ИМПУЛЬСИВНАЯ НАТУРА
Примером может служить NAD M2, неожиданная и смелая попытка создать бескомпромиссный усилитель с современной архитектурой и идеальными параметрами. А смелая потому, что предпочтение было отдано импульсной схемотехнике, реализовать которую на достойном качественном уровне и при вменяемой цене, честно говоря, пока не удавалось никому. Между тем цифровые технологии очень заманчивы, поскольку открывают перед разработчиком совершенно новые горизонты. И прежде всего это вечный вопрос согласования с акустикой. У большинства современных «аналоговых» усилителей прекрасные характеристики, но они, как правило, получены на синусе и эквиваленте нагрузки. На музыкальном сигнале и работе с реальными колонками, имеющими комплексное сопротивление, да ещё зависящее от частоты, картина может измениться радикальным образом. Именно поэтому усилители с одинаковыми параметрами и звучат по-разному.
Для решения этой проблемы специалистам NAD пришлось разрабатывать принципиально новую схемотехнику, на что ушло более пяти лет. В отличие от других «цифровых» усилителей — TACT Millennium, Sharp SM-SX100 и т.д. — новинка от NAD работает в т.н. классе Z. Название было присвоено в честь британского производителя полупроводников Diodes Zetex, без которой реализация проекта была бы невозможной. В основу тракта положены две специализированные микросхемы — цифровой модулятор ZXCZM800 и процессор аналоговой обратной связи ZXCZA200. На этом чипсете реализован принцип DDFA (Direct Digital Feedback Amplifier), т.е. прямое преобразование входного формата PCM в сигнал с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ), который и управляет мощными полевыми транзисторами. Таким образом, аналоговых цепей в усилителе нет вообще, и даже уровень громкости меняется процессором с разрядностью 35 бит. Это позволило получить недостижимую для аналоговой схемотехники глубину регулировки 120 дБ и пренебрежимо малый расбаланс между каналами. Но главное — выходная мощность (2 х 250 Вт RMS) и демпфинг-фактор усилителя (>2000) не зависят от сопротивления подключенной к нему акустики. Характер нагрузки отслеживается процессором, который 108 млн. раз в секунду сравнивает выходной ШИМ-сигнал с образцовым и мгновенно выдает команду на коррекцию ошибки. Погрешность при поддержании амплитуды не превышает 0,5 дБ при колебаниях импеданса от 1 до 8 Ом.
Ещё одним принципиальным качественным отличием M2 можно считать одинаково малый уровень шумов при любой громкости, что недостижимо в традиционных усилителях. В схеме также имеется отключаемая система Soft Clipping, которая работает так же, как в аналоговых моделях NAD, но реализована программно в сигнальном процессоре.
Для цифровых источников предназначены пять входов: два коаксиальных, два оптических и балансный AES/EBU. Аналоговый сигнал через разъёмы RCA и XLR поступает на дельта-сигма АЦП, при этом задаётся оптимальная частота дискретизации — 48, 96 или 192 кГц. Благодаря применению современной элементной базы и эффективных мер борьбы с джиттером достигается рекордно высокая линейность преобразования вплоть до уровня -120 дБ. Имеются и выходы SPDIF и TosLink, через которые в тракт усилителя можно включить дополнительные цифровые устройства, например, эквалайзер или процессор звуковых эффектов.
Мы уже привыкли к тому, что цифровые усилители легче и компактнее обычных, поскольку они не нуждаются в мощном источнике питания. В нашем же случае ставилась задача создать усилитель, превосходящий современные аналоговые образцы, поэтому вопрос экономичности был далеко не главным. В М2 три силовых трансформатора: по одному на каждый канал для реализации принципа «двойное моно» и ещё один для развязки цепей управления. Отсюда и приличная масса — более 20 кг. Выходные MOSFET’ы работают при высокой частоте переключения, поэтому установлены на мощных теплоотводах. Аппарат заметно греется даже в отсутствие сигнала и даже сильнее, чем 100-ваттный интегральник класса АВ.
Разумеется, мы подключили источник по цифре, через коаксиальный вход. При этом из тракта исключаются ЦАП и выходной буфер проигрывателя, аналоговые кабели и АЦП усилителя. Говорят, что первое впечатление самое верное, но в нашем случае это явно не так. Чтобы по достоинству оценить звучание М2, к нему нужно привыкнуть. От фирменного характера усилителей NAD — деликатного и по-английски сдержанного — не осталось ничего. Звуковая сцена выдвинута на слушателя, кажется, что до музыкантов можно дотянуться рукой. Энергетический посыл очень мощный и быстрый, но точечные удары М2 не наносит, а буквально накрывает с головой. Поначалу такая манера кажется излишне напористой, особенно на симфонической музыке, но по прошествии некоторого времени начинаешь понимать: это и есть та самая свобода, за которую бьются многие разработчики. Притом что масштабная картина рисуется довольно крупными мазками, она не лишена приятных подробностей. Это может быть необычно рельефное звучание флейты на фоне оркестра, длинный шлейф удара по тарелкам или каскад послезвучий большого барабана. Единственное, чего не любит M2 — записей с жёстким спектром в ВЧ-области. Как бы тщательно ни фильтровался сигнал на выходе импульсного усилителя, остаточные гармоники в нём всегда будут, что и даёт интерференцию на самом краю слышимого диапазона. Чтобы свести к минимуму этот эффект, следует избежать «ярких» акустических кабелей с серебряными (или посеребрёнными) проводниками и подобрать колонки поспокойнее, лучше с шёлковыми твитерами.
А усилитель того стоит. Характер подачи абсолютно не зависит от уровня громкости, любые динамические перепады даются ему легко, без компрессии на пиках и потерь на уровнях, близких к порогу слышимости. Паузы между треками абсолютно мёртвые, а на концертных записях слышна подвижная атмосфера зала.
Но, в общем-то, М2 — не совсем усилитель. По сути, это мощный ЦАП, в котором аналоговый сигнал присутствует только на выходных клеммах. А это позволяет не только сделать тракт предельно коротким, но и обрабатывать входной сигнал принципиально иным способом. Не исключено, что следующие модели будут иметь систему автокалибровки под конкретное помещение и/или многополосные эквалайзеры для исправления нелинейности акустики и многое другое из того, на что способны современные DSP. Главное, начало положено.
Заявленные характеристики NAD M2
- Выходная мощность каждого канала на нагрузке 4/8 Ом, Вт
- — продолжительная 250
- — динамическая IHF >500
- Коэффициент искажений (20 Гц — 20 кГц, 0,5 — 250 Вт), % <0,004
- Отношение сигнал/шум (не взвешенное, 1 Вт), дБ -91
- Полоса воспроизводимых частот (±0,3 дБ), Гц 20 — 20000
- Демпфинг-фактор (20 — 20000 Гц) >2000
- Динамический диапазон, дБ 120
- Разделение каналов (10 кГц), дБ >90
- КПД, % 90
- Габариты, мм 435 х 454 х 133
- Масса, кг 20,2
- Цена, $ 5999
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Gustav Mahler, «Das Lied von der Erde». Harmonia Mundi, 1994
- Laibach, «Anthems». Mute Records, 2004
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella And Louis». Verve, 1956/2000
СИСТЕМА
- CD/SACD-проигрыватель NAD M5 ($2240)
- Акустические системы KEF Reference 203.2 ($9619)
- Кабели:
- — межблочные The Chord Company Indigo ($1756)
- — цифровой The Chord Company Codac Silver Plus ($80.50)
- — акустические The Chord Company Solstice 2 х 2 м ($3520 за пару)
- — cетевые WireWorld Electra ($485)
- Стойка Norstone Bergen 2 ($400)