СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ снималась при подаче сигнала на входы фронтальных каналов, за исключением звуковых проекторов Yamaha — у них задействовались все излучатели в режиме 5 Beam. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зеленым и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (черная кривая слева). Как его излучение будет складываться с основным, зависит от конкретных акустических условий.
ЗВУКОВЫЕ ПРОЕКТОРЫ И САУНДБАРЫ
- Denon DHT-FS5 25000 руб.
- Boston Acoustics TVee Model Two 25165 руб.
- Yamaha YSP-600 27000 руб.
- Yamaha YSP-4000 55000 руб.
- Polk Audio SurroundBar 50 48800 руб.
Амплитудно-частотная характеристика Denon DHT-FS5
Очень даже приличная картина для плоского настенного агрегата — в режимах Movie и Music (синяя кривая) неравномерность минимальна. Правда, налицо заметный подъем АЧХ в высокочастотной области, но для жилых помещений с мягкой мебелью это скорее плюс, чем минус. В режиме News (фиолетовая кривая) делается подъем в голосовом диапазоне, за счет чего повышается разборчивость речи. Фазоинвертор с очень острой настройкой на 75 Гц не дает посторонних призвуков.
Амплитудно-частотная характеристика Yamaha YSP-600
Удивительно, что при столь мощной обработке сигнала — введении задержек и фазовых сдвигов — удалось получить такую линейную характеристику. Единственное, что несколько омрачает картину, так это резкий спад отдачи выше 10 кГц. Вполне возможно, что система автоматической калибровки сможет его компенсировать в процессе настройки.
Зато диаграмма направленности очень широкая, что очень важно для создания равных условий для нескольких зрителей.
Амплитудно-частотная характеристика Yamaha YSP-4000
У старшей и более дорогой модели, как ни странно, неравномерность АЧХ заметно выше. Имеются провалы на 300 Гц и 7 кГц, но как это скажется на звучании, и скажется ли вообще, предугадать трудно, поскольку суммарная характеристика будет складываться из прямого сигнала и ранних отражений. Здесь также виден горб на 10 кГц с последующим резким спадом, что может дать несколько жесткое звучание в ВЧ-диапазоне.
Зависимость модуля Z от частоты Polk Audio SurroundBar 50 (фронтальный канал)
Фазоинверторная система с частотой настройки 80 Гц, что довольно низко для такого объема корпуса. Номинальное сопротивление 4 Ом, оно же и минимальное. В целом импеданс очень ровный, поэтому с выбором усилителя проблем быть не должно. Резкое его увеличение в низкочастотной области говорит о применении на входе АС разделительного конденсатора. Такая фильтрация препятствует прохождению инфранизкой составляющей и тем самым снижает интермодуляционные искажения.
Амплитудно-частотная характеристика панели Boston Acoustics TVee Model Two
Осевая характеристика выглядит не хуже, чем у полочной акустики среднего класса. Наибольшая неравномерность наблюдается выше 5 кГц, что может подкрашивать звучание музыкальных инструментов, но на воспроизведении речи (т.е. основной функции устройства) никак не скажется. При отклонениях от оси на АЧХ возникают провалы, поэтому размещать TVee лучше непосредственно под телевизором.
На большой громкости могут быть заметны призвуки фазоинвертора — его резонанс на 1200 Гц имеет значительную амплитуду.
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Boston Acoustics TVee Model Two
Простейшая бас-машина, в которой даже не регулируется частота настройки фильтра. В данном случае это и не нужно, поскольку рассчитывалась она для совместной работы с вполне определенным сателлитом. Максимальная отдача приходится на 100 Гц, а диапазон эффективно воспроизводимых частот — от 60 Гц. Стыковка с панелью уверенная, с некоторым перекрытием.
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio SurroundBar 50
Абсолютно линейная АЧХ, которой может позавидовать и довольно дорогая полочная акустика. Здесь имеет смысл говорить об идеальном тональном балансе и отсутствии какой-либо окраски, и звучание в целом будет зависеть исключительно от качества AV-ресивера. У системы широкая диаграмма направленности, поэтому ее можно применять и совместно с проекционными экранами большого размера. Единственный минус — громкие призвуки в трубе фазоинвертора с пиками на 450 и 1800 Гц.