Помнится, в советское время у людей с возможностями считалось особым шиком иметь дома технику одного брэнда. У кого-то всё — от телевизора до кассетной магнитолы — было исключительно Sharp, у кого-то Sony, а кто-то предпочитал Panasonic или его клон National. Да и сейчас многие придерживаются такого же принципа, правда уже не из снобизма, а чисто эстетических и практических соображений.
НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО
Да, на первом месте, как всегда, дизайн. Модели из одной линейки выпускаются в едином стиле и вместе смотрятся намного лучше, чем набор разношерстных блоков с дисплеями разного цвета и формы. Общая звуковая концепция также важна — если вам нравится звучание одного компонента, то, скорее всего, понравятся и другие. У американской компании Music Hall, основанной в 1985 г., богатый опыт подбора компонентов. Первоначально она занималась дистрибуцией аудиотехники других производителей, в частности, виниловых проигрывателей Revolver, электроники Creek и акустики Epos. Первая партия проигрывателей под маркой Music Hall была выпущена в 1998-м, причем изготавливались они (и изготавливаются по сей день) в Чешской Республике. Сейчас в линейке насчитывается шесть моделей — от бюджетной MMF-2.2 до флагманской MMF-9.1.
Производством электронных компонентов основатель компании Рой Холл (Roy Hall) решил заняться после поездки в Китай в 2001 году. Там он познакомился с мистером Ли, учителем физики, решившим уйти из школы и основать собственный бизнес. На скромный кредит в свободной экономической зоне Шеньчжень было создано совместное предприятие, нацеленное на выпуск не слишком дорогой, но качественной хай-файной продукции. Успех пришёл благодаря найденному сочетанию современных западных технологий и китайского производственного потенциала.
Первой продукцией стал CD-проигрыватель cd25.2, а чуть позже появился тюнер t25.2 и два интегральных усилителя — a25.2 и a50.2. С тремя из этих моделей мы сегодня и познакомимся поближе.
Приличная масса проигрывателя cd25.2, без малого 7 кг, объясняется наличием мощного антирезонансного шасси и толстой лицевой панели из фрезерованного алюминия. Впрочем, это атрибуты всех электронных компонентов Music Hall, так же как и круглые иллюминаторы дисплеев с яркими голубыми символами. Загрузчик и привод Philips VAM1202/19 работают бесшумно, быстро реагируют на команды. Преобразование цифры в аналог осуществляется ЦАПом Burr-Brown PCM 1738, работающим в формате 24/192. Стоит отметить также малошумящий источник питания и выходной тракт, построенный из вручную отобранных компонентов. Проигрыватель поддерживает CD-text, имеет оптический и коаксиальный выходы и съёмный шнур питания, что предоставляет дополнительные возможности любителям твикинга.
В основе тюнера тоже положена современная схемотехника, позволяющая получить минимальный уровень шумов при высокой чувствительности и избирательности. В память процессора можно записать до 80 частотных пресетов, функции RDS не поддерживаются.
Паспортная мощность усилителя a50.2 — 2 х 90 Вт на 8 Ом, полоса частот расширена до 60 кГц. Предусмотрено подключение до четырех источников, в т.ч. винилового проигрывателя с головками MC/ММ, петля на запись и даже линейный выход на активный сабвуфер. На лицевой панели имеется также мини-джековое гнездо с обозначением «iPod» и 6-миллиметровое — для головных телефонов.
Несколько неожиданные результаты измерений (см. подрубрику «7 раз отмерь») спровоцировали заглянуть под крышку усилителя. Там обнаружился мощный тороидальный трансформатор, рассчитанный на ток 25 А, четыре конденсатора Nichicon по 10000 мкФ каждый и приличных размеров теплоотвод с 200-ваттными транзисторами Sanken 2SC3264/2SA1295. Фонокорректор построен на операционном усилителе LM833N. Монтаж, как видно на фото, по-европейски аккуратный.
Акустика Phonar выпускается в небольшом городке Тарп на севере Германии, недалеко от границы с Данией. Эта марка, дистрибуцией которой также занимается Music Hall, за последние несколько лет в Европе приобрела довольно высокий статус, и не в последнюю очередь за счёт благожелательных рецензий в серьезных хай-файных журналах.
Модель P5 — вторая сверху в элитной серии Veritas — трехполосная, с частотами раздела 700 и 2200 Гц. У мягкого купола твитера диаметром 29 мм — внешнее кольцо, расширяющее диаграмму направленности. Вдобавок излучатель помещен в центр овального фланца, образующего своеобразный рупор. Лицевая панель в месте его установки имеет плавные скосы, за счет чего снижаются отражения и выравнивается частотная характеристика. Средние и нижние частоты воспроизводятся 13-ти и 18-сантиметровыми драйверами с диффузорами из пропитанной бумаги и мягкими резиновыми подвесами.
В нише на задней стенке — четыре качественных клеммы и три дополнительных гнезда с перемычкой. С их помощью можно подкорректировать АЧХ на высоких частотах в пределах 0, +1 и +2 дБ в зависимости от акустической обстановки в конкретном помещении.
Качество изготовления и отделки корпуса безукоризненное. Помимо черного лакового покрытия имеются варианты «орех» и «вишневое дерево».
После пары часов прогрева на предельной громкости система в буквальном смысле распелась. Она продемонстрировала плотный, сбалансированный по частотному диапазону саунд с ощутимой динамикой при отсутствии сколь-нибудь заметной окраски. Удар быстр и энергичен, чувствуется, что усилитель уверенно контролирует акустику, не давая диффузорам расслабляться. Правда, иногда это было бы полезно — при передаче послезвучий и ревербераций, которые на записи китайских барабанов, в частности, затухают слишком быстро.
Стоит отметить полную идентичность колонок в паре — источники в звуковой сцене находятся точно на своих местах. Привязка к твитерам минимальна, даже искрящийся звон тарелок доносится с заднего плана панорамы. Верхний диапазон, кстати, вообще не вызывает вопросов — он в меру чёткий и контрастный, но без лишнего звона. Всё-таки мягкий купол в грамотном исполнении передаёт «серебро» очень естественно.
Бас тоже понравился, он не гудит, имеет вполне адекватную разборчивость, но в самом нижнем диапазоне страдает некоторой монотонностью. В целом же музыку слушать приятно на любой громкости, каких-то жанровых предпочтений я тоже не заметил.
Тюнер быстро строится, уверенно ловит станции в нелегких городских условиях. Станции со временем не «уходят», шумов в паузе немного. Звучание естественное, акцента на шипящих согласных нет.
Система действительно получилась неплохо сбалансированной — все компоненты прекрасно дополняют друг друга. И, как вы, наверное, поняли, не только с точки зрения дизайна.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов. Огромный динамический диапазон
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством. Позволяет выявить особенности звучания любого тракта
СИСТЕМА
- СD-проигрыватель Music Hall cd25.2 (30000 руб.)
- AM/FM-тюнер Music Hall t25.2 (20250 руб.)
- Интегральный усилитель Music Hall a50.2 (54750 руб.)
- Aкустические системы Phonar Veritas P5 (88800 руб.)
- Межблочный кабель Real Cable CA.OCC90 RCA (4000 руб.)
- Акустический кабель Real Cable BM-400T (5100 руб. 3 м)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
7 раз отмерь
Спектр гармоник усилителя Music Hall a50.2
Как всегда, спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае при 9 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом. КНИ при этом получился 0,03%, причем исключительно за счет 2-й, 3-й и 4-й гармоник. Составляющие более высоких порядков в спектре отсутствуют, так что т.н. феномена «транзисторного звучания» можно не опасаться. Как и должно быть в правильно сбалансированном двухтактном усилителе, уровень чётных гармоник намного ниже нечётных.
Зависимость КНИ от выходной мощности Music Hall a50.2
А вот такую картину встретишь нечасто — начиная с нулевой мощности и вплоть до 90 Вт плавный рост уровень искажений постоянен. И что самое главное, не превышает 0,025% на 8-омной нагрузке (зеленая кривая) и 0,03% на 4-омной (красная). Это говорит о том, что усилитель не чувствителен к импедансу акустических систем и легко справится с возможными его провалами. Кроме того, у него отсутствует т.н. проблема «первого ватта», характерная для выходных каскадов, работающих в классе АВ.
Максимальная выходная мощность (при КНИ = 1%) составила 120 Вт на 8 Ом и 180 Вт на 4 Ом. Прирост в 1,5 раза говорит о высокой энерговооруженности источника питания.
СD-проигрыватель Music Hall cd25.2
- ЦАП Burr-Brown PCM 1738
- Разрядность тракта 24 бита/192 кГц
- Диапазон воспроизводимых частот (±0,5 дБ), Гц 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум, дБ -120
- Переходное затухание (1 кГц), дБ -110
- Выходное напряжение, В 2,5
- Габариты, мм 432 х 368 х 76
- Масса, кг 6,8
- Цена, руб. 30000
Интегральный усилитель Music Hall a50.2
- Номинальная выходная мощность (8 Ом), Вт 2 х 90
- Минимальное сопротивление нагрузки, Ом 2
- Коэффициент гармоник (1 кГц), % 0,002
- Диапазон воспроизводимых частот (±0,5 дБ), Гц 10 — 60000
- Отношение сигнал/шум, дБ -101
- Переходное затухание (1 кГц), дБ >73
- Чувствительность, мВ
- — с линейных входов 230
- — со входа Phono MM/MC 5/0,5
- Габариты, мм 432 х 368 х 100
- Масса, кг 10,3
- Цена, руб. 54750
AM/FM-тюнер Music Hall t25.2
- Диапазоны:
- AM, кГц 520 — 1720
- FM, мГц 87,5 — 108
- Чувствительность (IHF FM), дБ 30
- Диапазон воспроизводимых частот (FM), Гц 15 — 12000
- Коэффициент гармоник (1 кГц), % 1
- Отношение сигнал/шум (FM), дБ -65
- Переходное затухание (FM), дБ 32
- Выходное напряжение, В 0,6
- Габариты, мм 432 х 368 х 70
- Масса, кг 5
- Цена, руб. 20250
Акустические системы Phonar Veritas P5
- Конфигурация 3 излучателя 2,5 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 28 — 27000
- Чувствительность (1 Вт/1м), дБ 91
- Частоты раздела полос 700/2200
- Номинальное сопротивление, Ом 6
- Номинальная/пиковая мощность, Вт 170/240
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Габариты, мм 972 х 180 х 307
- Масса, кг 24
- Цена, руб. 88800
7 раз отмерь
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Phonar Veritas P5
Фазоинверторная система с частотой настройки около 45 Гц. Номинальное (оно же минимальное) сопротивление — 3,5 Ом, что почти вдвое ниже заявленного значения. На более высоких частотах импеданс растет, достигая отметки 6 Ом на 20 кГц. Это благоприятно скажется на звучании, поскольку от усилителя не потребуется большого тока в диапазоне, где искажения выходного каскада и без того велики.
Частота раздела между СЧ и ВЧ-полосами порядка 2500 Гц.
Несмотря на применение довольно сложных фильтров (об этом говорит невысокий горб на частоте раздела), фаза на высоких частотах меняется почти на 180 градусов.
Амплитудно-частотная характеристика Phonar Veritas P5
Чувствительность АС чуть выше средней, около 91 дБ, так что 90-ваттного усилителя Music Hall a50.2 будет вполне достаточно для озвучивания небольшого зала. Неравномерность характеристики во всем диапазоне частот не превышает ±3 дБ по звуковому давлению, что можно считать очень неплохим результатом для напольных АС такой стоимости. Фазоинвертор имеет довольно острую настройку, шумы, возникающие в его трубе, незначительны.
Обратите внимание на дисперсию твитера — расхождение кривых, снятых на оси и при углах 30 и 50 град. (синяя, красная и зеленая, соответственно), очень незначительно. Столь широкая направленность обещает широкую зону стереоэффекта, хорошую сцену и точную локализацию источников. Едва заметный горб на 12 кГц легко убрать, слегка повернув колонки внутрь.
Прочные связи
Межблочный кабель Real Cable CA. OCC90
Проводник изготовлен из сверхчистой меди методом непрерывного литья, изобретенным профессором Оно (Ohno) из Технологического института в г. Чиба (Япония). Длинные кристаллы обладают очень малым сопротивлением сигналу, не окисляются со временем и в них не проявляется т.н. полупроводниковый эффект. Плотная медная оплетка гарантирует эффективное экранирование, диэлектрик из вспененного полиэтилена вносит минимальные потери в передаваемый сигнал. Наконечники RCA выточены из цельной заготовки, все контакты позолочены. Пайка осуществляется вручную припоем с добавками серебра.
В описанной системе CA.OCC90 позволили добиться более слитного, хорошо сбалансированного по всему диапазону звучания с отчетливой передачей нюансов звуковой картины. Они не акцентируют верхний диапазон, как серебряные интерконнекты, но и не замыливают микроконтрасты. Несмотря на солидный диаметр внешней оболочки, кабели эти гибкие и удобные в обращении.
Акустические кабели Real Cable BM-400T
BM в названии этого кабеля означает Bi-Metal, и сквозь прозрачную оболочку видно, что он состоит из многожильных проводников, свитых из серебряных и медных нитей. Общее сечение — 2 х 4 кв. мм, соотношение серебра и меди определено фирменной технологией TDC. Она разработана для снижения группового времени задержки при прохождении сигнала с разными частотами.
Сочетание двух типов проводников позволило получить быстрый и глубокий бас вкупе с тщательно проработанным ВЧ-диапазоном. Особенно этот кабель можно рекомендовать тем, кто любит слушать музыку на небольшой громкости — он полностью сохраняет тональный баланс и не скрадывает мелкие детали.