фоторепортаж: 1 2 3 4 5
интервью: Black Rhodium, GTE, Kaiser acoustics, Shunyata Research, T+A, YG Acoustics
коротко о главном: Pioneer, Burcev Audio, Aleks, Optic Revolution, Real Cable, Physics Style
БОРЬБА ЗА ПУСТОТУ
Американская компания Shunyata Research одной из первых поняла необходимость защиты от помех, проникающих по электрической сети. Несмотря на высокую стоимость изделий, их охотно покупают не только любители музыки, но и профессионалы с мировым именем. Рецептами чистого питания делится директор по продажам Грант Самуелсен (Grant Samuelsen).
— Ничего, если я первый вопрос задам о названии фирмы? Вас, наверное, уже достали…
— Все нормально, мы это заслужили. Жена Кэлина Гэбриэла, владельца компании (правда, теперь уже бывшая) долго жила в Индии и увлекалась буддизмом. Shunyata на санскрите означает «чернота, абсолютная пустота, из которой возникло всё сущее». Соответственно, наша продукция призвана создавать чёрный фон, пустоту, из которой появляется музыка. Сам же Гэбриэл служил в Агентстве Национальной Безопасности, где занимался разработкой сверхчувствительной аппаратуры. Естественно, при этом главной задачей была борьба с шумами. Как выяснилось, большая их часть появлялась не в самой схеме, а проникала извне через источник питания. Между тем разработчики аудиотехники не уделяют этому должного внимания, а всеми способами стараются улучшить отношение сигнал/шум усилительных каскадов. Вот почему техника с близкими характеристиками звучит по-разному — отличия обусловлены конструкцией источников питания. Кроме того, в аудиосистеме компоненты не только получают помехи из электрической сети, но и взаимодействуют через неё между собой.
— Вы имеете в виду помехи от импульсных трансформаторов? Но они в Hi-Fi применяются очень редко…
— Не только это. Обычный усилитель, работающий в классе АВ, имеет импульсное потребление тока, и эти скачки через силовой трансформатор передаются в сеть. Кроме того, выпрямитель дает ВЧ-помехи не только в питающуюся от него схему, но и вторичную обмотку трансформатора. А ведь в данном случае он работает как повышающий!
— Насчёт выпрямителей — разве эта проблема не решается с помощью диодов Шоттки?
— Лишь частично. Они все равно дают помеху в гигагерцовой области, от которой очень трудно избавиться. Иногда помогают всевозможные фильтры с дросселями и ферритом, но они могут ухудшить динамику звучания. Мы посвятили 15 лет тому, чтобы разобраться, как качество питания влияет на работу аудио- и видеотехники, и поняли, что универсальных решений не бывает. Поэтому Shunyata Research выпускает несколько линеек изделий разного назначения. Технологический потенциал компании огромен — помимо криогенной обработки проводников, мы также пропускаем расплавленный металл через мощное электромагнитное поле, меняющее его структуру на молекулярном уровне. После этого ток встречает на своём пути гораздо меньше препятствий. Прототип каждого изделия отслушивается, и только после этого принимается решение о его серийном выпуске.
— Насколько я знаю, первой продукцией Shunyata Research были сетевые кабели…
— Да, мы начали с них, как главного элемента системы питания, и лишь потом перешли к выпуску распределителей Hydra. Сетевой кабель — продолжение первичной обмотки трансформатора, и от его конструкции зависит очень многое. Нами запатентована геометрия двойной противонаправленной спирали, в которой отдельные проводники в любой точке кабеля расположены перпендикулярно друг другу, и их электромагнитное взаимодействие минимально.
Мы также долго искали материал для контактов и покрытие для них. Серебро, например, даёт очень сильный, резкий звук с акцентом на высокие частоты. Неплохие результаты дают родий, цинк и латунь определённого состава. Большое значение имеет усилие, с которым вилка вставляется в розетку, т.е. оптимальный диаметр полюсных наконечников.
— Но ведь розетки-то в домах разные, и кто знает, какие там контакты!
— В США используются розетки Hubble, это стандарт де-факто. В других странах мы советуем розетки поменять, это не так уж сложно и дорого. Но самое главное, как я уже говорил, разделить все звенья системы по питанию. Тогда CD-транспорт, например, или DAC не будут влиять на аналоговые компоненты. Это предусмотрено в распределителях Hydra, в них на каждую розетку установлен свой фильтр, а перед ним — элементы защиты от выбросов напряжения вплоть до нескольких тысяч вольт. Надёжность этих устройств такова, что за 12 лет в ремонт попали только два, а эффективность развязки такая же, как у отдельно проложенных линий питания от электрощита до каждого компонента. Это притом что Hydra8, например, имеет восемь выходных розеток. Тем не менее некоторые усилители, в частности ламповые, лучше питать напрямую, минуя все фильтры и распределители.
— В США сетевое напряжение 117 В, а в России 220. Значит ли это, что по отношению сигнал/шум мы в более выигрышном положении?
— Конечно. Я точно знаю, что в Европе «Гидры» работают лучше, чем в Штатах.
— В двух словах, как влияют «Гидры» на звучание, ну, скажем, транзисторных усилителей?
— Самый интересный эффект в том, что усилители даже в классе А меньше греются. Очевидно, из-за того, что в выходной каскад не попадают лишние ВЧ-составляющие сигнала. Кроме того, клиппинг наступает при больших уровнях громкости, поскольку снижается общий уровень искажений. При том условии, что мощность распределителя соответствует потреблению. Нас часто спрашивают: если Hydra2 дешевле Hydra6, значит, она хуже? На самом деле «двойка» — лучший вариант для усилителя мощности, поскольку в ней отсутствует защитный прерыватель, а фильтр упрощён до предела. Соответственно, сопротивление току минимально. Если говорить о цифровых компонентах, то они начинают звучать более расслабленно, «аналогово».
— Сколько человек работает в компании?
— Всего 16, большая часть из которых непосредственно заняты в производстве. Я единственный, кто отвечает за продажи, один на весь мир. Притом что наши изделия продаются не только частным покупателям, но и многим крупным производителям — Wilson Audio, Focal, SIM2. В 2004-м мы отослали несколько образцов на студию Дэвида Гилмора, после чего продали изделий на четверть миллиона долларов — он купил сам и порекомендовал инженерам Abbey Road, Джеймсу Кэмерону, Алану Парсонсу, Джеймсу Гатри* и продюсерам Sony Music. После такого признания перед нами открыты все двери в мире профессионального аудио. Тем не менее наши дилеры всё ещё вынуждены доказывать инсталляторам и розничным покупателям преимущества правильного питания.
* James Guthrie — звукорежиссёр Pink Floyd, сделавший, в частности, ремастеринг «The Dark Side of the Moon» для SACD.