями, возникающими до и после импульса. Любопытно, что предварительный «звон» очень заметен на слух, особенно если воспроизводится резкий удар на тихом фоне. А вот последующие колебания мы не слышим, поскольку чувствительность уха после громкого звука резко падает. Совсем избавиться от этих колебаний нельзя, но почему бы не сдвинуть их целиком за импульс? В результате нами был создан первый в мире цифровой фильтр с несимметричной характеристикой, который с середины 90-х годов используется во всех проигрывателях Marantz. Его влияние на звук невозможно переоценить.
— Некоторые производители проводят прямые аналогии между виниловыми и CD-проигрывателями, используют ременный привод, массивный опорный диск и т.д. Правильно ли это?
— Это идёт от непонимания сути цифрового воспроизведения. Скорость вращения компакт-диска не постоянна, она всё время подстраивается сервоприводом. Большая инерция вращения этому будет только препятствовать, и энергии для её преодоления потребуется гораздо больше. Другой нонсенс — двухблочные проигрыватели. В транспорте вам нужно преобразовать сигнал I2S в S/PDIF, а в конверторе обратно, да ещё с реклокингом. Зачем, когда этого можно избежать, совместив механику и электронику в одном корпусе и синхронизировав всё общим тактовым генератором? Но всегда лучше продать два компонента, чем один, поэтому такие проигрыватели и выпускаются. Вообще должен заметить, что Hi-Fi — совершенно безумная область, где цена изделия совершенно не говорит о его качестве. Вы можете повесить любой ценник, и вещь всё равно купят. Такого нет ни в телевизионной технике, ни в бытовой.
— Как совместить традиции Marantz и пришедшее за долгие годы понимание звука с требованиями современного рынка? Я имею в виду компрессию, компьютерные форматы и всё, что с ними связано.
— Кредо компании Marantz как премиумного брэнда на рынке домашних развлечений обязывает нас удовлетворять все требования современного потребителя, учитывать его интересы и предпочтения. Соответственно, мы не можем оставаться на обочине прогресса.
Прежде всего давайте забудем слово «компрессия». Она была нужна, когда твердотельные носители имели ограниченную ёмкость, сейчас же даже на USB-флэшку можно записать музыку без сжатия, но при пониженном битрейте. А это совсем разные вещи. Кроме того, с появлением накопителей ёмкостью терабайт и выше мы можем и битрейт не снижать. Второй момент — доступность потокового аудио из Интернета. В Японии каждая семья имеет пять выделенных оптических линий, по которым можно получать не только музыку, но и видео с разрешением HDTV. Так что отпадает и ограничение по скорости скачивания. Единственная проблема, которую нам предстоит решить — использование компьютера в качестве источника. Вместе с полезным сигналом через USB-порт попадает очень много мусора, который нужно отсеять, что не так-то просто. Мы воспринимаем новые тренды как вызов, и этот вызов Marantz принимает. Начинается новый, волнующий этап в жизни компании, и вот тут как раз и пригодится весь опыт и понимание звука, о котором вы упомянули.
Blu-ray-плеер второго поколения BD7004 с поддержкой BD-Live и 7-канальный AV-ресивер SR-6004 с декодерами DTS-HD, Dolby True HD и Dolby Pro Logic IIz
Model 9 (1960 г.) — одна из самых ранних моделей Marantz. Моноблок мощностью 2 х 70 Вт в пентоде и 2 х 40 Вт в триоде предусматривал коррекцию фазы сигнала для правильного согласования с акустикой. Цена в стандартном исполнении — $324
«Черные жемчужины» — SACD-проигрыватель SA-KI Pearl и PM-KI Pearl, выпущенные тиражом по 500 экземпляров
Проигрыватель CD-7 (1999 г.) ценится аудиофилами и по сей день — его цена на интернет-аукционах доходит до $2500. Масса 23 кг, омеднённое шасси, привод CDM-12 и 16-битовый конвертор на TDA 1541 Double Crown
А это самая горячая новинка — универсальный проигрыватель UD-9004, поддерживающий форматы Blu-ray, DVD, CD, SACD, DVD-A и др. Высокое качество изображения обеспечивается видеопроцессором Silicon Optix с разрешением 14 бит/ 297 МГц