НЕВЫСОКАЯ ЦЕНА ВЫСОКОЙ ЧЁТКОСТИ
С момента появления камер формата 1080i их производители не устают снабжать нас подробной информацией о том, почему высокое разрешение обходится покупателям настолько дорого. CMOS-матрицы с невероятным количеством мегапикселей, прецизионная оптика, большие объёмы встроенной памяти — такие технологические роскошества действительно стоят немалых денег, но это лишь одна сторона медали, точнее, рекламной листовки.
Еще одна причина дороговизны кроется в том, что до недавнего времени техника, поддерживающая полноценную работу с сигналами высокого разрешения, автоматически причислялась к премиум-классу. Со всеми вытекающими отсюда ценовыми последствиями. И, между прочим, ничего предосудительного в подобной тактике нет — компаниям нужно отбивать внушительные средства, потраченные на разработку новых форматов и аппаратуры. С залежами камер стандартного разрешения тоже надо было что-то делать — резонно, что распродажи и скидки в основном касались техники старого доброго PAL, а вовсе не продвинутых аппаратов нового поколения.
Но, как известно, всё когда-нибудь заканчивается. Это я не к тому, что производители наконец распродали все запасы техники стандартного разрешения и выпускать её больше не собираются. Просто аппараты, снимающие в формате 576i, постепенно вытесняются из сектора туристической и даже семейной съёмки в сферу несложных ультракомпактных дивайсов, ориентированных в основном на интернет-блоггеров.
Ну а освобождающееся место естественным образом занимают камеры Full HD. Причём армии «отпускных» операторов по большей части требуются не полупрофессиональные, а компактные модели с несложным управлением и необременительным ценником.
Можно сказать, что смена поколений камкордеров происходит путём тихой революции, и именно ей мы должны быть благодарны за «демократизацию» высокого разрешения. Что же касается дебатов относительно дороговизны производства многомегапиксельных матриц и сложной оптики, то, как это обычно и случается, с началом по-настоящему массовых продаж острота данной проблемы быстро пойдет на убыль. Тем более что требования к картинке в массовом ценовом сегменте не такие жёсткие, как для аппаратуры премиум-класса.
Сегодня мы как раз и познакомимся с одним из представителей новой волны Full HD-флэш-камов, по большей части предназначенных для семейного использования. Другими словами, рассчитанных на операторов, которые ценят простоту съёмочного процесса, в работу автоматики предпочитают лишний раз не вмешиваться, ну и, конечно же, не намерены во всём себе отказывать, выкраивая из бюджета внушительную сумму на покупку камеры, по техническому совершенству приближающейся к реактивному истребителю.
Итак, на что же мы можем рассчитывать, отправляясь на поиски несложной в использовании и относительно недорогой камеры высокого разрешения?
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Samsung HMX-H204 входит в новое семейство HD-камов 2010 года, описание которого с недавнего времени можно найти на русскоязычном сайте компании. Судя по анонсам в новостных лентах, в скором времени нас ожидает появление и куда более продвинутых камер серии S с беспроводным интерфейсом Wi-Fi и предназначенных для настоящих энтузиастов домашнего видео. Однако пока этого не произошло, внимание снимающей братии сосредоточилось на трёх камерах серии H200. Помимо HMX-H204 в неё входят аппараты с индексами 205 и 200. Друг от друга они отличаются исключительно объёмом бортовой памяти. Если наша испытуемая оснащена твердотельным накопителем на 16 Гб, то у «двести пятой» его объём в два раза больше, а у «двухсотой» он отсутствует вовсе — она снимает исключительно на карточки SDHC.
Компактный корпус «двести четвертой» по длине совсем немного превосходит размер ЖК-экранчика, так что в крупной мужской ладони камера помещается практически целиком — выглядывают только объектив и аккумулятор.
Черная глянцевая лакировка смотрится нарядно, отпечатки пальцев на ней, конечно же, остаются, но заметить их можно, только если как следует приглядеться. А вот с чем действительно могут возникнуть проблемы, так это с почти зеркальным покрытием экрана — в солнечную погоду он здорово бликует.
Шторки с ручным приводом скрывают объектив Schneider Kreuznach. Он совсем небольшой, однако обладает выдающейся, по понятиям HD-оптики, кратностью — 20х. Сигнальных разъёмов на корпусе всего три: аналоговый выход, USB и miniHDMI. Все они собраны по левому борту и прикрыты общей крышкой. Между прочим, с помощью USB камкордер умеет не только обмениваться с компьютером медиафайлами, но и заряжать аккумулятор — редкое и весьма полезное свойство. А вот слот SDHC особой эргономичностью не отличается: чтобы сменить карточку, правую ладонь необходимо освободить от ремешка, переложив камеру в левую руку.
МОТОР!
Я уже не раз обращал внимание на то, что работать с тач-скрином гораздо удобнее, когда основные съёмочные функции связаны не с сенсорными, но с полноценными «железными» органами управления. Создатели HMX-H204, видимо, придерживаются такого же мнения, по крайней мере они не поленились разместить рядом с экраном настоящие кнопки запуска записи, вызова оперативного меню, а также качельки зумирования. Экранные пиктограммы достаточно крупны и вполне нажимаются именно пальцем, а не кончиком ногтя. Возможности сенсорного управления впечатляют: здесь предусмотрена не только фокусировка по объекту, на изображение которого оператор указал пальцем, но и его фотосъёмка при повторном касании. Немного расстроила разве что кнопка переключения режимов, которую ничего не стоит нажать случайно.
Надёжная работа экспозиционной автоматики для недорогих камкордеров, пожалуй, даже важнее, чем для их полупрофессиональных коллег, ведь подавляющее большинство семейных фильмов снимаются именно на «автомате». Чтобы не морочить новичкам голову даже относительно несложными настройками, система Smart Auto сама выбирает один из восьми сюжетных режимов и уже в соответствии с ним устанавливает режимы работы затвора, автофокуса, стабилизатора изображения и т.п.
Из спецэффектов у «двести четвертой» имеется быстро входящая в моду интервальная съёмка, помогающая заснять в ускоренном виде медленно протекающие процессы — например, как распускается цветок.
СНЯТО!
К нам на тестирование прислали не серийную камеру, а так называемый инженерный образец. Судить о качестве картинки по раннему сэмплу было бы некорректно, тем более что просьба не делать этого появлялась на экране при каждом включении. Однако тестовую съёмку мы все же провели, и её результаты оказались достаточно интересными. Дело в том, что с этого года Samsung начал использовать новый тип CMOS-матриц — BSI. На подобные сенсоры с «обратным» расположением светочувствительного слоя сейчас переходят многие производители — такая конструкция позволяет избежать потерь света при его прохождении через слой проводящих элементов, а значит, улучшает качество картинки при низких уровнях освещения. Samsung заявляет о двукратном росте светочувствительности при переходе с традиционных сенсоров на BSI.
На практике оказалось, что HMX-H204 действительно очень неплохо снимает в сумерках. По крайней мере уровень цветового шума в глубоких тенях оказался заметно ниже, чем у прошлогодних моделей с матрицами похожих размеров.
Цветопередача и динамический диапазон яркости тоже улучшились — для недорогого компактного флэш-кама их можно признать отличными, причем безо всяких скидок на сырость тестового экземпляра. Кстати, единственным ярко выраженным «глюком» оказалась неравномерность резкости по полю кадра и неидеальная центровка оптики, в остальном наш предсерийный образец отработал без нареканий.
Сведений об эквивалентном фокусном расстоянии объектива, к сожалению, нигде найти не удалось, но, судя по достаточно широкому углу охвата, широкоугольное положение оптики в «пленочном» измерении соответствует примерно 37 мм — очень неплохой показатель.
ТИТРЫ
Шестнадцать с половиной тысяч рублей по курсу на конец марта стоили примерно 557 долларов. Честно говоря, если бы год назад мне сказали, что за такую сумму в скором времени можно будет купить Full HD-камеру с оптическим стабилизатором и 16 гигабайтами памяти, я ни за что бы не поверил. Разумеется, чудес на свете не бывает, и столь гуманная цена объясняется не только стремлением производителя продвинуть высокое разрешение в народные массы. Функциональностью и сногсшибательными параметрами аппаратов топ-класса «двести четвертая», конечно же, не обладает, но на своём уровне её вполне можно признать законодательницей моды, или, как сейчас модно выражаться, трендсеттером. Даже по инженерному образцу можно судить о заметном прогрессе качества изображения в сравнении с прошлогодними моделями. Отделка корпуса не может похвастаться фрезерованным металлом или углепластиком, но она лишена и дешёвых аляповатых «красивостей», а потому смотрится вполне достойно.
С точки зрения эргономики особых проблем тоже не наблюдается, разве что положение микрофона и кнопки Mode могло бы быть поудачнее — слишком уж велик риск непреднамеренно задеть их пальцами.
В целом же аппаратик получился простым, компактным и на редкость практичным — именно то, что надо для семейных выездов к морю. Да, чуть не забыл. К вышеперечисленным достоинствам нужно ещё добавить большой ресурс аккумулятора и встроенную монтажную программу. Ну чем не идеал отпускной камеры?
СУХИЕ ЦИФРЫ
Основные параметры
- Формат компрессии H.264/AVCHD
- Встроенная память 16 Гб
- Флэш-карта SDHC
- Форматы сигнала 1920×1080/50i, 1280×720/50p, 720×480/50p
- Матрица 1/4,1” CMOS 3,32 мпикс. (2,07 эффективных)
- Макс. разрешение в режиме фото 2880 х 1620
- ЖК-монитор 2,7” LCD; 16:9; 230 тыс. пикс.
- Видоискатель нет
- Скорость затвора, с 1/60 — 1/10000 (видео)
- Мин. освещенность, лк 3
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 3,2 — 64
- Светосила F1,8 — 3,7
- Кратность 20х
- Цифровой Zoom 200х
- Крепление насадок, резьба, мм 34
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI да (miniHDMI)
- Компонентный выход дa
- DV/HDV (IEEE 1394) нет
- USB да
- Композитный вход/выход нет/да
- Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
- Встр. микрофон стерео
- Пульт ДУ в комплекте нет
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/нет
- Напряжение питания (аккумулятор/адаптер), В 3,7/5
- Потребляемая мощность, Вт 3,2
- Габариты (Ш х В х Г), мм 58,5 х 59,3 х 111,65
- Масса (без аккумулятора), г 283
- Made in Китай
- Цена, руб. 16490
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Intelli-Studio 2.0 (Windows) — встроенная в камеру монтажная программа.
ПОСМОТРЕЛ САМ, ПОКАЖИ ДРУГИМ
Мы уже рассказывали о крайне удачной идее хранить программу видеомонтажа непосредственно в памяти самой камеры (www.salonav.com/arch/2010/01/036.shtml). Такая хитрость дает оператору возможность иметь под рукой нужный софт независимо от того, насколько далеко от своего домашнего компьютера он находится.
Особенно приятно то, что разработчики Samsung не остановились на достигнутом и продолжают совершенствовать своё уникальное творение. Во встроенной памяти HMX-H204 была обнаружена вторая версия Intelli-Studio, которая позволяет не только просматривать фотографии и монтировать ролики, но и может напрямую работать с онлайновыми медиапорталами Flickr, Facebook и YouTube. Алгоритм настолько прост, что его сможет освоить даже человек, весьма далекий от современных интернет-технологий: достаточно выбрать нужный ролик или фотографию и указать, на каком именно сайте их требуется разместить.
Что касается компьютера, на котором, собственно, и запускается программа, то требования к его конфигурации не слишком суровые — подойдет машина с процессором не слабее Intel Core 2 Duo 1,66 ГГц или AMD Athlon X2 2,2 ГГц и операционной системой Windows XP SP2/Vista/7.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
С помощью команды Storyboard Printing можно извлечь из видеофайла и сохранить в памяти 16 сюжетно важных скрин-шотов. Таким образом, оператор буквально за несколько секунд ознакомится с содержанием любого ролика.
Тонкие жёлто-розовые оттеночные переходы отображаются достаточно точно, автоматическая настройка экспозиции практически безупречна
Вертикальная чёткость порядка 750 твл — совсем неплохо, и есть все основания полагать, что в серийных экземплярах она может оказаться еще выше
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Компактность, большой диапазон зумирования и широкий угол обзора объектива, достойная цветопередача, светочувствительность сенсора BSI, зарядка от USB.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Не слишком удачное расположение слота SDHC, микрофона и кнопки Mode.