СТРОЙКА ПОСЛЕ РЕМОНТА
Хоть и говорят, что один ремонт подобен двум переездам или одному пожару, но есть в нем и положительные моменты. Например, можно заодно запрятать в стены или под пол акустические провода для домашнего театра, расположить наилучшим образом сетевые розетки, а то и акустику in-wall встроить. Вот только для этого требуется определенная предусмотрительность — качество вроде не особо выдающееся, но почему-то редкое.
- JVC TH-D5EE 10200 руб.
- Sony RHT-G950 39990 руб.
- Klipsch CS-500 52140 руб.
- KEF KIT-160 139100 руб.
- Panasonic SC-BTX70 + FX70 + HS100 50470 руб.
- Sony BV-IT1000 111111 руб.
- KEF KIT570w 196400 руб.
Бывает, что и предусмотрительность не помогает. Например, до ремонта никаких мыслей о домашнем кино не было, а потом вдруг захотелось. Ведь человеческие желания имеют свойство возникать внезапно и без спроса. А если их нещадно подавлять, демонстрируя аскетизм и непреклонную волю к победе над скукой, то жизнь рискует стать безрадостной. Тем более что желание завести у себя многоканальную акустику вовсе не относится к категории безумств. К тому же оно совершенно безобидное — кроме семейного бюджета и соседей, никому вреда не нанесет.
Так как же быть, если ремонт уже сделан, а построить домашний театр очень хочется? Возьмем, к примеру, мою ситуацию: телевизор стоит в торце прямоугольной комнаты, а по бокам нет ни одной сплошной стены, и справа, и слева — двери и проемы. Ковра нет и не предвидится, поэтому провода к тыловым колонкам спрятать невозможно. Мало того, что провода на полу — это некрасиво, так ведь и спотыкаться о них кто-то будет обязательно.
Выход, конечно, есть, причем не один, а два. Вариант первый — комплект с беспроводной тыловой акустикой. Второй — система с виртуальным тылом, когда эффект окружения создается фронтальными колонками.
Замечу, что системы и первого, и второго типа мы уже не раз тестировали, правда вместе с обычными, у которых все колонки проводные. Среди них встречались как удачные аппараты, так и не очень. Но мы еще ни разу не сравнивали сами эти принципы — беспроводной или виртуальный. Как раз сейчас этим и займемся, естественно, делать это будем на примере конкретных моделей одного и другого типа — таким образом, сопоставление будет основано на реальных фактах. Прежний наш опыт в этом смысле не слишком показателен, поскольку за последнее время обе технологии — и беспроводная, и виртуальная — ушли вперед, появились новые решения, так что исход эксперимента предсказать сложно — и это притом что через наши руки прошло немало театров такого рода.
От систем типа «саундбар» мы в этот раз сознательно отказались. Во-первых, эффект объемного звука достигается у них схожим образом, как и у других систем с виртуальным тылом, а во-вторых, у нас относительно недавно прошел основательный тест подобных систем: http://www.salonav.com/arch/2009/04/016.shtml, а потому с ними, на мой взгляд, все ясно.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МАТЕРИАЛЫ
Как легко догадаться, реализация той или иной технологии сильно зависит от ценовой категории аппарата. Если судить, скажем, о звучании компакт-дисков по самым дешевым портативным плеерам, то может возникнуть впечатление, что этот несчастный CD Audio просто не имеет права на существование. Но послушайте проигрыватель за пару-тройку тысяч евро, и вы составите совершенно иное представление об этом формате. Именно поэтому мы старались не брать для участия в нашем исследовании совсем уж дешевые модели, которые едва ли могут продемонстрировать качественные возможности того или иного принципа. Слишком высоко забираться тоже не стали — в элитных системах кабелей обычно не избегают, там предусмотрительность должен проявлять не хозяин, а инсталлятор.
В этот раз мы решили не обращать пристального внимания на кинематографические способности систем. Во-первых, потому, что большинство их них оснащены выходами HDMI, что является в значительной степени нивелирующим фактором. А те модели, что имеют лишь аналоговые видеоинтерфейсы, в принципе не рассчитаны на работу с большими дисплеями, а на маленьком экране разницу в качестве картинки разглядеть сложно. Все, для кого критически важно качество картинки, уже успели обзавестись HD-источниками, поэтому ловить «блох» на изображении в стандартном разрешении не вижу никакого смысла. Не станем заостряться и на FM-тюнерах, караоке и прочих «прибамбасах». Ведь сегодня нас интересует в первую очередь не конкретная модель театра, а способ, которым она обходится без кабелей, идущих к тыловым спикерам.
А поскольку среди участников нынешнего исследования оказались системы с приводами Blu-ray, то в перечень тестовых дисков вошли носители разного типа.
Итак, смотрели и слушали:
- Отладочный диск «Video Essentials» (DVD5, NTSC, DD).
- «Терминатор-3» (DVD9, PAL, DTS).
- «Малхолланд драйв» (DVD9, NTSC, DTS).
- «Казино Рояль» 0 (Blu-Ray, 1080p, DTS, LPCM 5.1).
- Демонстрационный диск «Burmeister-II» c треками всех жанров — камерной, симфонической музыки, джаза и рока (CD-DA).
- «Tutti!». Сборник пьес для симфонического оркестра (CD-DA).
- Pink Floyd, «The Wall» (CD-DA).
Несколько слов о помещении, в котором проходили испытания. Это редакционная комната прослушивания площадью около 18 м2 с легкой акустической обработкой — на стенах в разных местах закреплены небольшие звукопоглощающие панели. Именно здесь мы проводим тесты акустики и компонентов, но для систем с виртуальным окружением такой вариант не самый лучший, поскольку во многих из них (но не во всех) активно используются отражения от стен. Пожалуй, это главный недостаток подобных систем (известный, кстати, задолго до этого обзора) — сильная зависимость от помещения и потому непредсказуемость их звучания в конкретных условиях. Но зато — никаких проводов у вас за спиной.
Всех участников делим на две группы, в первой — виртуальные (поскольку они в массе своей доступнее), во второй — беспроводные. Изначально у нас в обеих группах было участников поровну, но уже в ходе испытаний пришлось снять с «забега» одну беспроводную модель — обнаружился некомплект, а времени на поиск недостающих частей уже не было. И это, кстати, показательный факт: беспроводные системы сложнее, в них входит большее число компонентов, собирать их значительно труднее. Впрочем, не будем забегать вперед, приступим к работе.
POWER OFF
В этот раз мы тестировали не комплекты домашнего кино, а реализованные в них принципы избавления от акустических проводов, идущих к тыловой акустике. И хотя изначально выделили две технологии — виртуального окружения и беспроводной передачи, на практике оказалось, что в их рамках также возможны разные подходы и вариации на заданную тему.
Комплект JVC TH-D5EE обладает важным достоинством, которым, на мой взгляд, должна обладать вся бюджетная техника — он легко приспосабливается к жизненным условиям своего хозяина. Нет возможности разнести акустику по периметру комнаты — ставим ее в «кучу» и получаем вполне приличный Front Surround, появилось лишнее место — переводим систему из виртуального режима в реальный. Ко всему прочему, система очень достойно звучит, она неплохо оснащена, а потому будет весьма «Удачной покупкой».
Sony RHT-G950 не позволяет менять конфигурацию акустики, ее тыл всегда виртуальный, зато это меткий выстрел по двум зайцам: вместе с театром мы получаем замечательную тумбу под телевизор и с полками под аппаратуру. Или наоборот: вместе с тумбой — театр. Жаль, что у меня уже есть AV-мебель, а то бы сам себе такую купил. Может быть, не эту конкретно, а побольше. Или поменьше, благо что модельный ряд таких систем достаточно широк. Так что «Выбор эксперта», однозначно.
Система Klipsch CS-500 выполнена в формате 2.1 — это традиционный вариант виртуального окружения, где эффект объемного звука достигается за счет DSP-обработки. В небольших помещениях эта технология достаточно эффективна, сама система компактна и сделана достаточно аккуратно. Все хорошо, но ее цена показалась мне не совсем адекватной.
В комплекте KEF KIT-160 реализована другая схема виртуального окружения: усиливаются все пять каналов (не считая басового), но громкоговорители фронта, центра и тыла каждого канала сосредоточены в одной колонке (центр излучается двумя громкоговорителями). В итоге получается звуковое поле, максимально приближенное к тому, что можно получить от полноценной многоканальной системы. Цена, конечно, кусается, но посмотрите, сколько там фирменных технологий, да и качество исполнения великолепное — мой респект отмечаю знаком «Выбор эксперта».
Системы с беспроводным тылом не столь разнообразны, все различия между ними сводятся к использованию разных протоколов связи, а также к двум вариантам компоновки тыловых усилителей: у театров Panasonic и Sony они располагаются в одном блоке, который соединяется с тыловыми колонками обычными акустическими кабелями, а у комплекта KEF усилители разделены и монтируются на каждый спикер. В первом случае мы получаем у себя за креслом два акустических провода и один силовой, а также необходимость пристроить куда-нибудь тыловой усилитель, во втором — отсутствие акустических кабелей и отдельного усилительного блока, но появляются два сетевых адаптера. На мой взгляд, оба варианта — компромиссные, поскольку все это хозяйство в любом случае надо куда-то прятать. Хотя надо признать, что у беспроводных систем (тех, что вошли в нынешний обзор) звуковое поле столь же обширное, разнородное и плотное, как у театров с обычной тыловой акустикой, подключаемой кабелями. Но сборка более сложная и трудоемкая. Единственное исключение в этом смысле — театр Panasonic SC-BTX70 + FX70 + HS100. Основной комплект у него продается отдельно, и ему я даю свой «Выбор эксперта» — за полнофункциональный Blu-ray-источник и очень удачный iPod-док. А уж докупать к нему беспроводной модуль или обойтись конфигурацией 2.1 — это вы сами решайте.
Так что мы имеем в сухом остатке? Системы с виртуальным тылом лучше всего работают в относительно небольших помещениях, в идеале — с хорошо отражающими боковыми стенами. Они просты в сборке и легко интегрируются в интерьер. Нет тыловых каналов — нет проблемы, куда девать идущие к ним провода.
Комплекты с беспроводным тылом по своему звучанию не уступают театрам с традиционной пассивной акустикой. Но проблема интеграции в интерьер решается у них лишь частично — в сумме проводов меньше не становится, они лишь перемещаются в пространство за слушателями. Вдобавок существенно осложняется монтаж и увеличивается стоимость инсталляции.
Свои личные предпочтения я высказал, но никому их не навязываю. Думаю, в этой публикации достаточно информации, чтобы сделать свой выбор самостоятельно и вполне осмысленно. Если же что-то все равно неясно — пишите, разберемся.