ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
«Все правильно, успех нужно развивать», — первое, что подумал, узнав о выходе третьей реинкарнации акустики Yamaha Soavo. Предыдущие, завоевав признание любителей музыки, подтвердили хай-файную репутацию компании и составили достойную конкуренцию другим производителям. В Soavo-3 концепция Natural Sound, предусматривающая максимальное приближение к живому, естественному звучанию, получила дальнейшее продолжение.
Преемственность поколений чувствуется и в форме, и в содержании. Внешний облик колонок создал тот же дизайнер Тошиюки Кита (Toshiyuki Kita), сотрудничающий с крупнейшими мировыми брэндами.
Высокий, элегантный корпус не имеет параллельных стенок, поэтому амплитуда стоячих волн внутри него сведена к минимуму. Повышенная жесткость обеспечивается вертикальной стяжкой, соединяющей верхнюю и нижнюю стенки. Кроме того, имеется наклонная перегородка, которая отделяет твитер от остальных драйверов — за счет этого исключается воздействие на его сверхлегкий купол. Напомню, что специалисты Yamaha не стараются полностью заглушить корпус колонки. Вот что сказал по этому поводу главный инженер Масахиро Тобисе на прошлогодней конференции в Сиднее:
«Вы знаете, что у музыкальных инструментов дека, собственно, и формирует звук. Если полностью заглушить корпус АС, они станут, возможно, правильными с точки зрения измерений, но жизни в них не будет. Мы рассматриваем акустику как единую систему, где «играет» все: драйверы, фильтры, корпус и даже внутренняя проводка. Такие колонки, конечно, гораздо сложнее проектировать, но для Yamaha большой проблемы не составляет». Soavo-3 выпускается в четырех цветовых вариантах: коричневый, черный, «коричневая береза» и «натуральная береза». Качество изготовления и отделки, как всегда, выше всяких похвал — ни одного шва, ни малейшего зазора.
Теперь подробнее о драйверах. У патентованного твитера DC-Diaphragm звуковая катушка намотана непосредственно на основании 3-сантиметрового алюминиевого купола. Такая монолитная конструкция позволяет воспроизводить ультразвуковые частоты вплоть до 50 кГц с минимальными искажениями. Сам твитер с мощным неодимовым магнитом установлен не массивной алюминиевой плате, которая эффективно поглощает вибрации. За счет этого устраняется нежелательная окраска, присущая большинству ВЧ-излучателей с металлической диафрагмой.
Диффузоры среднечастотника (13 см) и басовика (16 см) изготовлены из фирменного ямаховского композита A-PMD (Advanced Polymer-injected Mica Diaphragm). Это полимер с добавлением слюдяной крошки, который легче бумаги и прочнее полипропилена. Микрочастицы слюды заметно ослабляют внутренние резонансы диафрагмы, что делает звучание более комфортным и натуральным. Кроме того, малая инерция обусловливает быстрый отклик на входной сигнал и свободное, естественное затухание. Как рассказали разработчики, при создании СЧ/ВЧ-звена ставилась задача добиться как можно более естественного воспроизведения вокала, особенно женского. Для снижения искажений впервые в истории Yamaha дорогим неодимовым магнитом оснащен и среднечастотный драйвер. Его конструкция была рассчитана Куртом Мюллером, известным немецким специалистом по электроакустике. Как и в предыдущей серии Soavo-2, здесь не применяется магнитное экранирование головок. Разработчики считают, что оно ухудшает звучание, тем более что в наше время кинескопный телевизор уже большая редкость.
В кроссоверах используются тщательно отобранные компоненты, в частности, полипропиленовые конденсаторы ICW (Англия), безындуктивные проволочные резисторы и катушки с воздушным сердечником. Фильтры собраны методом навесного монтажа, без применения печатных плат. Внутренняя разводка — минимальной длины.
Порт фазоинвертора выточен из дерева и имеет раструб, устраняющий турбулентные призвуки. Он выведен на лицевую панель, что дает больше свободы при установке в комнате.
Мы же разместили эти напольники как обычно, в полутора метрах от задней стены, чтобы стоячие волны в углах комнаты были не так заметны. После двухчасового прогрева (мы получили совершенно новую пару, которая до нас не включалась) ставлю симфонический сборник [1]. Прекрасно помню, как играли предыдущие версии этой акустики, и должен заметить, что многие черты характера прослеживаются и в нынешней. Саунд такой же открытый, свободный, как у винтажных колонок с бумажными диффузорами. Но в отличие от них Soavo-3 прекрасно держат удар и совершенно не боятся динамических перегрузок. В увертюре «1812 год» Чайковского вполне убедительно передается финальный залп, правда на этой записи пушка подменена несколькими большими барабанами. Диффузоры басовиков мгновенно реагируют на пики и достоверно передают затихающие раскаты. Сцена вполне соответствует размеру акустики — она в меру масштабна, в меру подробна и отличается вполне осязаемой глубиной. Оптимальным расстоянием между колонками в большинстве случаев будет 2,5 — 3 м, что вполне соотносится со стандартными жилыми условиями.
Soavo-3 обладают достаточным звуковым разрешением, чтобы показать достоинства двухмикрофонной аудиофильской записи [2]. Нюансов много, и акценты сделаны правильно, т.е. ничего особенно не выпячивается и не скрадывается. Единственное, что может дать повод для критики — некоторое нарушение тонального и, как следствие, музыкального баланса. Струнные и медные духовые иногда звучат чересчур ярко, а на компакте AC/DC [3] тарелки ударной установки местами стали забивать остальную ритм-секцию. Впрочем, подобный характер показывали и Soavo предыдущих поколений. Однако если последовать совету специалистов Yamaha — не направлять акустику непосредственно на слушателя, область 6 — 8 кГц можно слегка подравнять. Собственно, и говорить о тональном балансе рок-фонограмм не вполне корректно, здесь каждый режиссер себе эталон. Главное, что благодаря открытости и впечатляющей динамике Soavo-3 способны создать вполне реальные ощущения сопричастности к происходящему.
И наконец, отнюдь не последняя по значению способность этой акустики — абсолютно натуралистичное воспроизведение вокала. Записи Синатры, сделанные в 1969-м и бережно, с пониманием момента оцифрованные в наше время [4], тому свидетельство. Правильно передаются не только все оттенки, но и малейшие нюансы артикуляции. И конечно, атмосфера — старомодное звучание оркестра, шум (не слишком заметный, впрочем) мастер-ленты, несколько схематичное разделение каналов, характерное для ранних стереофонических записей…
Теперь уж точно нет сомнений, что при проектировании акустики Yamaha использует опыт создания музыкальных инструментов. Если вам доведется слушать Soavo-3 — наверняка это почувствуете.
КОМПОНЕНТЫ
- Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
- Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€450).
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Заявленные характеристики Yamaha Soavo-3
- Конфигурация 3 излучателя, 3 полосы
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 35 — 50000
- Чувствительность, 2,83 В/1м, дБ 87
- Номинальное сопротивление, Ом 6
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Частоты разделения кроссовера, Гц 450/4500
- Подводимая мощность, Вт
- — номинальная 40
- — максимальная 160
- Габариты, мм 349 х 1051 х 487
- Масса без упаковки, кг 26,5
- Цена за пару в отделке Brown Birch, руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997.
- Stanley Thomas Keiser, «Secret Island». Clarity Recordings, 1994.
- AC/DC, «Black Ice». Sony BMG, 2008.
- Frank Sinatra, «My Way» Reprise. Warner, 1969.
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Yamaha Soavo-3
Довольно ровный импеданс с номинальным значением 4 Ом, это же значение является и минимальным. Постоянного сопротивления во всем диапазоне частот специалисты Yamaha добивались специально, чтобы сделать колонки более легкой нагрузкой для усилителя. В диапазоне 10 — 20 кГц кривая идет горизонтально на уровне 7,5 Ом, поэтому экстремальный ток от выходных каскадов не потребуется. Фазоинвертор настроен на 36 Гц, а кроссовер между СЧ и ВЧ-секциями — на 4,5 кГц. Таким образом, весь голосовой диапазон воспроизводится одним излучателем, что благоприятно сказывается на передаче вокальных партий. Фильтры, по всей видимости, имеют дополнительные цепи фазовой коррекции, снижающие реактивную составляющую нагрузки.
Амплитудно-частотная характеристика Yamaha Soavo-3
Чувствительность АС в реальном помещении порядка 90 дБ, т.е. даже выше заявленной. Так что для раскрытия их динамического потенциала не потребуется слишком мощный усилитель, для комнаты средних размеров будет достаточно 60 Вт на канал. В целом характеристика ровная, особенно в самой ответственной, среднечастотной области — но так и должно быть, поскольку создатели Soavo всегда добивались идеального воспроизведения вокала, особенно женского. А вот вблизи частоты раздела имеется заметный прогиб, который получается из-за фазовой интерференции звуковых волн. Он характерен для большинства коаксиальных излучателей и является неизбежной платой за широкую диаграмму направленности. Расхождение кривых, снятых на оси и при углах 30 и 50 град. (синяя, красная и зеленая соответственно), незначительно. Такая дисперсия обещает масштабную стереопанораму и правильную сцену даже в том случае, если колонки не удастся расположить симметрично относительно слушателя. Если верхняя середина покажется слишком яркой, подъем на 5 — 6 кГц можно устранить легким разворотом колонок к центру.
Порт (черная кривая слева) работает в диапазоне 30 — 60 Гц и отлично стыкуется с басовой головкой. Порт резонирует на 800 Гц, и, поскольку он выведен вперед, посторонние призвуки могут быть заметны на большой громкости.