В СВЕТЕ ДИОДОВ
«Скажите, а насколько LED-телевизоры лучше жидкокристаллических?», «Какой OLED-телевизор диагональю 40 дюймов Вы посоветуете?», «Зачем мне покупать плазму, если она безнадежно отстала от ЖК?»
Поверьте, это далеко не самые абсурдные вопросы, на которые в последнее время приходится отвечать работникам салонов видеотехники.
- На правах эталона Panasonic TX-PR50V10 & Pioneer KRP-500A
- Philips 42PFL9803
- Samsung UE46B8000XW
- Sharp LC-40LE600RU
- Sony Bravia KDL-55X4500
- Toshiba 55SV685DG
ЧТО МЫ СМОТРЕЛИ
- «Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца». Режиссер Гор Вербински. Blu-ray Disc, 1080/24p
- «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Режиссер Энг Ли. DVD, PAL/576i
- Сборник испытательных таблиц FPD Benchmark Software for Professional. Blu-ray Disc, 1080p
Основная причина возникшей путаницы заключается в схожести двух англоязычных аббревиатур, обозначающих принципиально разные с точки зрения построения телевизионных панелей технологии.
Термин LED расшифровывается как Light Emitting Diode, попросту говоря, обычный светодиод, изобретенный еще в 1962 году. Несколько лет назад прогресс в их производстве достиг таких высот, что стало возможным создание плотно упакованных светящихся панелей, отлично подходящих для замены флуоресцентных ламп в системах подсветки жидкокристаллических экранов. Таким образом, аппараты, называемые LED-телевизорами, на самом деле представляют собой ЖК-телевизоры со светодиодной подсветкой. В отличие от газоразрядных трубок диоды обладают более широким спектром излучения, а значит, способны расширить цветопередачу телевизора или монитора, к тому же рабочий ресурс у них гораздо больше, а миниатюрные размеры позволяют заметно уменьшить толщину корпуса телевизора.
OLED (Organic Light Emitting Diode) — тоже светодиоды, только свет в них излучают органические полимеры, технология производства которых позволяет создавать не просто светящиеся панели, но полноценные RGB-матрицы, которые формируют изображение самостоятельно, без помощи жидких кристаллов. В результате получается картинка, значительно превосходящая по контрастности и точности цветовоспроизведения как ЖК-матрицы с флуоресцентной или светодиодной подсветкой, так и плазменные панели. Жаль только, что до выпуска OLED-телевизоров серьезного кинотеатрального размера дело пока не дошло, и в течение ближайшего года на их появление рассчитывать не приходится.
Что же касается плазмы (PDP), то здесь дело обстоит так: изначально опережая жидкие кристаллы по углам просмотра, глубине черного и точности цветопередачи, она в последнее время заметно проигрывает конкурентам по массовости присутствия на рынке. Причин такого положения несколько, но две основные — это относительно высокая себестоимость производства и проблематичность создания матриц малых диагоналей. В итоге на данный момент круг производителей плазменных панелей сильно ограничен, что, впрочем, никоим образом не говорит о деградации этого класса аппаратуры. Позиции PDP особенно сильны среди серьезных киноманов, предпочитающих смотреть фильмы на экранах высокого разрешения и как можно большего размера. Такие ценители крайне болезненно относятся к передаче тонких нюансов изображения, а потому способны оценить традиционно сильные стороны газоразрядной технологии.
С появлением ЖК-панелей с LED-подсветкой споры о преимуществах и недостатках разных способов получения изображения вспыхнули с новой силой. И дело тут не только в том, что светодиодная подсветка действительно заметно улучшает характеристики картинки. Сильно продвинувшиеся за последнюю пару лет системы цифровой обработки видеосигнала тоже внесли свой вклад в сближение конкурирующих позиций. В первую очередь это касается увеличения битности процессоров и матриц, самым положительным образом сказавшегося на отображении сложных тональных переходов, и повышения частоты развертки путем достройки промежуточных кадров, что позволило ЖК-матрицам усилить их самую слабую позицию — передачу быстрого движения.
Мы, имея в виду все вышеописанные перипетии, решились на необычный эксперимент — устроить групповой тест ЖК-телевизоров со светодиодной подсветкой, но не сталкивать их лбами, а использовать в качестве опорной точки изображение, выдаваемое двумя весьма продвинутыми плазменными аппаратами. Понятно, что две PDP от разных производителей не могут создать полностью идентичную картинку, но тонкие различия в ее характере как раз и позволят нам представить некий обобщенный образ «плазменного» изображения и, уже отталкиваясь от него, судить о сильных и слабых сторонах ЖК-моделей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Чтобы соблюсти максимальную корректность в таком щекотливом вопросе, как сравнение изображений принципиально разного происхождения, мы решили не надеяться на визуальную память, а сравнивать тестируемую и эталонную картинки напрямую.
Осуществить задуманное оказалось не так-то просто, поскольку затея требовала трех абсолютно идентичных источников сигнала — по одному для испытуемого аппарата и для двух эталонов. Чтобы не разыскивать три высококлассных Blu-ray-плеера одной модели, мы обратились за помощью к компании Kramer — ведущему производителю профессионального оборудования для коммутации и распределения видеосигналов. В результате наш тестовый стенд, состоящий из одного аппарата Sony BDP-S500, пополнился усилителем-распределителем HDMI-сигнала Kramer VM-16HDMI. Этот прибор способен распределять видеопоток формата 1080р на шестнадцать совершенно идентичных выходов, обладает шириной полосы пропускания 1,65 Гбит/с на канал и поддерживает протокол защиты данных HDCP. Теоретически мы могли бы подключить к нему одновременно все тестируемые модели, но они бы просто не поместились в нашей лаборатории.
ПОСЛЕСВЕЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги нашего исследования. Прямое сравнение видеозаписей самого высокого качества, которое только доступно любителям домашнего кино, показало, что, оставшись в меньшинстве, плазменные телевизоры тем не менее не собираются сдавать завоеванных ранее позиций и по некоторым показателями до сих пор превосходят даже самые прогрессивные жидкокристаллические аппараты. В первую очередь речь идет об углах просмотра и глубине черного — здесь принципиальные ограничения ЖК-технологии до сих пор напоминают о себе, особенно если сеанс проходит в полной темноте.
С другой стороны, по некоторым традиционно выигрышным для плазмы показателям ЖК-матрицы если и не вырвались вперед, то по крайней мере вплотную подобрались к конкурентам. Яркий пример — отработка сцен с быстрым движением. Пару лет назад проводить сравнительный анализ динамичных сцен на LCD и PDP просто не имело смысла, теперь же найти различия между соперниками оказалось достаточно сложно, а в паре случаев лидерство переходило к жидким кристаллам — практически безупречная динамика движения у наших плазменных эталонов слегка омрачалась тонкими желтыми ореолами, иногда возникавшими при перемещении темных объектов на светлом фоне. Кстати, у ЖК-панелей последнего поколения обнаружилась интересная особенность: мощные процессоры поднимают кадровую частоту и делают движение плавным, но скорость расчета промежуточных кадров зависит от сложности сцены, а потому перемещение объектов по сложным траекториям происходит немного неравномерно. Считать данный факт недостатком, видимо, не стоит, поскольку речь идет о едва уловимых изменениях темпа, заметить которые можно, только одновременно подав сигнал на два разных экрана.
Ну и в заключение перейдем на личности. Sharp LC-40LE600RU порадовал широкими углами обзора, правильным, можно даже сказать кинематографичным, воспроизведением видео стандартного разрешения и чистотой светлых полутонов. Одним словом, к ЖК-панели вопросов нет, а вот процессор пошаливает — передача движения могла бы быть чуть более плавной.
Philips 42PFL9803 на мощность цифровой обработки пожаловаться не может — масса различных фильтров способна облагородить даже порядком зашумленную и смазанную картинку, правда релизы по-настоящему высокого качества автоматике лучше не доверять. Детализация в тенях немного недотягивает до «плазменного» уровня, зато с передачей движения проблем не наблюдается. Футуристический дизайн придется кстати в стильном модерновом интерьере, а хороший горизонтальный обзор не даст почувствовать себя обиженными зрителям на боковых местах.
Samsung UE46B8000XW удивил не столько мизерной толщиной панели, сколько общим дизайном. Правильное отображение полутонов в широком диапазоне яркостей и практически безупречная передача движения вполне достойны «Выбора эксперта» — они вдыхают в изображение жизнь, хотя неравномерность подсветки несколько смягчает наиболее темные ее стороны.
55-дюймовых монстров Toshiba 55SV685DG и Sony KDL-55X4500 объединяет мощное функциональное оснащение, исчерпывающий комплект цифровых и аналоговых портов, но самое главное — «плазменный» характер картинки, отличающейся на удивление корректной цветопередачей и редкой кинематографичностью. Разумеется, есть у наших титанов и различия: так, «Глубокая лагуна» уделяет больше внимания подробнейшей детализации изображения, а представитель Х-серии Sony может похвастаться чуть более широкими углами обзора, но оба они, безусловно, заслужили «Выбор эксперта».
МОДЕЛЬ | Sharp
LC-40LE600RU |
Philips
42PFL9803H/10 |
Samsung
UE46B8000XW |
Toshiba
55SV685DG |
Sony
KDL-55X4500 |
---|---|---|---|---|---|
Матрица | 1920 х 1080 | 1920 х 1080 | 1920 х 1080 | 1920 х 1080 | 1920 х 1080 |
Наибольшее разрешение входного сигнала | 1080р | 1080р | 1080р | 1080р | 1080р |
Аналоговые эфирные стандарты | PAL, PAL60, SECAM (B/G, D/K, L’, L, I); NTSC 3.58/4.43 | PAL, SECAM, NTSC | PAL, SECAM (B/G, D/K, L, I); NTSC 4.43 | PAL, SECAM (B/G, D/K, L, I); NTSC 3.58/4.43 | PAL, PAL60, SECAM (B/G, D/K, H, L, I); NTSC 3.58/4.43 |
Цифровые эфирные стандарты | DVB-T (MPEG2/ MPEG4) | DVB-T/DVB-C (MPEG4) | DVB-T/DVB-C (MPEG4) | DVB-T/DVB-C (MPEG2/ MPEG4) | DVB-T/DVB-C (MPEG2/ MPEG4) |
Обработка видеосигнала, бит | Н.д. | 17 | Н.д. | 10 | 10 |
Режим 1080/24р | Да | Да | Да | Да | Да |
Мощность АС, Вт | 2 х 10 | 2 х 15 | 2 х 10 | 2 х 10 | 2 х (10 + 12) |
Стоп-кадр | Нет | Нет | Нет | Да | Нет |
x.v.Colour | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Да | Да |
Картинка в картинке | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
Часы/включение/выключение | Да/Нет/Нет | Да/Да/Да | Да/Да/Да | Да/Да/Нет | Да/Да/Да |
Таймер сна | Да | Да | Да | Да | Да |
Защита от ребенка | Да | Да | Да | Да | Да |
Разъемы на боковой панели | Audio + Composite Video (3 x RCA), HDMI, CI, наушники | S-Video, Audio + Composite Video (3 x RCA), наушники, HDMI | 4 x HDMI, 2 x USB, CI, наушники, Optical audio out | Audio + Composite Video (3 x RCA), HDMI, S-Video, USB, CI, наушники | Audio + Composite Video (3 x RCA), HDMI, S-Video, USB, CI, наушники |
Разъемы с тыльной стороны | 2 х SCART, 2 x HDMI, Component (3 x RCA), PC (D-sub 15). Audio in: MiniJack; audio out: optical, 2 x RCA. RS-232C. | 2 х SCART, 3 x HDMI, Component (3 x RCA), VGA (D-Sub). Audio in: 2 x (2 x RCA); audio out: optical/2 x RCA | SCART, Component (3 x RCA), PC (D-sub 15). Audio in: MiniJack, 2 x RCA. LAN. | 2 х SCART, 3 x HDMI, 2х Component (3 x RCA), PC (D-sub 15). Audio in: MiniJack/2 x RCA; audio out: optical, 2 x RCA, Sub. LAN. | 2 х SCART, 3 x HDMI, 2х Component (3 x RCA), PC (D-sub 15). Audio in: 2 х MiniJack; audio out: optical/2 x RCA. LAN, DMPORT. |
Телетекст, страниц | 500 | 1200 | 1000 | 1300 | 2000 |
Потребляемая мощность, Вт | 132 | 201 | 220 | 315 | 370 (в режиме «стандартный») |
Напряжение питания, В | 220 — 240 | 220 — 240 | 220 — 240 | 220 — 240 | 220 — 240 |
Габариты без подставки (Ш х В х Г), мм | 964 х 612 х 93,1 | 1027 х 627,3 х 108 | 1130,9 х 687,5 х 31 | 1362 х 839 х 113 | 1486 х 803 х 147 |
Масса без подставки, кг | 12,3 | 27,6 | 18,0 | 40,1 | 47,5 |
Цена, руб. | 65990 | 114990 | 129990 | 159990 | 279990 |