КУПОЛА И БАШНИ
Американская компания Phase Technology является частью гигантской корпорации United Speaker Systems, расположенной в городе Джексонвиле, Флорида. Находясь под столь надежной крышей, прикрывающей бизнес от всевозможных экономических бурь, основатель Phase Technology и инженер с мировым именем Билл Хечт (Bill Hecht) имеет полную свободу творчества. Еще в 1955-м — кто бы мог подумать — он сформулировал лозунг «Театральный звук в дом!».
Этого принципа компания, которой сейчас заправляет Кен Хечт, сын Билла, придерживается до сих пор. Под «театральным звуком» прежде всего подразумевается широкий динамический и частотный диапазон, малые искажения, глубокий естественный бас и способность формировать трехмерную звуковую сцену. Для этого некоторые компоненты акустических систем, в частности, излучатели и разделительные фильтры, пришлось создавать буквально с нуля. За годы исследований сотрудниками Phase Technology было получено несколько десятков патентов в области электроакустики. И по сей день все, что нужно для производства АС, изготавливается компанией самостоятельно, как принято говорить, под одной крышей. В нынешнем ассортименте Phase Technology самая разнообразная акустика — всепогодная, встраиваемая в стены и потолок, дизайнерская «под плазму» и, конечно же, аудиофильская.
Модель PC 9.5 — старшая в хай-эндной линейке Premier Collection, так что ее по праву можно считать вершиной технической мысли. Это высокие трехполосные системы* с пятью излучателями, выстроенными по вертикальной оси. Порт фазоинвертора весьма приличного диаметра тоже выведен вперед в непосредственной близости от нижнего басового драйвера. Корпус с узкой лицевой панелью имеет закругленные грани — для повышения жесткости и минимизации внутренних отражений. Пара, приехавшая к нам в редакцию, имела великолепную отделку в рояльном лаке с отполированными до блеска поверхностями. К нижней плоскости прикручивается массивная платформа с резьбовыми отверстиями для шипов. По внешнему виду никто не смог угадать цену колонок, все называли суммы, заметно превышающие рекомендованный ритейл $2100.
Отличительной особенностью PC 9.5 можно считать точный подбор излучателей для получения когерентного излучения всей линейки в целом. Другими словами, сигналы с разной частотой должны достигать ушей слушателя одновременно, с минимальными фазовыми сдвигами. Этот подход, кстати, отраженный в названии фирмы, определил некоторые конструктивные особенности. Например, использование купольного среднечастотника, что в наше время — большая редкость. Такой излучатель имеет широкую дисперсию во всём диапазоне, но проблема в том, что диапазон этот довольно узок, из-за чего стыковать такую головку с НЧ-драйвером довольно сложно. В нашем случае полуторадюймовый тканевый купол занимает промежуточное положение между родственным ему твитером (1 дюйм, купол, ткань, конструкция запатентована) и мидбасом с плоской мембраной диаметром 13 см. Самый нижний отрезок диапазона, до 100 Гц, воспроизводится двумя вуферами такого же калибра, нагруженными на фазоинвертор. Диффузоры трех крупных драйверов изготовлены из кевлара, ламинированного материалом RPF (Rigid Polymer Foam, состав запатентован). Как известно, тканая структура препятствует возникновению стоячих волн, а покрытие из вспененного полимера повышает механическую прочность волокон. Плоский же диффузор работает подобно поршню с минимальными изгибными деформациями. Кроме того, фазовый сдвиг между звуковыми волнами разной длины получается минимальный. Таким образом, инженеры Phase Technology сделали все возможное для снижения искажений на низких частотах и получения все той же когерентности излучения.
Очень непросто устроена и ВЧ/СЧ-сборка. Оба купольника установлены на платформе из уникального материала, который изначально разрабатывался для масляных фильтров гоночных автомобилей. Это синтетическое волокно дополнительно прессуется с тем расчетом, чтобы его микропоры эффективно поглощали энергию звуковых волн на высоких частотах. Такая панель радикально гасит отражения, которые обычно приводят к провалам АЧХ вблизи частоты раздела ВЧ и СЧ-полос.
Разделительные фильтры выполнены по принципу Absolute Phase, они дают минимальные фазовые сдвиги между полосами диапазона.
Каждая колонка имеет две пары универсальных клемм, что делает возможным двухпроводное подключение кабелями с любыми наконечниками.
Для начала ставим проверочный диск Burmester [1] с наиболее характерными музыкальными фрагментами. Начинаем с конца — китайских барабанов Yim Hok-Man, они дадут нам полное представление о динамических способностях акустики. Удары просто сокрушительные, резкие, с хорошо узнаваемыми вибрациями. Каждый барабан имеет свой тембр, быстрые серии не сливаются, гул послезвучий не заслоняет ритмический рисунок. Чувствуется, как резонируют металлические стойки, как в паузах постепенно стихает звук — долго и плавно. Стук деревянных палочек передается естественно, слышно, что это именно дерево, а не кость или пластик.
На отрывках симфонических произведений, помимо широкого динамического диапазона, колонки продемонстрировали способность строить трехмерную сцену. Они выдвигают передний план на слушателя, а все остальные равномерно распределяют по глубине. Но это возможно лишь в том случае, если АС стоят как минимум в полутора метрах от задней стены. Акустика в паре подобрана довольно точно — на отдельных фонограммах вообще непонятно, откуда идет звук, порой кажется, что из-за задней стены. Правда, иногда возникает странный эффект: некоторые звуки (как правило, в верхней середине) вдруг отрываются от стройного хора, словно порхающее эхо.
Разборчивость при воспроизведении таких жанров, как прогрессивный металл [2] достаточно высока, чтобы уверенно выделять из общей массы отдельные инструменты и различать тембральные нюансы. «Каши» как таковой я не замечал, хотя на особо замысловатых пассажах возникало ощущение легкого сумбура, недостаточно четкой артикуляции. Но в целом придраться к саунду PC 9.5 было довольно сложно.
С вокалом здесь тоже все в порядке — дуэт, трио и квартет [3] с аккомпанементом на акустических гитарах слушать было просто приятно. Соло на контрабасе откровенно порадовало, были слышны малейшие оттенки, угадывались даже движения пальцев.
Судя по низкочастотной составляющей, сабвуфер понадобится этой акустике лишь в исключительных случаях и лишь в театральной системе. Причем калибр драйвера не должен быть менее 12 дюймов, иначе толку от него не будет.
КОМПОНЕНТЫ
- CD/SACD-проигрыватель Yamaha CD-S2000 (60000 руб).
- Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€450).
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Заявленные характеристики Phase Technology PC 9.5
- Конфигурация 5 излучателей, 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 32 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт/1м 91
- Номинальное сопротивление, Ом 4
- Рекомендованная мощность усилителя, Вт 20 — 250
- Габариты, мм 1150 х 223 х 375
- Масса, кг 30,3
- Цена, $ 2100
*На самом деле это не совсем так, см. «7 раз отмерь».
на отдельных фонограммах вообще непонятно, откуда идет звук, иногда кажется, что из-за задней стены
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA, 1996.
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997.
- The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clatity Recordings, 1999.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты
Phase Technology PC 9.5
Первое, что нужно сказать о конструкции этих систем — у них не три, а три с половиной полосы. Дополнительный резонанс на 5 кГц свидетельствует о наличии разделительного фильтра между твитером и среднечастотником. Полосы между СЧ и мидбасом делятся на 2400 Гц а поворот фазы начинается уже на 800 Гц, т.е. в самой середине женского певческого диапазона.
Номинальное сопротивление АС всего 3 Ом (100 Гц), что обязательно нужно учитывать при выборе усилителя. Но заметных искажений на высоких частотах не будет в любом случае, поскольку выше 6 кГц импеданс не зависит от частоты и держится на отметке 6,5 Ом. Фазоинвертор настроен очень низко, на 34 Гц, что обещает очень глубокий бас.
Амплитудно-частотная характеристика
Phase Technology PC 9.5
Такой АЧХ могут позавидовать и гораздо более дорогие АС — нелинейность по звуковому давлению не превышает ±2,5 дБ, причем в реальных условиях, т.е. обычной комнате с мебелью. Шелковый твитер имеет небольшой спад отдачи выше 18 кГц, но недостаток ВЧ может ощущаться лишь в очень переглушенном помещении.
Диаграмма направленности тоже вне критики — при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. (зеленая и красная кривые соответственно) разбег кривых начинается лишь после 4,5 кГц. Это обещает широкую сцену и точную локализацию источников.
Фазоинвертор (черная кривая слева) работает вплоть до 20 Гц и не дает сколь-нибудь значимых посторонних призвуков.
Реальная чувствительность PC 9.5 невысокая, порядка 87 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средней площади понадобится усилитель мощностью не менее 100 Вт на канал.
дуэт, трио и квартет [3] с аккомпанементом на акустических гитарах слушать было просто приятно