Недавно наблюдал сцену: в крупной фирме, торгующей проекционным оборудованием, инсталлятор выбирал для клиента аппарат. Заказчик был явно не слишком богатый, поэтому модели в районе 450 тысяч рублей и выше отклонили сразу. Проектор чуть менее 300 тысяч устроил по цене, но тут выплыло еще одно обстоятельство: супруга клиента выставила условие, что он должен быть не слишком большим, иначе, мол, он будет на нее психологически давить. Вот тут продавец врубился в ситуацию и предложил Optoma HD82. Надо заметить, что поставок техники этой марки в Россию некоторое время не было, очевидно, поэтому для установщика предложение было несколько неожиданным. В этот момент мне пришлось уйти, поэтому при демонстрации картинки не присутствовал. Но потом поинтересовался и узнал, что именно этот проектор и был куплен. Чуть позже мне представилась возможность ее протестировать, чем немедленно воспользовался — интересно было составить собственное мнение об этой модели.
На самом деле проектор не так уж мал (по сравнению с другими DLP-моделями такой же световой мощности), но зрительно кажется небольшим, не «давит» на глаза — вот что значит грамотный дизайн.
Матрица — DLP DarkChip3™, чип не самый свежий, зато и цена не так высока, как у аппаратов, построенных на четвертой версии. Разрешение 1920 х 1080, так что с этим все в порядке, световой поток — 1300 ANSI лм, чего достаточно для большинства домашних кинозалов. Не зря в документации указана максимальная диагональ изображения 300” — такой экран аппарат вполне может потянуть при условии, что поверхность у него будет белой, а комната тщательно затемнена.
Контрастность приведена в двух системах измерения: 20000:1 (full on/off) и 680:1 по ANSI — второе значение является более честным. И следует заметить, что очень немногие производители указывают контрастность, измеренную по этой методике. Правда, оба показателя получены при активной фирменной технологии DynamicBlack. По сути это динамически управляемая диафрагма. В настроечном меню можно выбрать два режима ее работы или вообще отключить. Замечу, что динамический ирис в отличие от статического значительно меньше «сажает» яркость, по крайней мере по субъективным ощущениям.
Следует особо отметить, что проектор буквально напичкан фирменными технологиями, которые наиболее эффективны при демонстрации фильмов, записанных в стандартном разрешении, и позволяют их приблизить к картинам на Blu-ray. Например, программный комплекс PureEngine заметно увеличивает четкость и очищает изображение от шумов. Технология VIDI, разработанная подразделением осветительных приборов Philips, улучшает субъективно воспринимаемое качество картинки, увеличивая ее контрастность, насыщенность цветов, и вместе с тем делает изображение более естественным и жизненным. Любопытно, что все технологии реализуются на уровне источника света, а потому не вносят специфических искажений, нередко сопутствующих манипуляциям в цифровом тракте.
Хотя и здесь без этого не обошлось. Уже упоминавшийся выше комплекс PureEngine включает в себя не только технологию улучшения четкости PureDetail, но и PureMotion, отвечающий за плавную передачу движения и сохранение четкости движущихся объектов, а также обработку PureColor, повышающую точность цветопередачи. Причем иногда они могут быть полезными и при показе фильмов с Blu-ray. Определить необходимость включения обработок предельно просто — в проекторе имеется демонстрационный режим, в котором экран делится на две половины — сразу видно, как лучше.
Признаюсь, что кольцо зума нашел не сразу — оно оказалось внизу под объективом. Но тем, кто перед включением аппарата внимательно читает руководство пользователя, такой конфуз не грозит. Замечу попутно, что при зумировании объектив полностью выходит из фокуса, поэтому сначала следует установить необходимый размер изображения и только потом наводить объектив на резкость.
Функции сдвига оптики у недорогих DLP-проекторов не бывает, но здесь все же есть возможность перемещения изображения. Естественно, в небольших пределах: 25% по вертикали и ±15 по горизонтали. Поскольку сдвиг осуществляется через меню, электроникой, думаю, что реализуется это за счет увеличенного физического разрешения матрицы, 1920 х 1080 — это разрешение картинки, сам чип должен быть больше.
Предусмотрена возможность установки анаморфной оптики (с помощью опционного кита Optoma BX-AL133-B), это позволяет задействовать всю рабочую площадь матрицы при показе фильмов, записанных в формате 2.35:1 — в последнее время число таких релизов постоянно растет. Штатный объектив — широкоугольный, диагональ 100” получается у него с минимальной дистанции 3,32 м.
Пульт — с большим количеством кнопок, которые ярко подсвечиваются синим, благодаря этому все надписи хорошо читаются в темноте. Практически все функции, которые могут понадобиться во время просмотра, нашли там свое отражение. Особо отмечу отдельные клавиши включения и выключения — для проектора это особенно важно.
Система охлаждения весьма деликатна — по паспорту шум не превышает 22 дБ, и у меня не возникло сомнений, что так и есть на самом деле.
Первым делом стараюсь определить выраженность эффекта радуги. На цветных фильмах он практически не виден, на черно-белых и на титрах его можно обнаружить. Большинство людей, которые никогда не слышали об этом неприятном свойстве одночиповых DLP-проекторов, могут вообще ничего не заметить.
При настройках по умолчанию контрастность кажется избыточной, приходится ее уменьшать, чтобы получить более ровную и естественную картинку. Видимо, предварительная фабричная настройка рассчитана на предпродажную демонстрацию в не полностью затемненных залах. Кстати, так делают многие производители.
Благодаря PureEngine видео с качественно записанных DVD становится очень похожим на Blu-ray, хотя свежие фильмы, снятые уже в HD, смотрятся все же поинтереснее. И на них искусственное увеличение четкости лучше отключить, чтобы картинка стала более гладкой и приятной. Важно, что проектор передает разницу между фильмами разного качества. Пресловутый черный цвет достаточно глубок — если не полениться тонко отстроить под конкретный экран яркость, контрастность и гамму. Думаю, что у инсталлятора, с которого я начал свой тест, на это хватит квалификации и терпения. Он ведь знал, на что идет.
Отключается аппарат очень быстро — для домашнего проектора это важно. И говорит о грамотно спроектированной системе охлаждения. Такая техника вызывает у меня доверие.
Объективные данные
- Технология DLP DarkChip3™
- Физическое разрешение 1920 x 1080
- Световой поток, ANSI лм 1300
- Контрастность 20000:1, 680:1 (ANSI)
- Кратность зума 1,5
- Ирисовая диафрагма да (автомат)
- Проекционное расстояние, м 1,5 — 12,5
- Диагональ изображения, м 0,76 — 7,67
- Мощность лампы, Вт 220
- Срок службы лампы, ч 3000 (в режиме Standard)
- Входы видео 2 х HDMI, DVI, VGA, Component, S-Video, Video
- Моторизованный фокус нет
- Сдвиг изображения, %
- — по вертикали +105 ~ +130
- — по горизонтали ±15
- Коррекция трапеции
- — по вертикали да
- — по горизонтали нет
- Звуковой тракт нет
- Габариты, мм 490 x 372 x 194
- Масса, кг 8,5
Optoma HD82 122388 руб.
Современный аппарат, в котором реализованы новейшие технологии оптимизации изображения. И показывает очень неплохо.
Малый диапазон сдвига изображения по горизонтали и вертикали. На черно-белых фильмах иногда заметен эффект радуги.
Грамотно сделанный бюджетный HD-проектор с привлекательным соотношением качество/цена.