Согласитесь, во фразе «отличное соотношение качества и цены» имеется некоторая доля лукавства. Она заранее готовит покупателя к компромиссу, намекая, что обсуждаемое изделие, конечно, неплохое, но если не жадничать, то можно рассчитывать и на что-то существенно лучшее. Впрочем, есть другая техника — та, для которой ставить разделительную черту между техническими показателями и стоимостью почему-то не хочется.
ПОБЕДА ТЕХНОКРАТИИ
Уж кого-кого, а Sony трудно упрекнуть в неоправданном упрощении видеокамер или их удешевлении в ущерб техническим характеристикам. Каждая из двадцати моделей, входящих в нынешнюю линейку хэндикамов, отлично продумана и богато оснащена — в рамках своей ценовой категории, разумеется.
Есть в ассортименте компании и техника представительского класса, способная не только ролики снимать, но и служить своеобразным имиджмейкером, подчеркивая социальный статус своего владельца. Такая специфика диктует свои законы и правила. Например, титановый корпус и оптика Carl Zeiss относятся к разряду совершенно необходимых элементов, а вот диагональ матрицы можно и уменьшить — не из экономии, само собой, но ради рекордной компактности. Да и большого числа ручных регулировок лучше избежать, чтобы ненароком не запутать пользователя, у которого вряд ли найдется свободное время для тщательного штудирования руководства и освоения тонких премудростей операторского ремесла.
Однако существует и еще один класс элитарной аппаратуры: достаточно дорогие, можно даже сказать бескомпромиссные камеры, конструкция которых задумывалась не столько для внешнего эффекта, сколько для достижения максимально высокого качества съёмки. Короче, для тех, кто, выбирая камеру, в первую очередь смотрит не на внешний вид и даже не на ценник, а на технические характеристики и функциональные возможности.
В этом технократическом сегменте Sony занимает, надо сказать, достаточно сильные позиции. Сейчас в ходу три основных типа носителей записи высокой четкости: флэш-память, жесткие диски и кассеты MiniDV, пишущиеся в стандарте HDV. И на базе каждого из них в каталоге патриарха видеотехники имеется модель с максимально продвинутыми характеристиками. Пленочную HDR-FX1000E и винчестерную HDR-XR520E мы уже тестировали (см. www.salonav.com/rubriki/_CAM.html), теперь дошла очередь и до твердотельного варианта, носящего название HDR-CX520E. Сходство в обозначении топовых флэш- и HDD-камов не случайно — фактически они построены на одной оптико-электронной платформе. Однако из-за принципиальных различий, как в информационном, так и в физическом объеме носителя, близнецами две эти камеры не назовешь. Скорее, наоборот, несмотря на близкое родство, каждая из них явно рассчитана на «своего» оператора.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Во вступлении я не зря сравнил HDR-CX520E с дорогой имиджевой техникой — стоит взять камеру в руки, как сразу понимаешь, почему у нее такой впечатляющий ценник. Титановых вставок здесь, правда, нет, зато пластиковые панели настолько жесткие и так точно подогнаны, что корпус кажется монолитным. Отделка — нечто среднее между «графитом» и «антрацитом», иными словами, глянцевая темно-серая поверхность, слегка поблескивающая многочисленными металлическими вкраплениями. Оформление объектива сделало бы честь хорошим наручным часам: отполированный до зеркального блеска стальной ободок объединяет окошко сверхминиатюрной вспышки и черную оправу оптики, украшенную тончайшей золотистой фаской. Дизайн немного витиеватый, но чтобы подчеркнуть элитарный технократизм — в самый раз.
Все необходимые разъемы у «пятьсот двадцатой», несмотря на миниатюрность, имеются, другое дело, что они разбросаны по всей поверхности корпуса: USB и HDMI с одной стороны, аналоговые выходы — с другой, а выдвижная дверца в верхней части скрывает салазки для дополнительного микрофона или лампы подсветки.
Немногочисленные «железные» кнопки выполнены в новом фирменном стиле — маленькие, по цвету неотличимые от корпуса, они почти незаметны. По сути, оператор тычет пальцем не в клавишу, а в ее графическое обозначение. Однако стоит немного поработать, как начинает казаться, что ничего более удобного и быть не может: края кнопок прекрасно ощущаются на ощупь, а короткий, но упругий ход полностью исключает пустое или, наоборот, двойное нажатие.
МОТОР!
Сегодня мне наконец-то удастся обойтись без порядком надоевшей фразы «система управления хорошо знакома всем, кто ранее…» Нельзя сказать, что «пятьсот двадцатая» управляется как-то совсем по-особенному, однако кое-какие идеологические изменения произошли. Настоящие кнопки с панели монитора исчезли, а на краю сенсорного экрана в режиме съёмки теперь появляются виртуальные клавиши, дублирующие управление зумированием и запуском записи.
Стала ли от этого работа с камерой более удобной? Пожалуй. Новый интерфейс чувствительнее реагирует на команды, да и промахнуться мимо крупных пиктограмм почти невозможно. Другое дело, что каждый раз, нажимая на нарисованную кнопку записи, я наблюдал за легким искажением изображения под пальцем и думал о долговечности ЖК-матрицы. Хотя, возможно, мои опасения и напрасны — в конце концов, тач-скрины придумали не вчера, и их разработчики наверняка знают о привычке операторов от всей души давить на красную кнопку.
Вышесказанное в равной степени относится и к новой системе навигации по меню — общение с виртуальной полосой прокрутки требует определенной сноровки. Секрет прост: будьте нежнее, и все получится.
Еще одна интересная новинка — система оптической стабилизации Super SteadyShot с режимом Active Mode. Если верить рекламе, то по сравнению со стабилизаторами прошлых поколений она обладает в десять раз большим диапазоном коррекции смещения. Тестовая съёмка такое смелое заявление полностью подтвердила — даже на максимальном приближении снятый без штатива пейзаж выглядит устойчиво, как картина, даже резкие толчки с достаточно большой амплитудой проглатываются полностью. Иногда, правда, проявляется интересный эффект — при быстрых перемещениях оператора картинка на экране продолжает двигаться еще несколько мгновений после остановки самой камеры.
СНЯТО!
64 Гб — еще года три назад подобным объемом могли похвастать только камеры с жестким диском. На максимальном качестве, то есть в режиме кодирования 16 Мбит/с, на встроенную память можно записать 7 часов 45 минут видео. Согласитесь, этого вполне достаточно не только для съемки на свадьбе, но и для небольшого путешествия. Особенно если учесть, что с помощью карточки Memory stick ёмкость легко можно довести почти до сотни гигабайт. Ну а если оператор готов слегка поступиться четкостью картинки или телевизор у него не Full HD, а HD Ready, то заявленные значения можно смело умножать на два. Одним словом, при разумном подходе к съёмке постоянно думать об экономии памяти не придется.
Еще во время предварительного просмотра на мониторе камеры я был заинтригован цветопередачей отснятого материала — уж слишком живо изображение цветка напоминало стоящий на подоконнике оригинал. Ну а изучив испытательные таблицы и натурную съёмку сначала на калиброванном мониторе, а потом и на 42-дюймовой плазме, убедился, что по качеству картинки конкурентов у HDR-CX520E найдется совсем немного. Причем дело не в выдающихся значениях отдельных параметров, а именно в цельности и натурализме изображения в целом. К примеру, полным отсутствием хроматических аберраций камера похвастать не может, а на мелких черно-белых объектах иногда заметен радужный муар. Но, с другой стороны, реалистичный и в то же время насыщенный колорит плюс удивительная для 16 Мбит/с четкость делают картинку настолько живой, что до неё просто хочется дотронуться.
Отдельного упоминания достойна система оптимизации динамического диапазона и корректировки контрового света. Отсутствие «пересветов» или, наоборот, глубоких провалов яркости не лишает изображение естественного контраста — редкое и ценное свойство.
ТИТРЫ
Рассказывая о топовом флэш-каме Sony, я сознательно не упомянул о некоторых модных функциях, на которые в последнее время принято делать акцент в рекламных буклетах. Распознавание лиц, Smile Shutter (фотосъемка по улыбке), многоканальная запись звука, создание клипа на основе ключевых кадров, — все эти ультрасовременные фишки HDR-CX520E, разумеется, поддерживает. Просто писать о них из теста в тест стало бессмысленно — понятно, что все они появились благодаря приходу нового поколения мощных видеопроцессоров и уже не покинут нас во веки веков. Ну уж в обозримом будущем-то точно.
А вот с качеством картинки дело обстоит не так однозначно — одним процессором тут не отделаешься, требуется прецизионная оптика, большие, не только по количеству пикселей, но и по физическим размерам матрицы и, конечно, тщательная настройка всего видеотракта. Одним словом, высококлассное изображение плохо согласуется с наметившейся тенденцией маскировать упрощение и удешевление конструкции очередными «новейшими функциями».
Тем более приятно, что по-настоящему достойную картинку до сих пор можно получить не только от профессиональных монстров, но и от вполне домашних компактов.
СУХИЕ ЦИФРЫ
Основные параметры
- Форматы видеозаписи HD — MPEG4 AVCHD, SD — MPEG2 PS
- Носитель записи встроенная память 64 Гб, карты Memory Stick PRO Duo
- Матрица 1/2,88” 6,63 мегапикс. CMOS*
- Макс. размер фотоснимка 4000 х 3000
- ЖК-монитор 3,0” LCD TFT, 960 х 240
- Видоискатель нет
Объектив
- Фокусное расстояние, мм 5,5 — 66; 35-мм эквив.: 43 — 516 (видео 16:9); 38 — 456 (фото 4:3)
- Светосила F1,8 — 3,4
- Кратность 12х
- Цифровой Zoom 150х
- Крепление насадок, резьба, мм 37
- Стабилизатор изображения оптический
Коммутация
- HDMI-выход да, mini HDMI
- Компонентный выход да
- DV (IEEE 1394) вход/выход нет/нет
- USB да
- Аналоговые видеовходы/выходы нет/да
- Гнезда для наушников/микрофона нет/нет
Общие характеристики
- Встр. микрофон 3-канальный, зум
- Пульт ДУ в комплекте да
- Встроенный видеоосветитель/вспышка нет/да
- Напряжение питания, В 7,2 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
- Средняя потребляемая мощность, Вт 3,4
- Габариты (Ш х В х Г), мм 62 х 65 х 133
- Масса камеры с аккумулятором, г 440
- Made in Япония
- Цена, руб. 54990
* Эффективный размер матрицы в режиме видеосъемки 16:9 составляет 4,15 мегапикс., в режиме фото 4:3 — 6,0 мегапикс.
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
Picture Motion Browser for AVCHD Camcorder — импорт видеофайлов и фотографий, их просмотр, монтаж, запись и копирование DVD-дисков. Совместим с Windows XP SP3 и Windows Vista SP1.
…И РАЗРЕЖЕМ НА КУСОЧКИ
Еще несколько лет назад разработчики программного обеспечения и подумать не могли, что рядовые пользователи начнут работать с файлами объемом в несколько десятков гигабайт. Соответственно, и файловые системы для дисковых накопителей строились без учета такой возможности.
Широко использовавшаяся в Windows 2000 и XP структура FAT32, например, в принципе не поддерживала файлы объемом более 4 Гб, а сами операционки не могли создавать дисковые разделы, превышающие 32 Гб.
Сегодня такие ограничения кажутся глубоким анахронизмом — максимальный объем файла в системе NTFS последней версии составляет примерно 17 Тб. Однако работа с подобным программным монстром компактным камерам пока не по плечу. По этой причине, а также чтобы улучшить надежность записи и избежать проблем с совместимостью, любительские камкордеры не создают файлы уж слишком большого объема. В частности, HDR-CX520E разбивает ролики большой продолжительности на отрезки, каждый из которых занимает в памяти не более 2 Гб. Разделение происходит кадр в кадр, поэтому никаких срывов изображения при переходе от одного файла к другому не происходит.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Замедленное воспроизведение может превратить три секунды живого действия в занятный двенадцатисекундный ролик, причем плавность движения в кадре будет сохранена. Данная функция особенно порадует поклонников активного образа жизни, ведь лучший способ анализа быстрого движения трудно и придумать.
Чёткость 780 твл при цифровом потоке 16 Мбит/с можно признать выдающейся. На самых тонких линиях заметен цветной муар
Хотите верьте, хотите нет, но кадр сделан в пасмурный день, в почти контровом свете, падающем из окна. Автоматика безошибочно выставила экспозицию по сюжетно важной части кадра. Цветовая насыщенность, контраст и детализация практически идеальные
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Высокий класс внешней отделки, отличное качество сборки корпуса, натуралистичность изображения, работа съемочной автоматики.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Легкие хроматические аберрации. Чтобы привыкнуть к новой системе управления, потребуется некоторое время.