Трёхмерное изображение сегодня, пожалуй, самая горячая тема в кино- и видеоиндустрии — голливудские продюсеры и производители аппаратуры наперебой пытаются убедить нас в прелестях объёмного кинематографа. В прошлом номере мы подробно обсудили историю развития и теоретические моменты 3D-технологии, так что самое время переходить к практическим экспериментам.
Подавляющее большинство зрителей, уже успевших приобщиться к радостям объёмного изображения, сделали это в кинотеатрах — благо трёхмерные фильмы появляются сейчас как грибы после дождя. Что же касается домашней 3D-техники, то ещё совсем недавно она практически целиком была ориентирована на любителей побродить по подземельям с дробовиком или магическим посохом наперевес.
Однако положение меняется. В последнее время на презентациях трёхмерного компьютерного железа можно не только поиграть, но и посмотреть трейлеры к уже вышедшим или только готовящимся к «объёмному» прокату фильмам. Оно и понятно — с принятием формата Blu-ray 3D индустрия стала активно перестраиваться, готовясь пополнить ряды энтузиастов «трёхмерки» любителями мультфильмов и фантастических блокбастеров.
Тонкость ситуации заключается в том, что в данный момент лишь персональный компьютер способен предоставить нам возможность просмотра трёхмерного контента у себя дома. Других источников сигнала пока просто нет — плееры, поддерживающие формат Blu-ray 3D, находятся в лучшем случае на стадии предпродажных анонсов. Правда, можно без проблем найти DVD, записанные в стандарте анаглиф, вот только комбинация цветных очков и картинки стандартного разрешения вряд ли впечатлит завсегдатаев современных 3D-кинотеатров.
То же самое можно сказать и о Full HD-телевизорах, умеющих работать с объёмным контентом — несколько производителей их уже анонсировали, но в магазинах они пока отсутствуют. Опять-таки в отличие от «трёхмерных» мониторов, которые уже продаются вовсю, причём за вполне разумные деньги.
Учитывая всё вышесказанное, мы решили на базе уже имеющихся в продаже компонентов собрать систему, способную воспроизводить 3D-видео высокого разрешения и работать с дисками Blu-ray 3D. Потенциально, разумеется, так как фильмы в новом формате до магазинов тоже пока не добрались.
ОЧКАРИК ЗА МОНИТОРОМ
Ключевым элементом нашей системы стал комплект NVIDIA 3D Vision, состоящий из беспроводных очков с управляемыми ЖК-затворами и подключаемого к компьютеру по USB инфракрасного передатчика, необходимого для синхронизации очков и монитора. В нашем эксперименте принимает участие ЖК-дисплей Samsung SyncMaster 2233RZ, при диагонали 22 дюйма обладающий разрешением 1680 х 1050. Кстати, уже появился и первый 3D Full HD-монитор — 24-дюймовый Acer GD245HQ.
Комплект для просмотра 3D-программ NVIDIA 3D Vision
7000 руб.
Надо сказать, что никакие сверхъестественные конструкции для вывода объёмной картинки на домашний экран не требуются. Главное условие, которому должно соответствовать устройство отображения — способность показывать 120 или более кадров в секунду. Это объясняется тем, что при трёхмерном просмотре каждый глаз видит лишь половину из общего потока кадров, а «честная» частота развертки не должна быть менее 60 Гц, иначе мерцание картинки станет уж слишком заметным и утомительным.
Таким образом, единственное серьёзное отличие «трехмерного» монитора (телевизора, проектора) от обычного — использование достаточно быстрых жидкокристаллических (плазменных, DLP) матриц. Кстати, DLP-проекторы для получения объёмной картинки уже появились в продаже, причем их выпуск уже освоили не только компьютерные брэнды Acer и ViewSonic, но и хорошо знакомый кинотеатралам Projectiondesign. Правда, пока ни одна из представленных моделей разрешением Full HD не обладает. Между прочим, владельцы раритетных 100-герцовых кинескопных телевизоров с HDMI-входом тоже смогут приобщиться к новым технологиям — инерционность свечения люминофора компенсирует относительно невысокую кадровую частоту.
ЖК-монитор Samsung SyncMaster 2233RZ
15000 руб.
Собрать компоненты системы воедино никакой проблемы не составило. Единственная тонкость заключается в том, что для передачи видеокадров высокого разрешения на кадровой частоте 120 Гц обычный шнур DVI уже не подходит. Придётся обзавестись кабелем повышенной пропускной способности DVI-D Dual link, если, конечно, производитель не окажется настолько щедрым, как Samsung, комплектующий свои мониторы всеми необходимыми проводами.
ЦПУ И ГПУ
Теперь поговорим об источнике изображения. Ознакомившись с конфигурацией нашего тестового компьютера, кто-то может сказать: «Ого, одна только видеокарта тянет почти на 500 долларов…» Не пугайтесь, дело в том, что данный системный блок собирался в расчёте на трехмерные игры — а это, без сомнения, самое требовательное к вычислительным ресурсам домашнее ПО.
Для просмотра фильмов в 3D подойдет и гораздо более скромная конфигурация — с этой задачей справляется подавляющее большинство современных ЦПУ от AMD и Intel. Главное, чтобы GPU, то есть процессор графического ускорителя, умел правильно выводить последовательность стереокадров и был в состоянии управлять ЖК-очками.
NVIDIA декларирует совместимость комплекта 3D Vision со всеми своими видеоадаптерами GeForce 8-й, 9-й и 200-й серий и, разумеется, с самым прогрессивным семейством решений на чипе Fermi — GF100.
Персональный компьютер, адаптированный для просмотра 3D-контента 62000 руб.
Вышесказанное относится к воспроизведению разнообразных 3D-роликов, уже начавших появляться в Интернете, например, трейлеров к новым трёхмерным кинокартинам. Что же касается полноценной работы с теми дисками Blu-ray 3D, что на подходе, то для них потребуется кодек AVC-MVC, который с «железом» прошлых поколений, к сожалению, не дружит. Впрочем, «новое» не всегда автоматически означает «дорогое». Официально объявлено, что с воспроизведением Blu-ray 3D справится даже GPU среднего уровня GeForce GT 240, видеоплату на котором уже сейчас можно купить в Москве примерно за $100.
Вообще же, по расчетам производителей, компьютер, позволяющий смотреть в третьем измерении фильмы и фотографии, бродить по 3D-сайтам (да-да, они уже начали появляться), а также играть в игры с не слишком навороченной графикой, должен обходиться пользователю не дороже тысячи долларов.
СОФТ — ВСЕМУ ГОЛОВА
Какой бы крутой компьютер мы ни купили, без нужного программного обеспечения он годится разве что для подогрева воздуха в комнате. Впрочем, головная боль с установкой дополнительных программ с лихвой компенсируется простотой решения проблем нестабильной работы — скачал новую версию и взамен одного глюка получил другой. Шутки шутками, но пока производители традиционной видеотехники только готовят к запуску в серию аппаратуру Blu-ray 3D, лидеры рынка софтовых решений уже успели продемонстрировать вполне работоспособные версии программных плееров.
На данный момент поддержка кодека AVC-MVC заявлена для новых версий мощных мультимедийных программ PowerDVD Ultra от CyberLink и WinDVD от Corel.
Впрочем, в отсутствие дисков Blu-ray 3D мы не стали усложнять себе жизнь и воспользовались утилитами для воспроизведения трёхмерных роликов и фотографий, предлагаемых NVIDIA в комплекте с ЖК-очками.
СВОЙ ФОРМАТ
Монитор, очки и ИК-синхронизатор подключены к системному блоку, весь необходимый софт установлен, остается только раздобыть какой-нибудь эффектный видеоролик и запустить воспроизведение.
Здесь, кстати, у начинающих любителей «трёхмерки» может возникнуть заминка. Дело в том, что в Интернете достаточно много объёмного контента, но в каждом конкретном случае аббревиатура 3D в названии файла может означать совершенно разные вещи. Будьте готовы, что подавляющее большинство роликов, так же, как и все трёхмерные фильмы, продающиеся на DVD, записаны в формате анаглиф. То есть их просмотр предполагает использование очков с разноцветными светофильтрами, как правило, красным и синим. Технология эта за десятилетия своего существования так и не сумела покорить зрителей и к теме нашего сегодняшнего эксперимента отношения не имеет. Трёхмерное видео нового поколения представляет собой два совершенно равноправных полноцветных видеопотока, каждый из которых можно свободно смотреть по отдельности, как обычный двухмерный фильм.
Файлы, содержащие отдельные кадры для правого и левого глаз, чаще всего обозначены привычными расширениями вроде AVI или WMV, более того, если на компьютере установлен соответствующий кодек, их можно открыть в любом медиаплеере. Другое дело, что экран при этом будет выглядеть достаточно странно — в зависимости от формата записи зритель увидит две расположенные рядом картинки или мешанину из строк, принадлежащих двум соседним кадрам.
DLP-проектор ViewSonic PJD6381 способен построить трехмерное изображение на экране размером до 300 дюймов.
СМОТРИ ВГЛУБЬ!
Итак, водружаем очки на нос и запускаем трейлер «Рождественской истории» — новой диснеевской экранизации знаменитой сказки Чарльза Диккенса.
Первые впечатления, как известно, самые яркие, и в нашем случае они таковы:
— ощущение объёма выражено отчётливо, при этом показ не сопровождается срывами кадров, двоящимися контурами и прочими проблемами ранних компьютерных реализаций третьего измерения;
— углы обзора не хуже, чем при просмотре плоского контента;
— очки делают картинку немного теплее и заметно снижают общую яркость изображения;
— присутствие в поле зрения ярких источников света, включая лампы накаливания, вызывает ощущение неприятного мерцания.
Ну а теперь более подробно и обстоятельно.
Внешний вид очков сделал бы честь дизайнеру модных аксессуаров, а вот эргономику я бы оценил на твердую четверку. Пружинящие дужки и сменные накладки на переносице обеспечивают хорошую фиксацию, но конструкция получилась несколько громоздкой, из-за чего, к примеру, надеть очки одновременно с большими наушниками практически невозможно. С компьютером 3D Vision взаимодействует отлично — при перемещении в пределах нескольких метров от монитора синхронизация не срывается, а аккумулятор я за несколько дней тестирования не подзаряжал ни разу. Для этого, кстати, достаточно воткнуть шнур в разъем USB на дужке.
Теперь об изображении. Удивительно, но смотреть его оказалось вполне комфортно — через несколько секунд я адаптировался настолько, что перестал думать о технической стороне процесса и просто получал удовольствие от мастерства мультипликаторов. И это притом что еще год-другой назад, знакомясь с прототипами 3D-систем на выставках, честно говоря, чувствовал себя участником опасного для здоровья медицинского эксперимента.
Картинка стабильна, плавность движения серьезных нареканий не вызывает, если, конечно, рядом с монитором не горит настольная лампа или не работает ещё один дисплей. Разделение по планам чёткое, естественно, если создатели потрудились как следует отрисовать персонажей и эффектно расположить их в пространстве.
«Стекла» ЖК-очков делают цвета чуть более тёплыми, а тени более глубокими — подобный эффект, кстати, наблюдается и в коммерческих кинотеатрах. Данная особенность может и не стать проблемой, если производитель ролика заранее позаботился о соответствующей цветовой и гамма-коррекции картинки. Однако пока в большинстве случаев приходится мириться с поджатым динамическим диапазоном яркости и, соответственно, с растворившимися в темноте деталями.
Кстати, на трёхмерных игрушках, которые я тоже не преминул попробовать, подобных неприятностей не наблюдалось — чувствуется, что на сегодня разработчики геймерского контента владеют новой технологией куда лучше, чем киношники.
Входящий в комплект 3D Vision программный видеоплеер прост, всеяден и достаточно удобен. Никаких сложностей в настройке и управлении нет, разве что при запуске ролика необходимо указать расположение кадров в стереопаре: горизонтальное, вертикальное или чересстрочное.
Объёмная картинка доступна только в полноэкранном режиме, так что высокая чёткость для трёхмерных фильмов почти обязательна. При воспроизведении файлов с небольшим разрешением масштабирование неизбежно приводит к заметной потере качества.
ТИТРЫ
Если не брать в расчет масштабность изображения, то визуальный эффект от построенной нашим комплектом картинки оказался вполне сопоставим с ощущениями зрителей в трёхмерном кинозале среднего класса. Понятно, что 22-дюймовый экран не в состоянии претендовать на ведущую роль в домашнем кинотеатре, но погрузить одного-двух человек в пучину виртуальной реальности ему вполне по силам, причём глубина объёмных эффектов и точность их воспроизведения достойны весьма высокой оценки.
Во всяком случае, на данный момент «трёхмерный» компьютер — реальный и относительно недорогой способ смотреть объёмное кино дома. С его помощью можно без лишних переживаний преодолеть переходный период и дождаться появления доведенных до ума кинотеатральных компонентов по вменяемым ценам.
КИНО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Сама концепция трехмерного кинематографа, несмотря на головокружительный прогресс 3D-технологий, еще окончательно не сформировалась.
Что мы имеем на данный момент? Объёмных фильмов становится все больше, и их создатели постепенно уходят от примитивных сюжетов, обыгрывающих появление в зрительном зале летающих объектов. То есть «трёхмерка» постепенно движется от аттракциона в сторону настоящего кино. Где его с распростертыми объятьями давно уже поджидают создатели блокбастеров, каждым новым фильмом смещающие массовый кинематограф в обратном направлении — от киноискусства к массовому развлекательному зрелищу.
Ещё немного, и два эти потока окончательно сольются, породив небывалый по силе воздействия на зрителя жанр экранного творчества. За примерами далеко ходить не надо — после появления «Аватара» сомнений в векторе развития массового кинобизнеса ни у кого, думаю, не осталось.
Однако через некоторое время первая волна эйфории по поводу пришествия объёмного кино схлынет. И тогда станет очевидно, что тотальная «трёхмеризация» кинематографа попросту невозможна. Хотя бы потому, что экранизации сказок и фантастические боевики — яркие, но далеко не единственные жанры киноискусства. Эстетика и изобразительные приёмы классического кино формировались десятилетиями, и, наверное, меньшее, чего не хватало для счастья режиссерам вроде Джармуша, Кубрика или Тарковского, так это возможности «отклеить» изображение от экранного полотна. Тем более что объёмность образов далеко не всегда положительно сказывается на восприятии картинки.
Например, с появлением у кинокадра виртуальной глубины мозгу приходится постоянно переключать внимание между объектами, находящимися «на разном расстоянии». Только в отличие от реальной жизни слишком уж много информации ему при этом приходится додумывать самостоятельно. Особенно если у человека глаза с разными «диоптриями», а таких сейчас чуть ли не большинство. Отсюда подсознательный дискомфорт, утомляемость и головная боль — у кого-то почти незаметные, а у некоторых труднопереносимые.
Одним словом, я бы не стал опасаться или, наоборот, надеяться, что через несколько лет весь кинематограф станет исключительно трёхмерным. Тем более что эта «новая» технология появилась на свет много лет назад и достигнет технического совершенства далеко не завтра. Ну а нам остается лишь получать от нее тот максимум пользы и удовольствия, который она способна выдать на данном этапе своего развития.
Кстати, об удовольствиях — в Сети уже появился 3D-контент эротического содержания, а это верный предвестник быстрого прогресса для любого видеоформата.
СУХИЕ ЦИФРЫ
Монитор Samsung SyncMaster 2233RZ
- Размер экрана по диагонали, дюймов 22
- Время отклика, мс 3
- Физическое разрешение, пикселей 1680 х 1050
- Яркость, кд/м2 300
- Контрастность (динамическая/статическая) 20000:1/1000:1
- Углы обзора (верт./горизонт.) 160/170
- Кадровая развертка, Гц 56 — 75, 120
- Акустическая система нет
- Видеовход DVI-D (Dual link)
- Потребляемая мощность, Вт 50
- Габариты с подставкой (Ш х В х Г), мм 516,8 х 421,3 х 208,7
- Масса, кг 5,2
Конфигурация тестового компьютера
- ОС Microsoft Windows 7 Enterprise
- Процессор Intel Core 2 Extreme X9650 (3,0 ГГц)
- Графический адаптер NVIDIA GeForce GTX 285 (1024 Мб)
- Оперативная память 4 Гб
- Привод BD-ROM Asus BR-04B2T
ЧТО МЫ СМОТРЕЛИ
- Трейлеры к фильмам
- «Рождественская история» (HD)
- «История игрушек 3» (HD)
- «Алиса в Стране чудес» (HD)
- «Шрек Третий» (SD)
- Игры
- «Call of Duty Modern Warfare 2»
- «Batman»
МИНИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Операционная система Windows Vista/Windows 7 (32/64 бита)
- Двухъядерный процессор Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2
- Видеокарта NVIDIA GeForce серий 200, 100, 9, 8
- Оперативная память: 1 Гб (рекомендуется 2 Гб)
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Глубина трёхмерной сцены и чёткое ощущение объёма, приемлемая динамика движения, простота настройки софта и беспроблемная работа аппаратной части.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Любые ЖК-очки не являются оптически нейтральными, и их особенности необходимо учитывать при подготовке трёхмерных видеопрограмм. 3D-контент низкого разрешения смотрится хуже, чем «плоские» ролики аналогичного качества.