ГРОМКАЯ СВЯЗЬ
По традиции в конце года московское представительство Sony организовало для журналистов демонстрацию очередной линейки AV-компонентов. Совершенно неожиданно среди них оказался уникальный SACD-проигрыватель SCD-XA5400ES, который изначально не должен был поставляться на российский рынок. И правильно, что компания изменила свое решение — этот источник идеально стыкуется с многоканальными ресиверами, которые у нас уже вовсю продаются.
SACD-проигрыватель Sony SCD-XA5400ES и AV-ресивер Sony STR-DA5400ES
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель Blu-ray Sony BDP-S500 (19900 руб.).
- Фронтальная акустика Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
- Центральный канал Magnat Supreme Center 250 (2500 руб.).
- Тыл Magnat Monitor Supreme 200 (5100 руб. пара).
- Активный сабвуфер Jamo Sub 300 (10800 руб).
Несколько странная связка, не правда ли — аудиофильский проигрыватель и ресивер для домашнего кино? Да, но только на первый взгляд. Главная фишка здесь в том, что DSD-поток передается от источника по кабелю HDMI и декодируется звуковым процессором ресивера в многоканальный аудиосигнал. Это очень грамотный ход, позволяющий решить сразу несколько задач. Во-первых, интерфейс HDMI двусторонний, т.е. поддерживает обмен информацией между связываемыми устройствами. В данном случае их общение используется для синхронизации транспорта и декодера, что радикально снижает джиттер, и звук становится более «аналоговым». Для SACD это особенно важно, поскольку формат задумывался как нецифровая альтернатива CD-Audio. Во-вторых, декодирование в ресивере можно осуществить более качественно, ведь в новой линейке Sony эта ответственная задача возложена на 32-битовые DSP Sharc с плавающей точкой. Устанавливать же подобные процессоры в проигрывателе нерационально — их вычислительная мощь будет использоваться лишь на несколько процентов. Для приема сигнала DSD в ресиверах Sony предусмотрен специальный вход HDMI, о котором я расскажу ниже. И наконец, компания сделала важный стратегический шаг — не исключено, что теперь SACD может выйти из узкой аудиофильской ниши на необъятный рынок кинотеатральных компонентов. Уже сейчас проигрыватель предлагается огромным количеством интернет-магазинов, специализирующихся на AV-ресиверах и акустике 5.1.
Разумеется, SCD-XA5400ES можно использовать и в качестве самостоятельного источника, но только двухканального. Декодированный сигнал с SACD подается на аналоговые выходы, как обычные, так и балансные XLR, а для CD предусмотрены также и цифровые — коаксиальный и оптический. По HDMI сигнал DSD или PCM передается в некомпрессированном виде, а джиттер подавляется системой H.A.T.S. (High-quality Audio Transfer System), разработанной Sony для интерфейса iLink. Теперь она имеет фирменное название «H.A.T.S. for HDMI» и предусматривает двойную буферизацию данных. В источнике считанная информация записывается в память SD-RAM емкостью 16 Мб и лишь затем подается на HDMI. В ресивере она тоже попадает сначала в такой же буфер и лишь затем обрабатывается. Процесс идет с переменным битрейтом (система сама выбирает оптимальное значение), но абсолютно синхронно в передатчике и приемнике благодаря общему тактовому генератору. H.A.T.S. позволяет передавать в одном потоке данные шести независимых каналов с минимальными временными ошибками. Кроме того, снижаются требования к качеству транспорта, что позволяет некоторым компаниям при наличии буфера использовать даже компьютерные приводы.
Дизайн SCD-XA5400ES типичен для компонентов серии ES — лицевая панель с «изломом», утопленные кнопки и крупный матричный дисплей. Имеется регулируемый выход для головных телефонов и круглый шаттл, облегчающий навигацию по диску. Аппарат тяжелый — более 10 кг.
По параметрам, возможностям и алгоритму управления ресивер STR-DA5400ES очень близок к 5300-й модели, о которой я рассказывал год назад (http://www.salonav.com/arch/2008/02/078.html). Так что остановлюсь лишь на принципиальных моментах, выделяющих новый аппарат из массы аналогичной продукции. Как уже отмечалось выше, один из входов HDMI (а всего их шесть) оптимизирован для приема аудиосигнала. В отличие от остальных он построен не на стандартном чипсете Silicon Image, а на специально разработанных Sony микросхемах с более высоким быстродействием и коротким трактом прохождения сигнала. Кроме того, этот интерфейс (на задней панели он обозначен «Input 5») имеет более совершенную систему питания. Разумеется, к этому порту можно подключать и любой другой источник, в т.ч. видео.
Есть и еще одно очень важное отличие этого ресивера от предыдущей версии — наличие двух видеопроцессоров Genesis FLI8668-LF. На них реализована технология Faroudja DCDi Cinema, позволяющая поднять разрешение стандартного сигнала 480i/p, 576i/p до 720p, 1080i и 1080p, а также преобразовать чересстрочную развертку в прогрессивную. Кроме того, в процессоре имеется подавитель MPEG-шумов и функция Advanced Colour Management, улучшающая натуральность цветопередачи. Второй чип предназначен для преобразования сигнала, подаваемого на зону B, т.е. теперь зрители в обеих комнатах будут видеть изображение максимально возможного качества. Оба выхода поддерживают видеосигнал с расширенным цветовым охватом (Deep Color, x.v.Color или xvYCC) и кинематографический стандарт 24p. Напомню, что в STR-DA5300ES картинка на вспомогательную зону могла подаваться только в исходном разрешении. Тракты имеют те же параметры, что и у прошлогодней модели (216 МГц/11 бит), но более низкий уровень шумов. Предусмотрена работа с двумя независимыми источниками, причем вторую картинку можно вывести на экран в отдельном окне, даже если в телевизоре нет мультиэкранных режимов.
Кое-что новенькое появилось и в звуковом тракте. Теперь он не только поддерживает форматы Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio, но и способен повысить разрешение любого входного сигнала, включая mp3 с малым битрейтом (вход DMPORT) и CD-Audio (входы SPDIF и HDMI), до 24 бита/192 кГц. Этот аудиоскейлер, получивший фирменное название D.L.L. (Digital Legato Linear) реализован на двух 32-битовых DSP Sharc EX3 и EX4, которые также отвечают за все остальные преобразования. Как и в более ранних моделях, эти чипы установлены на отдельной плате, а для их пайки используется технология шариковых выводов. Она позволяет укоротить печатные проводники на плате и тем самым повысить быстродействие.
В STR-DA5400ES впервые применен новый алгоритм декодирования Neutral-THX Surround, способный преобразовать любой формат окружающего звучания 5.1 или 7.1 в двухканальное стерео. Neutral-THX Surround уже применяется многими радиостанциями, поскольку микширует с меньшими потерями пространственной информации, чем другие аналогичные системы.
Слегка усовершенствована и автокалибровка DCAC (Digital Cinema Auto Calibration) — эквалайзер по-прежнему третьоктавный, но точность измерений в области баса значительно повышена. Новый алгоритм вычислений более эффективно устраняет горбы и провалы, возникающие в помещении на нижних частотах. И, конечно, стоит упомянуть режим настройки Matching Pairs, в котором нивелируется разница между колонками, работающими в паре. Например, если правая и левая фронтальные АС отличаются по чувствительности и частотной характеристике (а так иногда случается), то система сама введет необходимую коррекцию.
Программы DSP предполагают всевозможные конфигурации звукового поля — от Digital Concert Hall до Portable Audio Enhancer. Перечислять их все не буду, это заняло бы слишком много места. Бас-менеджер предусматривает пошаговую установку частоты среза для активного сабвуфера в пределах 40 — 200 Гц.
Оконечные усилители III поколения аналоговые, работающие в классе АВ, мощностью 7 по 120 Вт (на 8 Ом, КНИ 0,09%) и с рекордно широкой полосой пропускания — 160 кГц. Поскольку видеотракт позволяет организовать полноценную вспомогательную зону, ее нужно и качественно озвучить. Для этого ставим пару приличных АС в соседней комнате, а соответствующие каналы обозначаем в меню как ZONE 2. Теперь в ней можно смотреть кино или слушать музыку с независимого источника, управляя ресивером с маленького пульта через ИК-повторитель. Настройку облегчает отдельное меню для второй зоны, которое выводится на экран телевизора. В общем, получается полноценный мультирум.
Основной пульт ДУ, с которого доступны все функции и режимы ресивера, обучаемый и программируемый на макрокоманды. Он не громоздкий, поэтому работать с ним удобно. Помимо ресиверов он может управлять и другой аппаратурой, подключенной по HDMI, через фирменный интерфейс Bravia Sync.
Поскольку STR-DA5400ES, кроме домашнего театра, может равноценно работать и в аудиофильской системе, прослушивание проводилось в два этапа — сначала с описанным выше SCD-XA5400ES, а затем с проигрывателем Blu-ray Sony BDP-S500. Оба источника подключались качественным кабелем HDMI к входу №5. Все звуковые программы отключены, регуляторы тембра в нулевом положении.
Начинаем с диска Showcase [1], на котором собраны произведения самых разных жанров. Записаны они очень качественно, сведены через ламповый микшер и переведены в DSD непосредственно с аналоговой мастер-ленты. Звучание очень легкое, воздушное, и даже на двухканальных треках пространственная картина имеет третье измерение. Присутствие «цифры» минимально, как в солидном комплекте класса High End. Впрочем, здесь впечатление несколько иное — вроде бы не аналог, но явно и не компакт-диск. По сравнению с винилом все правильнее с точки зрения тембрального баланса и динамического диапазона и более открыто, свободно, чем на обычном CD. Многоканальный вариант «Money» [2] удивил точным позиционированием буквально каждой отдельной ноты, казалось, что виртуальные источники звука располагаются на поверхности сферы, внутри которой находится слушатель.
Панорама настолько необычна, что поначалу может вызвать ощущение дискомфорта от обилия информации. Но привыкаешь к этому буквально через несколько минут.
А вот CD предпочтительнее слушать через обычный коаксиальный или оптический кабель. А еще лучше — по линейному входу в режиме Analog Direct. По HDMI звучание теряет цельность и собранность, звуковое полотно словно истончается. Не исключено, тракт H.A.T.S. с двумя буферами не оптимален для «медленного» потока PCM 16/44,1.
С проигрывателем Blu-ray ресивер стыкуется идеально как по аудио-, так и по видеотракту. Сигнал 1080p коммутируется без потерь, скейлер для обеих зон работает безукоризненно. Правда, экранные меню теперь можно взять либо с композитного, либо с компонентных выходов — гнезда S-Video в модели STR-DA5400ES отсутствуют.
Звучание саундтреков типичное для Sony — плотное, разборчивое, с точным позиционированием и плавным перемещением источников. Количество пресетов мне показалось избыточным, не представляю, кому в наше время могут понадобиться, например, режимы Hall или Stadium. Это скорее дань традициям, чем насущная необходимость.
Ресивер прекрасно передает ударную волну при взрывах; выстрелы резкие, хлесткие, буквально бьют по ушам, как в реальной жизни. Работать с ним удобно благодаря интуитивно понятной логике меню и подсказкам, которые появляются на дисплее в режиме автокалибровки. Выключая ресивер, подумал: а что же Sony придумает для следующей линейки?
Заявленные характеристики SACD-проигрывателя Sony SCD-XA5400ES
- SACD / CD
- Диапазон воспроизвод. частот, Гц 2 — 100000 / 2 — 20000
- Коэффициент искажений, % 0,0012 / 0,0017
- Динамический диапазон, дБ 110 / 100
- Габариты, мм 430 х 124 х 390
- Масса, кг 10,2
- Цена, руб. 64990
Заявленные характеристики AV-ресивера Sony STR-DA5400ES
- Форматы окружающего звучания Dolby®: TrueHD, Dolby Digital + LPCM 2CH/5.1CH/7.1CH (через HDMI), EX, ProLogic IIx, Dual Mono
DTS®: HD Master Audio, DTS, ES Matrix, ES Discrete, Neo:6, 24/96 THX Ultra2 Cinema and Music, Neutral-THX Surround, PCM 24/96 - Входы
Видео HDMI (6), компонентные HD (3), композитные (4)
Аудио цифровые коаксиальные (3), оптические цифровые (5), DMPORT (2),
7.1-канальный аналоговый, аналоговые стерео (5) - Выходы
Видео HDMI (2), компонентные HD (1), композитные (2)
Аудио оптические цифровые, (3), аналоговые стерео (2), предусилителя (7.1) - Частотный диапазон аудиотракта (±3 дБ), Гц 10 — 160000
- Полоса пропускания видеотракта (-3 дБ), МГц
- HDMI 130
- Компонентного 80
- Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,7%, 8 Ом), Вт 7 х 130
- Отношение сигнал/шум (не взвешенное, по линейным входам), дБ 96
- Габариты (Ш х В х Д), мм 430 х 175 х 430
- Масса, кг 21
- Цена, руб. 79990
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Showcase, Acoustic music in authentic environments. SACD, Opus 3, 2000.
- Pink Floyd, «Money», Multichannel SACD, Sony Music, 2004.
- Dream Theatre, «Falling Into Infinity». CD-Audio, EastWest Records, 1997.
КИНО
- «Casino Royal».
- «Terminator-3».