В переводе с английского fusion означает «смешение, слияние, сплав». В настоящее время стиль «фьюжн» считается самой актуальной тенденцией в музыке, кулинарии и дизайне.
КОМПОЗИЦИЯ В СТИЛЕ ФЬЮЖН
Сегодня мы попытаемся применить этот термин к воспроизводящей технике — составим систему, в которой будут реализованы разные звуковые концепции, схемотехнические решения и способы их реализации.
Компоненты Odyssey Audio производятся в Америке, штате Индиана, но торговая марка принадлежит крупному немецкому дистрибьютору German Acoustics, около 10 лет назад начавшему выпускать собственную хай-файную продукцию. В частности, ламповые и транзисторные усилители, для разработки которых приглашены инженеры из дружественной компании Symphonic Line. Это обстоятельство обусловило некоторую схожесть схемотехники и звуковой идеологии. Так какой же смысл было основывать новый брэнд, да еще на другом континенте?
Ответ дан в объемном манифесте, выложенном на Odysseyaudio.com. Кратко сформулировать его идею можно так: растущие с каждым годом цены на элитную технику не соответствуют приросту качества звучания, в результате чего круг покупателей, готовых платить за неё, постоянно сужается, а сам термин High End Audio начал вызывать раздражение у широкой публики. Между тем, приложив определенные интеллектуальные усилия и оптимизировав процесс производства, можно выпускать относительно недорогие компоненты, не уступающие по звучанию изделиям раскрученных мировых марок. И речь не идёт об использовании дешёвой рабочей силы — вся техника Odyssey производится в США и Германии, причем большая её часть продается прямо с фабрики при минимальных затратах на маркетинг и рекламу. Сначала я принял всё это за банальную разводку, но, увидев каталог фирмы и прайс-лист её российского дистрибьютора, решил повременить с выводами.
Судите сами: 32-килограммовый оконечник Stratos Stereo Extreme мощностью 2 х 260 Вт чуть дороже 3000 долларов. А это, между прочим, эксклюзивная версия модели Stratos Stereo с дополнительным 400-ваттным трансформатором и увеличенной до 180000 мкФ ёмкостью конденсаторов фильтра (в стандартном исполнении — 120000). Выходные каскады способны отдать в нагрузку ток до 60 А при искажениях не более 0,04%. Входы RCA продублированы балансными XLR. С внешностью тоже всё в порядке: толстая лицевая панель с подсвеченным логотипом, ребристые боковые панели и не слишком выдающиеся габариты. За дополнительную плату можно заказать нестандартный цвет корпуса, в т.ч. зеленый, красный и даже платиновый.
Схемотехника лампового предварительного усилителя Candela отличается предельной лаконичностью — с регулятора громкости сигнал поступает на входной каскад, затем на катодный повторитель с источником тока и тут же подается на выход. Всего в тракте пара двойных триодов 12AU7 (ECC82), общая обратная связь отсутствует. Коммутация четырёх линейных входов осуществляется с помощью качественных реле. Регулятор громкости — моторизованный потенциометр Alps с дистанционным управлением.
С CD-проигрывателем C.E.C. TL-51XR мы уже знакомы (http://www.salonav.com/arch/2009/05/038.shtml). Этот скромный на вид аппарат признан экспертами одним из лучших источников в своей ценовой категории. У него транспорт с верхней загрузкой и тяжелым прижимом, пассиковый привод и прецизионный двигатель, включенный в замкнутую петлю цифровой сервосистемы. Преобразование осуществляется двумя современными ЦАПами Burr-Brown PCM 1796 с симметричными выходами. При такой конфигурации получается балансный тракт с минимальными искажениями. Перед преобразованием частота дискретизации повышается до 192 кГц, в этом же формате работает цифровой фильтр «дельта-сигма».
Теперь о главном участнике нашего теста — акустике VMPS Ribbon Monitor 40 из Северной Калифорнии. Аббревиатура VMPS расшифровывается как Veritone Minimum Phase Speakers, т.е. громкоговорители с минимальными фазовыми сдвигами во всём частотном диапазоне. Брайен Чини (Brian Cheney), основатель компании, разработал эту концепцию и проводит её в жизнь вот уже более 30 лет. Суть — объединение в единой конструкции диффузорных и ленточных излучателей, причем последние озвучивают не только ВЧ, но и СЧ-диапазон.
Модель Ribbon Monitor 40 впервые была показана на выставке CES в 2002 г. и вплоть до 2005-го применялась многими её участниками для демонстрации электронных компонентов. За прошедшее время конструкция АС была усовершенствована, в современной версии используются новые дюймовые твитеры с массой подвижной системы всего 13 мг и сборка из четырех ленточных модулей с неодимовыми магнитами, озвучивающая диапазон 166 Гц — 10 кГц. Таким образом, в самой информативной части рабочей полосы обеспечивается абсолютно когерентное излучение с предельно возможной микродинамикой. Последняя обусловлена мизерной массой подвижной системы. Общая высота СЧ-панели 40 дюймов, что дает и приличную вертикальную дисперсию. В верхней и нижней частях АС установлены два 10-дюймовых НЧ-драйвера с диффузорами из карбонового волокна. Они работают в оформлении «пассивный радиатор», сочетающем преимущества фазоинвертора и закрытого корпуса. Собственно радиатор выведен вниз и излучает в щель между полом и днищем корпуса. Большой внутренний объем позволил получить очень низкую границу рабочего диапазона — 24 Гц по уровню -3 дБ. Входные терминалы предусматривают bi-wiring и bi-amping с разрывом секций кроссовера, а также подключение отдельного усилителя для низкочастотной секции. В последнем случае сигнал рекомендуется подавать через активный фильтр с крутизной 24 дБ/окт. Максимальное звуковое давление, развиваемое Ribbon Monitor, 40 — 115 дБ/1 м, масса одной колонки около 110 кг (!).
Отделка натуральным шпоном безупречна, стройность силуэта подчёркивается чёрным грилем с узкой вертикальной прорезью.
Говорят, что первое впечатление самое верное. В данном случае это потрясающее звуковое разрешение и информативность во всей полосе музыкального сигнала. Подобные ощущения испытываешь, надев после динамических наушников электростатические — сначала не можешь придти в себя от обилия подробностей, а потом недоумеваешь, как можно было раньше слушать настолько замыленный звук. На сборнике «Grammophone» [1] в большом оркестре слышен каждый инструмент, а на камерных составах различима каждая струна. Если такое обилие подробностей и утомляет, то исключительно в первые минуты прослушивания. Затем нюансы начинают лишь дополнять общую картину, не отвлекая на себя внимание, остается лишь общее ощущение чистоты и прозрачности. Оно, кстати, возникает ещё и за счет правильного соотношения громких и тихих звуков, причём при любой громкости. Оркестровое tutti реально ошеломляет, как при живом исполнении, а на тихих фрагментах чувствуется дыхание зала. Но повышенная динамика и прозрачность может давать и нежелательный эффект — иногда кажется, что тональный баланс Ribbon Monitor 40 смещён вверх, к самой границе слышимого диапазона. Но это сугубо субъективное восприятие, опубликованные в американской прессе графики показывают абсолютно ровную АЧХ этих колонок. Кстати, говоря о макродинамике, т.е. передаче динамических контрастов на больших уровнях, нельзя не сделать комплимент оконечнику Stratos Stereo Extreme. Никакая, даже самая лучшая акустика не способна восстановить разборчивость, потерянную в усилительном тракте, здесь же можно говорить о предельной чёткости без транзисторной окраски и резкости. И это при таком количестве ленточных излучателей, выявляющих все огрехи с инквизиторской беспощадностью.
Ну и конечно, сцена. Подобранные в вертикальную линейку среднечастотники создают трехмерную картину, которая благодаря солидным размерам АС имеет и весьма реалистичный масштаб. И НЧ-драйвер, расположенный почти на двухметровой высоте над полом — вот когда оценил столь нестандартное решение — тоже вносит свой вклад. Да, на низких частотах из-за большой длины волны источники не позиционируются ухом, но движение воздуха над головой дает удивительное ощущение пространства. Гонг в составе китайских барабанов [2] огромен, он буквально перед тобой на возвышении, и ударная волна бьет по всему телу. На концертной записи «Лайбаха» [3] буквально переносишься в зал с высокими динакордовскими порталами по краям сцены. Правда, на тяжелой музыке осветленный тембральный баланс кажется не совсем уместным. Чересчур подробная передача верхнего диапазона, в котором сосредоточена основная масса цифровых артефактов записи и побочные продукты обработки эксайтерами, ревербераторами и т.д., отвлекая на себя внимание, смещает и смысловые акценты композиции. Но если запись сделана безукоризненно, то и передана она будет с исключительно мониторной точностью.
Но что уж наверняка понравится поклонникам любых современных жанров, так это бас. Нижний драйвер работает буквально в пол, что заметно усиливает его отдачу, а пассивный излучатель придает басовому регистру необходимую скорость. За счет этого не возникает ощущения монотонности и однообразия в инфранизкой области, чем часто грешат фазоинверторные системы. И самое главное, удалось добиться цельного, слитного звучания от системы излучателей с разными инерционными свойствами. И при этом по максимуму использовать преимущества каждого типа в отдельности.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель C.E.C. TL-51XR ($1800)
- Предварительный усилитель Odyssey Candela ($3574)
- Усилитель мощности Odyssey Stratos Stereo Extreme ($3231)
- Акустические системы VMPS Ribbon Monitor 40 ($14632)
- Межблочный кабель Van den Hul The Name 1 м (6560 руб. за 2 шт.)
- Акустический кабель Van den Hul The Super Nova 2 x 2,5 м. (20350 руб. за 1 м)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Приложение к журналу «Grammophone» February 1999 г. Фрагменты классических произведений, записанных различными звукорежиссерами в лучших залах Европы. Идеальный материал для оценки музыкального баланса и пространственных характеристик аудиосистемы.
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA. Записи самых разных жанров, подобранные по одному критерию — безукоризненному качеству. Звучание китайских барабанов (последний трек), в частности, даст представление о динамических качествах системы.
- Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004. Очень плотное заполнение звуковой сцены и потрясающая динамика. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет обязательно заметна, особенно на концертных треках.
Предусилитель Odyssey Candela
- Входное сопротивление, кОм 100
- Полоса воспроизводимых частот, Гц 10 — 50000
- Выходное сопротивление, кОм <2
- Габариты, мм 457 x 203 x 102
- Масса, кг 7,3
- Цена, $ 3574
Усилитель мощности Odyssey Stratos Stereo Extreme
- Номинальная выходная мощность в режиме стерео, Вт
- — на нагрузке 8 Ом 2 х 150
- — на нагрузке 4 Ома 2 х 260
- Коэффициент гармоник при номинальной мощности , % 0,04
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 2 — 400000
- Демпфинг-фактор >400
- Выходной ток >60 A
- Габариты, мм 483 x 457 x 178
- Масса нетто, кг 32
- Цена, $ 3231
Акустические системы VMPS Ribbon Monitor 40
- Конфигурация 7 излучателей 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 24 — 40000
- Чувствительность, 2,83 В/1м, дБ 91
- Номинальное сопротивление, Ом 4
- Акустическое оформление пассивный радиатор
- Габариты, мм 1680 х 318 х 432
- Масса, кг 109
- Цена, $ 14632