ПРИВАТНЫЙ КОНЦЕРТ
Сегодня мы протестируем, пожалуй, самое ценное изобретение в сфере звуковоспроизведения — стереотелефоны. Это не преувеличение, а констатация факта. Сменяются форматы записи и способы передачи сигнала, схемы, электронные компоненты и технологии, индустрия постоянно плодит новое «железо».
- Grado SR 125 5280 руб.
- MB Quart QP 250 6290 руб.
- Fostex T 50 RP 6990 руб.
- AKG K 271 MK II 7590 руб.
- Sony MDR-V900HD 8200 руб.
- MB Quart QP 450 PRO 8990 руб.
Единственный островок постоянства — наушники. На протяжении семидесяти лет почти все они делаются по тем же принципам, которые в свое время запатентовал Юген Бейер. И с тех пор более короткого пути к сердцам меломанов в аудио так и не придумали.
Они используются всюду, где важно услышать все до мельчайших подробностей. Невозможно представить без стереотелефонов звукозаписывающую или радиовещательную студию, эфирную аппаратную, звукооператоров за концертным пультом или актеров при озвучке фильма. Без них и домашняя Hi-Fi-система выглядит неполноценной, хотя — знаем — некоторые меломаны не любят стереотелефоны из-за физического дискомфорта и эффекта «звукоизлияния в мозг», что противоречит самой природе восприятия.
С одной стороны, это серьезные недостатки. Более того, они вряд ли когда вообще будут устранены. Зато на другой чаше весов — масса достоинств. Звуковые колебания каждого стереоканала генерируются одной мембраной, и потому отпадает надобность делить сигнал на частотные полосы (хотя и такие конструкции есть) — уже только это дает колоссальное снижение фазовых искажений и обеспечивает минимальный уровень гармоник. Излучатели современных стереотелефонов настолько легки и чувствительны, что без труда воспроизводят малейшие нюансы в диапазоне 5 — 50000 Гц. Отсюда — тональная точность, высокая гармоническая разборчивость и на порядок большая, чем у ящичных акустических систем, информативность. А проблемы с динамическим диапазоном здесь вообще не существует, реальный уровень громкости оркестра достигается легко, даже есть риск выйти за пределы безопасного звукового давления. Кстати, нелишне вспомнить, чем это чревато — смотрите тест стереотелефонов.
Даже если вы не любите слушать музыку в наушниках, их лучше иметь — на всякий случай. Многие записи раскрываются в неожиданном свете, вы получаете больше эстетической информации, а в тех случаях, когда телефоны грамотно подобраны к вашей системе, они могут послужить и эталонным контрольным устройством. В любом случае средство, способное создавать мощнейшее эмоциональное воздействие не будет лишним.
И наконец, немного о методике наших испытаний. При тестировании наушников возникает две проблемы. Первая: звучание драматически зависит от качества телефонного усилителя (поверьте нашему опыту — даже колонки менее зависимы). Вот почему в списке референсных компонентов вы видите несколько разных по идеологии, но примерно одинаковых по классу усилителей. Вторая: пониженная точность субъективной оценки общего тонального баланса. Когда вы слушаете музыку вживую, кроме информации, которую улавливают уши, мозг также воспринимает низкочастотные вибрации через костные ткани. При прослушивании музыки в наушниках этот канал из тракта исключается, а потому тональный баланс может показаться нарушенным.
В какой степени — это уже индивидуально для каждого, зависит от комплекции, возраста и анатомических особенностей. Чтобы на оценки меньше влиял человеческий фактор, в программу было включено сравнение с Sennheiser HD 580 Precision — телефонами, которые чаще всего в различных тестах признавались экспертами самыми линейными. В нашем испытании они служат эталоном. Кроме звучания мы традиционно проверяем телефоны на удобство и степень звукоизоляции от внешнего шума. Эти оценки вряд ли нуждаются в дополнительных пояснениях, но если вам интересно, как они выставляются, советуем обратиться к недавно опубликованному в «Салоне AV» тесту наушников.
КОМПОНЕНТЫ
- Телефонный усилитель Perreaux SXH2 (38900 руб.).
- Телефонный усилитель Arkhipov’s Laboratory Ultra Сlassic (41850 руб.).
- CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC 1 UP (270000 руб.).
- Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.).
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000 руб./3600 руб.).
Arkhipov’s Laboratory Ultra Сlassic
Ultra Сlassic — усилитель, разработанный в лаборатории Архипова, типичный представитель ламповой звуковой школы. Примечателен тем, что построен по ультралинейной схеме и имеет предельно короткий тракт, работающий в классе А. Выход на пентодах 6П14П, драйверный каскад на 6Н8С. Характеристики выходные трансформаторов, намотанных вручную, экспериментальным путем были подобраны для работы с современными стереотелефонами. Громкость регулируется высокоточным потенциометром ALPS, а выходной сигнал подается одновременно на два гнезда.
Perreaux SXH2
В качестве второго эталонного мы будем использовать транзисторный телефонный усилитель новозеландской компаниии Perreaux Industries. Он включен в состав тестовой системы по двум причинам: имеет передовую схемотехнику и непревзойденные технические данные, подтвержденные фактическими результатами измерений (ничтожные искажения и разброс параметров по каналам, высокая линейность), и тоже оборудован двумя телефонным выходами, что упростит процедуру сравнительных прослушиваний. Питается от встроенного тороидального трансформатора и очень мощного (для телефонного усилителя) буфера емкостей 22000 мкФ. Все каскады работают в классе А. Выходная цепь рассчитана на любую нагрузку — подключаемые телефоны могут иметь даже сопротивление 4 Ом.
Один на один
В следующем номере мы расскажем о результатах тестирования еще 9 моделей, а пока подведем промежуточный итог в категории стереотелефонов стоимостью до 9000 рублей (граница, конечно, довольно условная, поскольку цена некоторых наушников из-за колебаний курсов валют может измениться к моменту выхода журнала).
Здесь, внимания, на мой взгляд, заслуживают прежде всего австрийские AKG K 271 MK II (Grand Prix за совокупность всех характеристик), немецкие MB Quart QP 250 («Рекомендация» за хорошее соотношение качество/цена) и Sony MDR-V900HD («Рекомендация» за удачную складную конструкцию, высокое качество изготовления и замечательные характеристики).
Однако все же буду настаивать, чтобы при выборе наушников вы руководствовались в первую очередь не раскрученностью марки, а собственными ощущениями. Здесь крайне важны именно индивидуальные предпочтения. Например, комбинация Perreaux SXH2 и Fostex T 50 RP, не получивших у нас наград, мне представляется весьма многообещающей. Другой пример: берем ламповый усилитель и неудобные старомодные Grado SК125, которые также формально остались без поощрения — и получаем удивительно сбалансированную и музыкальную систему. В любом приличном магазине вам предоставят возможность выслушать массу наушников, да еще в сочетании с разными телефонными усилителями и даже с разными источниками. Но решение принимайте самостоятельно — один на один.
(Продолжение в следующем номере)