ПРОБЛЕСКИ ИСТИНЫ
Плазменные технологии так или иначе мы упоминаем почти в каждом номере журнала, но применительно к аудио — впервые. Между тем «четвертое состояние вещества» пытались приспособить для звукоизвлечения еще в позапрошлом веке, но из-за сложности реализации и опасных для жизни потенциалов плазмафоны воспринимались исключительно как курьез, причудливый вывих изобретательской мысли. Прошло время, и на новом витке развития аудио интерес к подобным конструкциям начал возрождаться.
Одним из первых достоинства плазменных излучателей оценили инженеры немецкой компании Lansche Audio. При создании своей акустики они исходили из того, что человеческий слух имеет феноменальное разрешение. Исследования показали, что даже не слишком тренированный слушатель замечает изменение громкости на 0,2 дБ, тембра с 1000 до 1003 Гц и временную задержку между сигналами порядка 10 мкс! Динамический диапазон нашего слухового аппарата даже лучше, чем реально у формата CD-Audio — порядка 85 дБ. Именно поэтому проектирование колонок началось с поиска «идеального» твитера — с линейной АЧХ вплоть до ультразвуковых частот, широкой дисперсией и когерентным излучением. Перепробовав массу вариантов, компания пришла к забытой плазменной технологии, которая при современном уровне производства уже не казалась столь сложной и опасной.
Впрочем, определение «плазменный» к этим излучателям не совсем подходит. Для лучшего понимания принципа их работы вспомним историю. Еще в конце XIX века британский физик Вильям Даддл обратил внимание на характерный звук, который издает электрическая дуга между двумя угольными электродами (в те времена улицы Лондона освещались именно таким способом). Дадл обнаружил, что, варьируя частоту и напряжение питания дуговой лампы, можно менять тембр и громкость звучания. Для управления питающим контуром ученый использовал фортепианную клавиатуру, создав, таким образом, первый в мире электронный синтезатор.
Коронный разряд используется и в твитерах Lansche Audio — поэтому они и запатентованы под названием Corona. Немецким инженерам удалось решить основные проблемы, препятствующие широкому распространению аналогичных конструкций, кроме одной — высокой стоимости. Собственно излучатель представляет собой перфорированный цилиндр, открытый торец которого выведен в окружающее пространство через рупор. После процедуры запуска, длящейся около двух минут, в цилиндре возникает дуга светло-пурпурного цвета, которую хорошо видно через раструб. Тепло отводится путем конвекции через прорези в верхней плоскости корпуса АС и два отверстия на задней стенке. Рабочая температура внутри цилиндра порядка 800 градусов Цельсия, так что вентиляция — мера необходимая. Дуга модулируется аудиосигналом, который подается на электроды с лампового усилителя-драйвера, как в электростатических преобразователях. Коронный разряд заставляет колебаться молекулы воздуха, и эти колебания мы воспринимаем как звуковую волну. В процессе разогрева образуется озон, но он целиком поглощается керамическим катализатором, а в стационарном режиме расщепляется под действием температуры, превращаясь в обычный кислород.
Так какие же преимущества дает столь сложная и отнюдь не дешевая конструкция? Начнем с того, что излучающий элемент не имеет массы, по крайней мере в понимании ньютоновой механики, а следовательно, и инерции. Это дает возможность работать на частотах, недостижимых для остальных твитеров, даже ленточных. Теоретический предел — несколько мегагерц, на практике же у «Короны» верхнее значение достигает 150 кГц. По мнению акустиков из Lansche Audio, именно наличие обертонов, которые, как принято считать, мы не слышим, оказывает решающее влияние на восприятие музыки, позволяя, в частности, распознавать тембральные нюансы струнных и медных духовых инструментов. Второй важный момент — отсутствие фазовых сдвигов между сигналами разных частот, поскольку Corona, по сути, является точечным излучателем, идеальным для формирования пространственных образов. И наконец, отсутствуют механические резонансы, неизбежно возникающие в любом купольном или планарном драйвере.
После столь длинной, но необходимой преамбулы познакомимся с самой акустикой Lansche Audio №5, в которой установлены описанные выше твитеры. Это трехполосные напольники высотой чуть более метра с великолепной отделкой натуральным шпоном (в нашем случае — редкая древесина makasar) и зеркальной лакировкой боковых граней. Под твитером установлен трехдюймовый среднечастотник с легким тканевым куполом — наилучший выбор для согласования полос по скорости отклика. Столь низкая частота раздела (2500 Гц) чаще встречается в двухполосных системах, но поскольку «Корона» уверенно работает с 1500 Гц, то предоставить одному излучателю верхнюю середину и верх вплоть до ультразвука было беспроигрышным решением. Широкополосный точечный источник — что может быть лучше для построения звуковой сцены?
Все, что ниже 400 Гц, воспроизводится парой низкочастотников с 22-сантиметровыми диффузорами, изготовленными из стекловолокна с полиэстером. Особая пропитка гасит внутренние резонансы и повышает стабильность параметров. Кроссоверы — предельно простые, первого и второго порядков, зато с конденсаторами Solen и катушками «на воздухе». Внутренняя разводка выполнена посеребренным проводом OFC. Для борьбы с турбулентными призвуками на задней стенке организованы три фазоинверторных порта.
Там же находится и панель с четырьмя входными клеммами, выключателем питания и коммутационной колодкой. Перестановкой перемычек можно сделать небольшой тюнинг под конкретное помещение: +1/0/-1/-2 дБ по ВЧ и 0/-3 дБ по НЧ.
Остальные компоненты тракта подбирались по ходу прослушивания. Из-за невероятно высокого разрешения акустика выявляла малейшие отклонения в характере усилителя и даже в большей степени — источника. Потеря ритма, нечеткая атака, вуаль в ВЧ-полосе, — все это беспощадно фиксировалось и без прикрас преподносилось слушателю. В результате мы остановились на CD-проигрывателе Metronome T1i Signature с внешним блоком питания (€10300). У него механизм с верхней загрузкой, и для более надежного считывания пространство под сдвижной крышкой подсвечивается синим светодиодом. ЦАПы работают в формате 24/192, соответственно, данные с компакт-диска под него пересчитываются. Полный набор входов и выходов позволяет использовать аппарат в качестве внешнего конвертора. Вынос питания в отдельный модуль устраняет наводки и вибрации от силового трансформатора.
Стереофонический оконечник Symphonic Line Kraft 250 (€15750) имеет архитектуру «двойное моно» с полным разделением цепей усиления и питания, вплоть до сетевых кабелей. Массогабаритные показатели обусловлены выходной мощностью — 2 х 250 Вт в классе А. Пара экранированных трансформаторов 1300 ВА каждый плюс 250000 мкФ в фильтре питания обещают ураганную динамику.
Входная коммутация и регулировка громкости осуществлялась через предварительный усилитель Symphonic Line RG2MK4 Reference (€8200) с 300-ваттным трансформатором и встроенным фонокорректором MM/MC.
Оба усилителя имеют массивные лицевые панели из матового алюминия, а надписи на них выполнены тонкой фрезой под разными углами, благодаря чему создается ощущение «алмазной грани». Таким же способом выгравирован и серийный номер каждого аппарата.
Стив Тайрелл, джазовые стандарты 50-х, заново исполненные и великолепно смикшированные с классическим составом: рояль, ударные, бас, гитара, саксофон и вокал [1]. Картина настолько рельефна, что требуется некоторое время для ее осмысления. Рояль, представленный в натуральную величину, с трудом помещается в небольшой комнате прослушивания, из-за чего верхний и нижний регистры кажутся разнесенными в пространстве. Откидываюсь назад, к самой стене — сцена обретает цельность, не теряя подробности. Вокал оказался на втором плане, но переключателем на кабеле HMS Grand Finale TOP можно слегка изменить эшелонирование. Из-за обилия «воздуха» сцена не кажется слишком плотной, несмотря на подробнейшую нюансировку. Звучание слитное, быстрое, с высочайшим разрешением даже в НЧ-диапазоне. Бочка и бас работают синхронно и в унисон, но отчетливо различаются по тембру, характеру атаки и времени реверберации.
Правильное разделение мнимых источников в пространстве — следствие временного согласования излучателей — очень важно для восприятия сложных музыкальных произведений. С акустикой Lansche Audio даже хоровые экзерсисы Пендерецкого [2], чересчур авангардные для духовной музыки, создают ощущение спокойствия и комфорта. Начинаешь понимать, что гармония здесь заложена на уровне подсознания, она не проявляется немедленно, а требует некоторой внутренней работы слушателя. Такова вся серьезная музыка, и главная задача техники — эту работу облегчить.
Хотя почему обязательно серьезная? Свойства системы проявились и на диске Бека Хансена [3]. Грязное гаражное звучание стало более «отмытым», и отнюдь не за счет упрощения спектра. Наоборот, тембральных оттенков и мельчайших деталей стало больше, но благодаря их более точной ориентации во времени и пространстве они составляли очень гармоничное целое. Мнение, высказанное одновременно несколькими участниками прослушивания: впервые тексты песен на этом CD можно было разобрать без особого труда. В данной системе все знакомые записи звучали совершенно по-новому, но сборник CCR [4] преподнес настоящие сюрпризы. Уже в конце дня мы решили включить источник, предусилитель и акустику через сетевой кондиционер HMS Energia Difinitiva (его тест см. в прошлом номере). Результат оказался поразительным — на втором куплете «Susie Q» гитара, а затем и вокал Джона Фогерти вдруг зазвучали из дальнего левого угла комнаты, в то время как остальные инструменты и голоса были равномерно распределены между правой и левой АС. Такое ощущение, что в систему добавили еще одну колонку — настолько расширилась звуковая сцена. Не знаю, был ли задуман этот эффект при ремастеринге фонограммы на студии JVC или получился случайно, но впечатление он производит сильное.
Столь заметный эффект от фильтрации питания наводит на мысль о дальнейших экспериментах с сетевыми шнурами, фазировкой вилок и т.д., но мы были ограничены во времени. Конечно, многое зависит и от источника, и Metronome T1i Signature в нашей связке оказался просто великолепен. Но я все же думаю, что у Lansche Audio №5 еще остался не раскрытый нами потенциал…
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Steve Tyrell, «Standard Time». Sony Music, 2001
- Krzysztof Penderecki, «Per Coro». Wergo Schallplaten, 1995
- Beck! «Odelay». DGC 1996
- Creedence Clearwater Revival. 20 Bit K2 Super coding. Fantasy Inc., 2000
СИСТЕМА
- CD-проигрыватели:
- — Metronome T1i Signature CD-плеер с внешним БП €10300
- — Symphonic Line Vibrato, отделка aranya €5670
- Предварительный усилитель Symphonic Line RG2MK4 Reference €5800
- Усилитель мощности Symphonic Line Kraft 250 €25000
- Акустика Lansche Audio №5 (отделка High Gloss — makasar) €31200
- Стойка Copulare Coral Bank, 4 coral shelves inside, Chocolate Brown €4560
- Cетевой кондиционер HMS Energia Difinitiva €9000
- Кабели:
- — между источником и предом HMS Sestetto MK3 RCA €811 (1,5 м)
- — между предом и моноблоками HMS GranFinale Jubilee RCA €1900 (1,5 м)
- — акустический Bi-Wire HMS Grand Finale TOP €4100 (3 м)
- — сетевые: Mit Magnum AC1 ($1560), Sound String Tricormaxial Power ($680 2,5 м),
- DH Labs Red Wave ($1200 2 м), HMS Grand Finale Power (€1098 2 м)
Lansche Audio №5
- Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 32 — 150000
- Чувствительность, 1 Вт/1м, дБ 91
- Сопротивление, Ом
- — номинальное 4
- — минимальное 3,2
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Частоты разделения кроссовера, Гц 400/2500
- Максимальное звуковое давление, дБ/м 112
- Габариты, см 109 х 25,8 х 49
- Масса, кг 76
- Цена, € 31200