Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. Характеристика порта фазоинвертора показана отдельно (черная кривая слева).
Напольная акустика в сочетании с кабелями
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СВЕРХПРОВОДНИКИ
- Dynaudio/Ocos Ultra
- Cardas QuadLink 5-c
- Silent WIRE LS12
- Tara Labs RSC Reference Generation 2+
- BlueNote Pise
- Transparent Wire MusicWave Super
- Shinpy Quasar Spk
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АКУСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- Bowers&Wilkins 803D
- Dynaudio Focus 360
- Odeon Tosca S
- 7 раз отмерь
Зависимость модуля Z от частоты B&W 803D
У этих систем необычайно низкая частота резонанса — фазоинвертор настроен на 20 Гц, что обещает поистине сногсшибательный бас. Вторая особенность — ровный импеданс на отрезке 60 — 700 Гц, даже резонансный пик на первой частоте раздела (350 Гц) удалось нивелировать специальными звеньями в кроссовере. Таким образом, в самой важной, вокальной области эти колонки будут для усилителя чисто активной нагрузкой, что всегда благоприятно сказывается на звучании.
Вторая частота раздела — 3800 Гц, после этого пика импеданс почти не зависит от частоты и держится на отметке 5 Ом. От усилителя в ВЧ-области не потребуется большой ток, поэтому роста искажений можно не опасаться.
Амплитудно-частотная характеристика B&W 803D
Характеристика в целом довольно ровная, без резких пиков и провалов, но имеет волнообразный вид почти во всем диапазоне частот. Такая картина, обусловленная фазовой интерференцией вблизи частот раздела, обычное дело для многополосных систем. В данном случае общая неравномерность не превышает ±4 дБ, что вряд ли заметно скажется на тональном балансе. Алмазный твитер имеет легкий спад после 15 кГц, но уже после 18 кГц его характеристика выравнивается. У колонок широкая диаграмма направленности, что гарантирует правильную звуковую сцену и четкую локализацию источников. Правда, при отклонении от оси на 50 град. (красная кривая) провал вблизи второй частоты раздела становится очень глубоким. Чувствительность АС выше средней, порядка 91 дБ, что позволяет им работать с относительно маломощными усилителями.
Фазоинвертор точно стыкуется с басовым драйвером, призвуки порта незначительны.
Зависимость модуля Z от частоты Dynaudio Focus 360
Более ровного импеданса, чем у акустики Dynaudio, мы не встречали, и в этом случае датчане верны собственным принципам. Начиная с 100 Гц и далее во всем диапазоне частот сопротивление плавно колеблется в пределах 4 (номинальное значение) — 8,5 Ом. Соответственно, линейна и фазовая характеристика (верхняя кривая). Поскольку это, по сути, активная нагрузка, резкие фронты сигнала не будут затягиваться, следовательно, за разборчивость звучания можно не опасаться. Повышенное сопротивление на ВЧ также упрощает выбор усилителя, поскольку он не будет перегружаться в диапазоне, где его искажения и без того велики. Фазоинвертор настроен на 31 Гц, что обещает довольно глубокий бас.
Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio Focus 360
И здесь все очень красиво, самый заметный артефакт — провал глубиной 3 дБ на 200 Гц. В остальном диапазоне АЧХ абсолютно линейна, а в самой информативной, среднечастотной области просто идеальна.
Диаграмма направленности твитера Esotar очень широкая, разница между кривыми, снятыми на акустической оси и с отклонениями на 15 и 30 град., отсутствует вплоть до 8 кГц. Это обещает хорошие пространственные характеристики — устойчивую сцену и точную локализацию мнимых источников. Отсутствие фазовых провалов вне оси свидетельствует также и о том, что на тональный баланс не будут влиять и ранние отражения, например, от боковых стен комнаты.
Чувствительность 88 дБ соответствует заявленной. При выборе усилителя учтите, что вся акустика Dynaudio для полной реализации своих динамических качеств требует как минимум двукратного запаса мощности.
Зависимость модуля Z от частоты Odeon Tosca S
Номинальное сопротивление этих колонок 4 Ом (частота 200 Гц), оно же и минимальное. Очень ценно, что после 10 кГц оно мало зависит от частоты и держится в пределах 10 — 12 Ом. При этом от усилителя не потребуется большой ток в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки басового звена — 38 Гц, она несколько выше, чем у остальных участников, но вполне адекватна для корпуса таких габаритов.
Относительно ровному импедансу соответствуют и малые фазовые сдвиги. При небольшой реактивной составляющей АС не будут трудной нагрузкой для усилителя.
Излом на 180 Гц свидетельствует о наличии стоячей волны внутри узкого и высокого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Odeon Tosca S
Как у любой рупорной акустики, картина далека от идеала — есть провал на стыке СЧ и ВЧ-полос, а также заметная неравномерность выше 3 кГц. Кроме того, очень неровную АЧХ имеет твитер, на 13 кГц он дает горб, после чего его отдача резко падает. Последнее обстоятельство может ощущаться как нехватка верхов, особенно в комнате с обилием мягкой мебели. Низкочастотный лабиринт работает в полосе 30 — 500 Гц с высокими пиками на краях.
Диаграмма направленности у этих АС очень широкая — разбег кривых, снятых на акустической оси и при отклонении от нее на 30 град., незначителен. Это обещает хорошие пространственные характеристики — четкую локализацию источников и устойчивую сцену. Чувствительность АС около 92 дБ, поэтому особо мощный усилитель для них не потребуется.