Магнитная индукция в 1,2 Тл позволила увеличить чувствительность и получить нереально низкие для электроакустического преобразователя искажения — 0,05% при уровне звукового давления 102 дБ
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗВУКОВОГО БАРЬЕРА
К головным телефонам некоторые относятся с предубеждением, дескать, не в состоянии они дать настоящий драйв, который можно почувствовать всем телом. С этим можно согласиться, но не стоит забывать, что у индивидуального прослушивания есть и неоспоримое достоинство: исключение из звукового тракта самого вредного и непредсказуемого элемента — окружающей среды.
Более того, слушать музыку не мешают и внешние шумы, и, даже если наушники открытые, влияние окружающего пространства будет заметно ослаблено. Так что с этой точки зрения воспроизводящий тракт можно считать идеальным. Чтобы ещё приблизиться к идеалу, стоит позаботиться об отдельном телефонном усилителе. При подключении телефонов, особенно высокоомных, к обычному интегральнику оптимальное согласование не получается из-за выходного делителя, ухудшающего демпфирование. Кроме того, многие усилители на малых мощностях имеют повышенные искажения, что не раз подтверждалось нашими измерениями.
Новая модель T1 от немецкой компании Beyerdynamic имеет сопротивление 600 Ом, так что нам без специального усилителя не обойтись. Для полноты исследования мы взяли два — лапидарно-бюджетный Rega Ear и вызывающе роскошный Audio Valve RKV MARK II. Первый собран на микросхемах и транзисторах, второй — на микросхемах и лампах.
Теперь собственно об объекте нашего исследования. Модель T1 интересна не только своей принадлежностью к элитному классу, но и передовыми инженерными решениями. Главное из них отражено в названии — T1 первые в мире наушники, в которых преодолён барьер в один Тесла. Напомню, что в Тесла (Тл) измеряется магнитная индукция, которая в нашем случае характеризует линейность преобразования электрической энергии в звуковую. В традиционных излучателях магнитный керн находится в центре звуковой катушки, здесь же мощные неодимовые магниты размещены вокруг неё. Достигнутая за счёт этого магнитная индукция в 1,2 Тл позволила увеличить чувствительность и получить нереально низкие для электроакустического преобразователя искажения — 0,05% при уровне звукового давления 102 дБ. Частотная характеристика линейна от 5 Гц до 55 кГц благодаря применению двухслойной мембраны из тончайшей алюминиевой фольги.
Сами драйверы расположены не в центре чашек, как обычно, а смещены вперед и развернуты так, что слуховой канал слушателя находится на акустической оси излучателя. Кроме того, за счёт дополнительной воздушной прослойки между ухом и мембраной образуется своеобразная акустическая камера.
Качество изготовления наушников безупречное, что неудивительно — они собираются в Германии вручную. Вилки с просечкой «Т1» выкроены методом лазерной резки, оголовье обшито натуральной кожей, а амбушюры — мягкой тканью. Центральная часть чашек снаружи затянута плотной металлической сеткой, сами же они изготовлены из резиноподобного пластика с хорошими демпфирующими свойствами.
При всём этом конструкция получилась не лишком тяжёлой — 350 г, не считая толстого трёхметрового шнура. Последний заканчивается массивным позолоченным наконечником 6,3 мм.
Поставляются T1 в красивом алюминиевом кейсе с поролоновым ложем.
Телефоны сидят на голове плотно и при этом не вызывают ощущения дискомфорта. Изоляция от внешнего мира практически полная, хотя система при наличии плотной наружней сетки — полузакрытая.
А вот звучание, наоборот, очень открытое и свободное, с колоссальным динамическим диапазоном. Разрешение в верхнем регистре настолько высокое, что поначалу звучание кажется излишне контрастным и иногда даже резким. Подобная ситуация возникла у нас при тестировании Sennheiser HD-800: сначала к ним трудно было привыкнуть, а потом долго не могли слушать другие наушники — даже в HD-580 звук казался безжизненным, словно пробивающимся сквозь плотный занавес. Кроме того, Т1 совершенно иначе передают пространство. Сцена формируется не внутри головы, а выдвигается вперед, причём отдельные мнимые источники фиксируются сознанием на расстоянии до полуметра. И при регулировке громкости субъективные ощущения корректнее описывать не в терминах «тише — громче», а, скорее, как «дальше — ближе».
Упомянутая выше способность к передаче микроконтрастов сочетается с колоссальной макродинамикой: наушники передают весь диапазон симфонического оркестра — от дыхания зала в паузах и буквально до болевого порога на tutti. Отсутствие искажений очень сильно влияет на восприятие, на пиках громкости звук потрясающе чист, но лишь в том случае, если усилитель способен полностью раскачать 600-омную нагрузку. Для этого он как минимум должен иметь высокое напряжение питания. В нашем случае по максимуму достоинства Т1 проявились с Audio Valve RKV, хотя и с Rega Ear результат оказался вполне убедительным.
Объективности ради должен заметить, что телефоны дают и повод для критики. Это, что не раз отмечалось у предыдущих моделей «Баеров», окраска на высоких частотах и подчёркивание сибилянтов. Даже на прекрасно записанном диске Кассандры Уилсон шипящие подаются жёстко, с некоторой агрессией. Правда, чем дольше слушаешь T1, тем труднее объективно провести границу между контрастностью и резкостью при таком тембральном и динамическом разрешении.
В связи с этим я бы не рекомендовал слушать эти телефоны с CD-проигрывателями, в схеме которых нет цифрового фильтра — проникающие на выход ВЧ-помехи будут особенно заметны, если телефонный усилитель столь же широкополосный, как Audio Valve RKV. Придётся подобрать и кабели, по возможности избегая серебра и посеребрённой меди. Поэкспериментируйте с трактом для Beyerdynamic T1 — они того стоят.
P.S. Уже после подготовки статьи стало известно, что Beyerdynamic выпустила собственный телефонный усилитель А1, который будет стоить в России 39500 руб.
Заявленные характеристики Beyerdynamic T1
- Тип преобразователя динамический
- Сопротивление, Ом 600
- Подводимая мощность, мВт до 300
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 5 — 50000
- Уровень звукового давления, дБ
- — номинальный (1 мВт, 500 Гц) 102
- — максимальный (300 мВт, 500 Гц) 126
- Коэффициент нелинейных искажений (1 мВт, 500 Гц), % 0,05
- Чувствительность, дБ (при 1В) 102
- Длина кабеля, м 3
- Масса (без кабеля), г 350
- Производитель Beyerdynamic GmbH & Co. KG (Германия)
- Made in Германия
- www.beyerdynamic.com
- Цена, $ 1295
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1 (134000 руб.)
- Телефонные усилители:
- Rega Ear (10200 руб.)
- Audio Valve RKV MARK II (72500 руб.)
- Межблочные кабели Real Cable CA OCC 90 (4590 руб.)
- Сетевой кабель Physics Style Reference 2 м. ($1755)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
- Radiohead, «The bends». Capitol, 1994. Непричесанный, местами грязный гитарный саунд, звучит гармонично на системе с высоким тембральным и динамическим разрешением
- Cassandra Wilson, «Traveling Miles». Blue Note, 1999. Прекрасно сбалансированный частотный диапазон, редкий по богатству тембров женский вокал
Rega Ear
Небольшая и довольно лёгкая коробочка из тянутого алюминиевого профиля с пластиковой передней панелью. На ней: рельефный логотип фирмы, регулятор громкости, выходное гнездо и две кнопки — Power и Mute. Питается усилитель от сетевого адаптера напряжением 24 В. Выпрямитель и стабилизатор смонтированы на общей плате. Питание однополярное, соответственно, сигнал на выход подается через разделительные конденсаторы — корейские электролиты Samwha 1000 мкФ х 35 В. Аудиотракт собран на сдвоенном операционном усилителе NE5532AP, выходные каскады которого умощнены комплементарной транзисторной парой 2SB1144/2SD1684.
Звучание Rega Ear неброское, но вполне убедительное. Чувствуется малый уровень искажений и правильный музыкальный баланс. Инструменты звучат естественно, динамические контрасты передаются правильно. Правда, общая динамика может показаться слегка зажатой, особенно при прослушивании через высокоомные телефоны. Сильные стороны усилителя — плотный, сочный саунд в нижней середине и быстрый бас.
Сухие цифры
- Максимальная выходная мощность, мВт
- — на нагрузке 32 Ом 525
- — на нагрузке 60 Ом 55
- Номинальная чувствительность, мВ 230
- Входное сопротивление, кОм 24
- Усиление, дБ 21,7
- Частотный диапазон (±1 дБ), Гц 20 — 35000
- Габариты, мм 50 х 182 х 160
- Цена, руб. 10200
Способность к передаче микроконтрастов сочетается с колоссальной макродинамикой: наушники передают весь диапазон симфонического оркестра — от дыхания зала в паузах и буквально до болевого порога на tutti
Audio Valve RKV MK II
Усилитель с роскошным для столь прозаичного применения дизайном. Корпус представляет собой клетку с прозрачной крышкой, сквозь которую видна начинка. Цветовая гамма и сочетание материалов традиционны для этой немецкой фирмы — чёрная эмаль, полированная латунь и преломляющий свет акрил.
Схема усилителя гибридная, в ней используются и полупроводники, и лампы. Входной сигнал после регулятора громкости поступает на ОУ LF351, а затем усиливается по мощности двумя лампами Valvo PCL805, объединяющими в баллоне триод и пентод. Такое решение позволило получить малые искажения при выходном напряжении, достигающем 80 В. Схема бестрансформаторная (OTL), и поскольку ноль на выходе поддерживается патентованной схемой сервопривода, сигнал на телефонные гнёзда подаётся напрямую, без разделительного конденсатора. Выходные каскады работают в классе А.
В источнике питания — тороидальный трансформатор, полупроводниковый выпрямитель и фильтр с конденсаторами RIFA REH506V. Стабилизатор накала выполнен на микросхеме L7805.
Звучание RKV MK II мы оценивали как с подопытными Beyerdynamic T1, так и Sennheiser HD-580, которые уже несколько лет используются нами в качестве контрольных мониторов. Они имеют явные отличия в подаче и тембральном разрешении и тем не менее показали характерные черты усилителя. Главная его особенность — абсолютно мёртвая тишина в наушниках даже при полностью выведенном регуляторе громкости, и это в ламповой схеме! И конечно, сразу чувствуется колоссальная перегрузочная способность — усилитель без малейших искажений раскачивает 600-омные телефоны так, что их можно положить на стол и слушать, как мониторные колонки. Очень понравился верхний регистр — он невероятно прозрачен и чист, даже на записях с жёстким спектром. Динамический диапазон необычайно широк, симфонические записи звучат так, будто находишься рядом с оркестровой ямой. С обычной акустикой такого эффекта можно достичь лишь при колоссальных финансовых вложениях в систему и оформление комнаты.
Впрочем, у перечисленных плюсов есть и обратная сторона — из-за обилия воздуха и ощущения открытого пространства удар кажется не слишком убедительным, словно бестелесным, как в электростатических телефонах. Но этот недостаток — лишь продолжение уникальных достоинств RKV MK II.
Сухие цифры
- Максимальная выходная мощность (синус, нагрузка 100 — 400 Ом), Вт 3
- Номинальная чувствительность, мВ 755
- Коэффициент демпфирования 3600
- КНИ (1 Вт, 200 Ом), % 0,002
- Максимальное выходное напряжение, В 80
- Частотный диапазон (±1 дБ), Гц 15 — 100000
- Потребляемая мощность, ВА 40
- Габариты, мм 360 х 200 х 120
- Масса, кг 6
- Цена, руб. 72500