ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ
Мы склонны к простым решениям — то ли такова природа человека, то ли следствие цивилизации, не важно. При этом стремление облегчить себе жизнь часто приводит к обратному результату: получаем массу неожиданных проблем, которых можно было бы избежать, будь выбран путь, что казался изначально слишком хлопотным и сложным. Например, построение домашнего кинотеатра кажется элементарным делом с готовым коробочным комплектом, но уже после его приобретения могут обнаружиться досадные нестыковки, ставящие под сомнение эффективность затрат. Например, невозможность качественного подключения к телевизору из-за отсутствия выхода HDMI у DVD-ресивера. Или затруднения с размещением многоканальной акустики. И что, из-за этих гипотетических сложностей отказываться от идеи покупки коробочного театра? Нет, конечно. Надо лишь взять на вооружение наш опыт.
- BBK SB221HD 16000 руб.
- Philips HTS8150 44990 руб.
- JVC NX-F3EE 19000 руб.
- Jamo S404 MS10 21000 руб.
- Panasonic SC-PT860EE-K 15990 руб.
- LG XH-TK953TV 27990 руб.
- Pioneer LX03 34990 руб.
- Samsung HT-BD2 39990 руб.
- KEF KIT540 169300 руб.
Какой элемент в домашнем кинотеатре является системообразующим? Возможны разные варианты ответа, но, на мой взгляд, это дисплей. После замены старого кинескопника или уже немолодого LCD (жизнь у них коротка, как у бабочек) большим экраном обычно возникает желание «подтянуть» звуковой тракт до возросших визуальных возможностей — заменив отдельный DVD-проигрыватель, работавший на встроенную акустику прежнего телевизора, многоканальной системой, где «все включено». Интерес к готовым коробочным комплектам в данном случае вполне оправдан, поскольку последние позволяют не только получить объемный звук, но и заодно обновить источник — старый плеер, скорее всего, не смотрится рядом с новым телевизором, да и вообще надоел.
Итак, первое требование к набору, который станет вторым, но не менее важным элементом нового театра — наличие у его источника интерфейса HDMI (в идеале — версии 1.3, не меньше). Он облегчает подключение и поддерживает все новейшие технологии (xvYCC, DeepColor и т.д.), а также делает возможным масштабирование картинки стандартных DVD до физического разрешения панели, без чего не получить качественное изображение. Впрочем, об этом мы уже писали, когда тестировали DVD-проигрыватели с интерфейсом HDMI (№№2 — 3/2008).
Теперь нам предстоит решить более сложную задачу — подыскать готовый кинотеатральный комплект с цифровым выходом видео, который гармонировал бы с дисплеем по внешнему оформлению и, что отнюдь не маловажно, удовлетворял хотя бы не самые примитивные запросы по звуку. Как показывает наш многолетний опыт, от театров в коробке не следует требовать слишком много в этом плане, тем не менее нам встречались комплекты с весьма привлекательным соотношением саунд/цена.
Еще одно требование — интеграция в наши реальные квартиры. Обитатели особняков, где есть возможность обустроить отдельный кинозал, очевидно, не станут приобретать коробочную систему — этот вид техники придуман как раз для того, чтобы легко вписываться в уже сложившиеся и не самые просторные интерьеры. Вот здесь нас поджидает «засада»: редакционная комната прослушивания может не соответствовать реальным жизненным обстоятельствам многих наших читателей, хотя и представляет собой некий усредненный образ российской гостиной площадью 16 — 18 м2. Да у меня самого в квартиру полноценную многоканальную систему не поставишь — приходится довольствоваться трифоникой. Поэтому мы построим нынешнее исследование несколько иначе, чем раньше — не станем знакомиться с комплектами в порядке увеличения цены, а сгруппируем участников по форм-фактору, начав с тех, что требуют наименьшего жизненного пространства (поскольку они используют различные технологии виртуального окружения). Потом перейдем к тем, что создают объемное звуковое поле с помощью традиционной многоканальной акустики.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
DVD
- Отладочный диск «Video Essentials» (DVD5, NTSC).
- «Терминатор-3» (DVD9, PAL).
- «Человек-паук» (DVD9, PAL).
- «Герой» Цжана Имоу.
CD
- Демонстрационный диск Burmeister, на котором записаны треки всех популярных жанров — камерной, симфонической музыки, джаза и рока (CD-DA).
- «Tutti!». Сборник популярных пьес для симфонического оркестра (CD-DA).
- Pink Floyd, «The Wall» (CD-DA).
ЗАНАВЕС
Поначалу собирался назвать этот материал «Театры для ленивых» — по аналогии с ленивыми голубцами, однако потом убедился (кстати, не в первый раз), что некоторые участники обзора требуют немалого трудолюбия при сборке, да и заработать необходимую для их приобретения сумму ленивый вряд ли сможет.
В этот раз у нас не было наиболее доступных моделей, поскольку основное требование к участникам — наличие выхода HDMI — отсекло бюджетные комплекты, рассчитанные на партнерство с небольшими экранами. По качеству изображения все представленные у нас аппараты показали себя с самой лучшей стороны, разница была только в том, что у одних просматривалась полоса «чернее черного» на тестовых таблицах, что облегчает настройку, а у других — нет. Как легко догадаться, различия в звуке были несравнимо более существенными.
Современные цифровые технологии сделали мечту об окружающем звуке при минимуме громкоговорителей вполне выполнимой, однако слышимый результат деятельности процессоров виртуального сарраунда сильно зависит от акустики помещения и воспроизводимого материала. Тем не менее популярность таких систем, особенно в форм-факторе Soundbar, будет непременно расти, поскольку они являются исключительно привлекательными компаньонами для ЖК и плазменных панелей. Единственная серьезная претензия, которую могу предъявить обоим представителям этого молодого племени, участвовавшим в нашем обзоре — отсутствие у них автоматической калибровки акустики, которая могла бы сделать адаптацию под разные помещения более точной и, соответственно, усилить пространственные эффекты. Тем более у такой недешевой системы, как Philips HTS8150. Признаюсь, сам я пока не готов к приобретению подобных театров, но один их двух представленных у нас баров все же заслуживает награду — это BBK SB221HD, разработчикам которого удалось достичь привлекательного соотношения качество/цена, а потому он вполне может оказаться «Удачной покупкой» для тех, кто стремится к минимальному числу колонок.
Комплекты 2.0 и 2.1 также являются компромиссным вариантом, хотя для воспроизведения музыки с компакт-дисков они подходят больше, чем саундбары, поскольку обладают естественным форм-фактором для стереофонии. Из двух представленных у нас моделей этого типа лично я бы предпочел JVC NX-F3EE — этот театр обладает незаурядной музыкальностью. Мне даже показалось, что он играет несколько более экспрессивно, чем старшая модель из семейства Sophisti — NX-F7EE. Возможно, повлияла и более доступная цена, ведь подсознательно мы обязательно «делим» наши впечатления от прослушивания на «знаменатель» в ценнике. Вероятно, именно поэтому весьма достойная система Jamo S404 MS10 не произвела на меня столь же положительного впечатления. Хотя, если докупить к ней сабвуфер, не исключено, что она, будет в этом сегменте лучшей по звуку. Вот только басовый громкоговоритель еще больше увеличит и без того немалую стоимость комплекта. Так что мой «Выбор эксперта» достается системе JVC NX-F3EE.
Театры с традиционной многоканальной акустикой составляют в нашем обзоре большинство, и это не удивительно — аппаратно реализованное окружение пока что звучит несравнимо эффектнее, чем виртуальное. Фаворитами здесь являются системы LG XH-TK953TV и Samsung HT-BD2. Первая сочетает чрезвычайно эффектный дизайн и хорошо сбалансированный, «правильный» звук. Вторая удивила меня динамикой, экспрессией и мощью — такой саунд доводилось прежде слышать только у серьезных систем, собранных из отдельных компонентов. Вдобавок у HT-BD2 в роли источника используется проигрыватель Blu-ray. Так что обе модели заслуживают почетного знака «Выбор эксперта».
Безусловно, следует обратить внимание и на театр «быстрого приготовления» KEF Instant Theater KIT540. Исключительно качественно сделанный, солидный и очень компактный, он обладает незаурядными кинематографическими и музыкальными способностями. И только высокая по отечественным (но не британским) меркам цена удержала меня от присуждения ему награды. Думаю, и без нее система будет пользоваться спросом — пока не перевелись на Руси состоятельные люди.
Комплект Pioneer LX03 стоит в нашем обзоре особняком. Формально он выполнен в традиционном форм-факторе 5.1, однако необычная акустика-транформер позволяет вписать эту систему практически в любое помещение. При этом продвинутая фирменная технология автоматической калибровки обеспечивает максимально точную адаптацию и к условиям размещения, и к разным вариантам расстановки спикеров. Звучит комплект великолепно, за что и получает «Выбор эксперта», последний в этом обзоре. И если учесть богатую функциональность, а также безупречное качество отделки, то и цена на Pioneer LX03 не кажется высокой. Увы, но в наше время это приходится учитывать.
МИНИМАЛИЗМ НА ГРАНИ ВОЗМОЖНОГО
Театры форм-фактора Soundbar
В 2004 году мало кому известная фирма 1 Ltd запатентовала технологию Digital Sound Projector, позволявшую создавать объемное звуковое поле посредством единственной колонки. Чуть позже на ее основе был построен первый «звуковой проектор» Pioneer PDSP-1. Однако в серию он так и не пошел, поскольку доступные тогда DSP не позволяли сделать устройство достаточно простым в использовании и не слишком дорогим.
Спустя некоторое время это удалось Yamaha — ее первый звуковой проектор YSP-1 произвел широкий резонанс, за ним вскоре последовали более доступные модели. Публика распробовала новинку, и пошло-поехало… Сейчас подобные системы, у которых эффект звукового окружения достигается за счет многоканальной акустики, конструктивно выполненной в одной колонке, есть у многих производителей. Некоторые из них, например Loewe, продолжают использовать лицензированную у 1 Ltd технологию, другие реализуют собственные разработки, называя свои аппараты словом Soundbar («Звуковой батончик») — явная аллюзия к батончикам шоколадным. Наибольшее распространение получили модели, имеющие в своем составе лишь активную акустику, иногда с сабвуфером (встроенным в корпус основной колонки или внешним), но рассчитанные на использование внешних источников. Тест подобных систем публикуется у нас в этом же номере. Здесь же мы познакомимся с представителями растущего племени полных комплектов с акустикой в форм-факторе Soundbar, имеющих в своем составе все необходимое: и одну длинную колонку, и сабвуфер, и встроенный DVD-проигрыватель.
В отличие от упомянутых выше акустических систем без собственного источника, которые рассчитаны на взаимодействие с разными плеерами, работающими в «положении лежа», а потому могут быть довольно объемистыми, полные системы Soundbar призваны служить своеобразным «довеском» к телевизору, а потому они просто обязаны соответствовать ему по дизайну и габаритам. Кому проще всего достичь идеальной сочетаемости? Правильно — производителям дисплеев.
Растущее семейство театров Soundbar представлено у нас всего двумя моделями, и обе принадлежат брэндам, в чьем ассортименте телевизоры занимают отнюдь не последнее место. Замечу попутно, что подобные системы имеются и у других крупных дисплейных компаний, а если у кого их и нет, уверяю вас, они там скоро появятся.
ДЕЛЕНИЕ НА ДВА
Системы стереофонии и трифоники
Как мне показалось, у рассмотренных выше систем Soundbar есть слабое место — в том, что расширение стереобазы достигается у них только за счет цифровых обработок и отражений от стен комнаты. При озвучивании кинофильмов, особенно боевиков и блокбастеров, это работает нормально. А вот у стереофонической музыки может потеряться правдоподобность. Именно поэтому процессор, обнаружив на входе двухканальный сигнал, обычно отключает обработку. Звук становится более естественным, но стереопанорама сужается до габаритов саундбара. От этого недостатка избавлены комплекты 2.0 и 2.1, поскольку их акустика может быть разнесена на оптимальную дистанцию. И если музыка является приоритетной, то выбор такой конфигурации представляется мне более разумным.
И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙ
Многоканальные системы 5.1 и 7.1
Когда слушал комплекты с виртуальным сарраундом, постоянно ловил себя на том, что мысленно сопоставляю их звук с «нормальными» системами, у которых объемное звуковое поле создается не цифровыми обработками, а соответствующим числом колонок. И должен признать, что аппаратно реализованное многоканальное окружение впечатляет значительно больше — такие театры в минимальной степени зависят от акустики помещения, при правильной конструкции они создают однородное, равномерное и реалистичное звуковое поле. Есть только одно «но»: они легко вписываются далеко не во всякое помещение, да и с проводами нужно что-то делать. Но если комната большая, а кабели не пугают (их ведь можно под ковер или за плинтус упрятать), то брать надо многоканальную «классику». И как легко догадаться, выбор здесь — широчайший.