Топ-модель — это всегда интересно. Тем более если речь идет о видеокамерах Panasonic, в которых можно встретить самые нетривиальные технические решения. Все слышали про позаимствованный у профессионалов трёхматричный оптический блок, но он уже стал классикой жанра. Чем же нас удивит съёмочная техника нового сезона?
ТОТАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Panasonic, как, впрочем, и другие производители, традиционно обновляет линейки съёмочной аппаратуры весной. Здесь главное не упустить момент, ведь в отличие от телевизоров или, скажем, DVD-плееров видеокамеры лучше всего продаются именно в преддверии лета. Оно и понятно, ведь экзотическая поездка наравне с рождением ребенка — одна из двух главных причин их покупки.
В последнее время, правда, даже на эту законную вотчину камкордеров активно покушаются мобильные телефоны и фотоаппараты — и те и другие научились неплохо снимать ролики, а некоторые особо продвинутые модели могут даже записывать их в разрешении Full HD. Впрочем, по мнению генерального директора Panasonic Россия Дзюнитиро Китагавы, серьезной угрозы для жизни традиционных камер они, по крайней мере пока, не представляют. По его словам, на данный момент видеокамеры настолько далеко ушли вперед по качеству изображения и функциональности, что никакие другие гаджеты догнать их просто не в состоянии. Именно поэтому Panasonic делает на этот вид техники серьёзную ставку — до конца текущего года планируется увеличить охват рынка с нынешних двадцати двух процентов до двадцати семи.
Укреплять свои позиции компания намерена в первую очередь за счет аппаратов высокого разрешения — именно здесь есть возможность реализовать технологические наработки, позаимствованные из мира профессионального видео. Кстати, напомню, что Panasonic первой бросила вызов засилью плёночной техники и ещё в 2004 году начала выпускать серьёзные репортерские камеры с записью на флэш-память.
Позвольте, — могут сказать владельцы прошлогодних моделей, — ведь компания и так применяет в любительской технике сборки из трех матриц, да и оптический стабилизатор устанавливается во все FullHD-модели, что же ещё тут можно придумать? Тем более что любительские камеры высокой четкости она выпускает уже четвертый год. За это время все революционные преимущества нового формата изучены и реализованы — ими уже никого не удивишь. Но терзаться догадками нам пришлось недолго, благо сразу после официального анонса представился случай познакомиться с аппаратами новой линейки поближе.
Что греха таить, бывает и так, что новая модель отличается от своей предшественницы чисто косметическими изменениями или какими-то второстепенными параметрами вроде количества лиц, определяемых в кадре. Скажу сразу, это не наш случай — никаким формальным «фэйслифтингом» здесь и не пахнет. Удивительно, но за прошедший год разработчикам каким-то образом действительно удалось серьезно улучшить многие ключевые характеристики. Более того, судя по проспектам, в новых компактах Panasonic применены технические решения, о которых даже владельцы полупрофессиональной съёмочной аппаратуры еще совсем недавно могли только мечтать.
Ну а знакомиться со всеми этими невероятными новшествами мы будем на примере камеры HDС-TM700 — лидера модельной линейки, буквально нашпигованного продвинутыми технологиями.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Редкий случай, когда на корпусе камеры практически отсутствуют глянцевые полированные элементы. Здесь царит титан, точнее, тонированный в неброские благородные тона алюминий. Смотрится такой дизайн крайне респектабельно, к тому же он практичен — следов пальцев на матовом металле не остается вообще. Пластик, понятное дело, тоже присутствует, его фактура и твёрдость вызывают ассоциации с промышленными или даже военными приборами. Штампованная решётка многоканального микрофона традиционно помещена над объективом, но теперь она слегка возвышается над поверхностью корпуса — очень может быть, что таким способом конструкторы попытались улучшить разделение звука по каналам.
Салазки для аксессуаров хитрые — чтобы ими воспользоваться, требуется адаптер (входит в комплект), зато они не мешают и совсем не занимают места.
Верный способ определить класс аппарата, не включая его — внимательно присмотреться к мелочам. Стальные петли крышек, винты вместо пластиковых защёлок, полный комплект разъёмов, — все признаки говорят о том, что перед нами действительно техника «с претензией». Единственное, на чём почему-то не заострили внимание дизайнеры, так это аккумулятор. Прямоугольный кирпичик никак не сочетается по форме с основным блоком и даже отличается от него по цвету.
Большим плюсом нужно признать наличие у HDС-TM700 видоискателя. Штука эта настолько же полезная, насколько и редкая в современных флэш-камах. Кто снимал на залитом солнцем пляже или среди слепящих горных снегов, тот оценит. Кстати, стоит его выдвинуть, и камера включится автоматически.
МОТОР!
Прецизионно выполненные рычажки и кнопки, трёхдюймовый сенсорный монитор, приятный на ощупь ремешок со стильной красной отстрочкой — как ни банально это звучит, но «семисотую» действительно приятно держать в руках. Чего стоит один только поворот массивного кольца управления: под пальцами ощущается рифлёный металл, ход мягкий, никаких люфтов нет и в помине — в такие моменты легко представить себя знаменитым режиссером или оператором.
О том, что в новой топ-модели установлена широкоугольная оптика, можно догадаться по бленде с необычно большим раскрывом. За хитрой сферической шторкой прячется крупная выпуклая линза, обеспечивающая эквивалентное фокусное расстояние 35 мм — против 44,9 мм у прошлогоднего лидера HDС-TM300. Проще говоря, угол охвата теперь позволяет нормально снимать даже в небольшой комнате, под завязку наполненной людьми.
Светосила у новой модификации объектива Leica Dicomar тоже улучшилась. Казалось бы, между значениями 1,8 и 1,5 разница небольшая, но величина эта изменяется по экспоненте, так что на самом деле новая оптика светлее ровно в полтора раза.
Формально трансфокатор 12-кратный, но благодаря т.н. интеллектуальному зуму диапазон фокусных расстояний шире — примерно 18х. Хитрость тут в следующем: на большом приближении сигнал снимается только с центральной части матрицы, что делает масштаб картинки еще крупнее. Ну а избыточное количество пикселей в MOS-чипах позволяет проделывать такой фокус практически без потери разрешения видеокадра.
СНЯТО!
32 гигабайта встроенной памяти — это, конечно же, немало. Однако продолжительность записи в наилучшем качестве у ТМ700 не так уж и велика: 2 часа 40 минут против 4 часов у предшественницы ТМ300, снабжённой набортной флэшкой такого же объёма.
Дело, разумеется в битрейте. У нашей героини он достигает 28 Мбит/с — рекордный показатель для непрофессиональной техники. Так что в обмен на подросшие аппетиты камеры оператор получает не просто увеличение чёткости изображения, но гораздо более презентабельную картинку в принципе. Дело в том, что «семисотая» может снимать видео и в чересстрочном, и в прогрессивном формате 1080р. То есть мерцание, особенно заметное на телевизорах, не поддерживающих режимы развертки в 100 и более герц, досаждать больше не будет.
Позаботились разработчики и об устранении вибраций. Новая версия оптического стабилизатора действительно оказалась заметно эффективнее. Особенно порадовал активный режим — в нём поглощаются даже резкие толчки с большой амплитудой, причём система не теряет хваткости во всем диапазоне фокусных расстояний.
Ну а что касается продолжительности записи, то увеличить её особого труда не составляет. Начиная с этого года камеры Panasonic поддерживают новый формат флэш-карточек, получивший название SDXC. Как нетрудно догадаться по названию, это очередная реинкарнация флэшек стандарта Secure Digital. Прогресс заключается в применении файловой системы exFAT, которая дает возможность увеличить объём хранимой информации до 2 Тб против 32-гигабайтного лимита SDHC. В реальности таких объёмных карт пока не существует, но модели на 64 Гб Panasonic и Toshiba уже анонсировали. Разумеется, совместимость с более ранними форматами SD сохранена, главное, чтобы старые носители поддерживали достаточно высокую скорость записи.
ТИТРЫ
После столь подробного описания всевозможных технологических вкусностей остается только разобраться, каким образом они отразились на самой главной характеристике камеры — качестве изображения.
Итак, подключаем «семисотую» к 42-дюймовой плазменной панели Panasonic VIERA PR42V10. Первое ощущение — по сравнению с моделями прошлого поколения картинка стала значительно резче. Чёткость такая, что на сложных фактурах вроде травы или тканей одежды различимы самые мелкие детали.
Воспроизведение цветов можно признать почти безупречным — и яркие кричащие краски, и тонкие пастельные тона отображаются одинаково корректно, причём насыщенность оттенков на цветовое разрешение почти не влияет. Иногда, правда, камера все же позволяет себе слегка облагородить действительность. Если внимательно изучить ролики, снятые при дневном освещении на полном автомате, то кое-где на облаках и в атмосферной дымке можно заметить нежную небесную синеву — даже если на самом деле небо в момент съёмки было серым и пасмурным.
Приятно, что увеличение угла обзора оптики почти не отразилось на качестве картинки. В самом широкоугольном положении на тестовых кадрах можно разглядеть небольшие хроматические аберрации и бочкообразные искажения, но на реальной картинке они практически незаметны.
Что касается съёмки при низкой освещенности, то даже в глубоких сумерках она радует неплохой точностью баланса белого. Цветовых шумов на изображении нет — вместо них в какой-то момент появляется своего рода вуаль, заметно скрадывающая резкость, но сохраняющая общую презентабельность картинки.
Подводя итог, можно сказать, что тотальная модернизация топ-модели разработчикам явно удалась. В сравнении с предшественницей практически все системы стали работать быстрее и увереннее, а улучшение качества картинки заметно, что называется, невооруженным взглядом. Да, кстати, рекомендованная цена тоже была оптимизирована — стала на 8 тысяч рублей меньше, чем у предшественницы.
СУХИЕ ЦИФРЫ
Основные параметры
- Формат компрессии MPEG4-AVC/H.264
- Встроенная память 32 Гб
- Флэш-карта SD/SDHC/SDXC
- Формат сигнала 1080/50p
- Матрица 3 x 1/4,1” MOS 3,05 мпикс. (3 x 2,53 эффективных)
- Макс. разрешение в режиме фото 4608 х 3072
- ЖК-монитор 3” LCD; 16:9; 230 тыс. пикс.
- Видоискатель 0,27” LCD; 16:9; 123 тыс. пикс.
- Цветовой диапазон x.v.Colour да
- Мин. освещенность, лк 1 (с функцией ночного видения)
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 3,45 — 41,5. 35-мм. эквив.: 35 — 420 (видео), 35,7 — 428 (фото)
- Светосила F1,5 — 2,8
- Кратность 12х
- Цифровой Zoom 700х
- Крепление насадок, резьба (с блендой/без бленды), мм 46
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI да (miniHDMI)
- Компонентный выход дa
- DV/HDV (IEEE 1394) нет
- USB да
- Композитный вход/выход нет/да
- Гнезда для наушников/микрофона да/да
Общие характеристики
- Встр. микрофон 5.1, с изменяемой направленностью
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
- Напряжение питания (аккумулятор/адаптер) 7,2/9,3 В
- Потребляемая мощность, Вт 6,0
- Габариты (Ш х В х Г), мм 66 х 69 х 138
- Масса готовой к работе камеры, г 440
- Made in Япония
- Цена, руб. 50999
Я тебя знаю!
Распознаванием лиц в кадре сегодня уже никого не удивишь, такой функцией могут похвастаться почти все современные видеокамеры и фотоаппараты. Но и здесь специалисты Panasonic придумали что-то новое: HDС-TM700 не просто настраивает яркость и цветовой баланс по лицам — камера узнаёт именно тех людей, которым оператор хочет оказать внимания больше, чем остальным. Достаточно снять портреты членов семьи в режиме регистрации, после чего камера станет оптимизировать изображение и наводиться на резкость, ориентируясь именно на них, даже если любимые физиономии мелькают где-то на заднем плане. Более того, рядом с рамкой, отмечающей зафиксированное системой лицо, будет появляться имя снимаемого персонажа.
Если же заинтересовавшая вас персона попадает в объектив впервые, то чтобы переключить внимание камеры на нее, достаточно просто дотронуться пальцем до изображения ее лица на экране — автоматика будет ориентироваться на новый объект до тех пор, пока тот не исчезнет из кадра.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
HD Writer AE 2.1 — копирование видеозаписей и фотографий на жёсткий диск компьютера, компоновка и запись Blu-ray и DVD.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Высокая чёткость картинки может стать минусом, если ваш телевизор не поддерживает разрешение FullHD. При масштабировании самые мелкие детали рискуют «попасть между пикселями», что приводит к дрожанию или шевелению отдельных фрагментов.
При таком диапазоне фокусных расстояний у оператора всегда есть простор для маневра — в кадр можно вписать и обширную панораму, и отдельный удаленный объект
Вертикальная четкость превышает 900 твл, что на сотню линий больше, чем у прошлогодней HDС-TM300. Лёгкие хроматические аберрации, судя по всему, объясняются неординарной широкоугольностью оптики
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Впечатляющая чёткость изображения, широкоугольность объектива, работа в сумерках, добротность исполнения и эргономика корпуса, наличие видоискателя, поддержка флэш-карт SDXC.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Аккумулятор по дизайну не сочетается с самой камерой, малое разрешение картинки в видоискателе.