ТИХАЯ ГАВАНЬ
Что происходит на рынке AV-техники, можно понять, если зайти в любой крупный магазин. Прошлогодние поставки раскуплены, новые ожидаются по значительно более высоким ценам. Каким — никто не знает, поэтому выжидают и продавцы, и покупатели. Однако есть сфера, которой в силу ее специфики не оказалась в эпицентре кризиса. Об особенностях и проблемах инсталляционного бизнеса расскажет Александр Квартальнов, генеральный директор компании Audio Style.
— Давайте с главного вопроса и начнем. Как, по-вашему, кризис, и прежде всего падение рубля относительно бивалютной корзины, отразится на компаниях, работающих в custom install?
— Что касается рубля, то для нас ситуация не столь серьезна, поскольку мы прежде всего продаем услуги, а уж потом технику. Если дистрибьюторы не будут паниковать и резко поднимать цены, то ничего страшного не случится. Естественно, техника будет дорожать, поскольку она закупается за доллары и евро, но рано или поздно равновесие на рынке восстановится. Главное, на мой взгляд, сейчас не испугать клиента резкими движениями.
Для нас более чувствительно сокращение, фактически прекращение строительства элитного жилья, ведь услугами инсталляторов пользуются в основном его покупатели. Мы почувствуем это позже, поскольку сейчас выполняем заказы тех, кто успел купить квартиру или дом еще до кризиса. Но к тому времени, я надеюсь, банки определятся с кредитной политикой и рынок недвижимости снова оживится.
Наибольшую опасность кризис представляет для компаний с раздутыми штатами и живущих на кредитах. Мы же работаем по предварительному заказу и, как я уже говорил, продаем не столько железо, сколько свои мозги. Есть и еще один положительный момент — спрос на инсталляторов всегда превышал предложение, так что даже при сокращении рынка недвижимости нам работы хватит. Кроме того, мы обслуживаем ранее установленную технику в течение всего срока службы, и эта статья дохода практически не зависит от нынешней ситуации на рынке.
— Можете нарисовать портрет своего среднестатистического клиента? Что это за люди?
— Ну, прежде всего, это человек, желающий максимально эффективно потратить деньги и готовый ради этого сотрудничать с инсталлятором. Только в процессе постоянного взаимодействия заказчика со специалистом получается оптимальный результат. И лучше, если оно начнется как можно раньше, на стадии бетонной коробки. Трудно качественно поставить систему в квартире, где уже сделан ремонт. Если говорить о финансовом положении клиента, то это средний класс, способный оплатить недешевые, в общем-то, услуги инсталлятора. Притом что не слишком сложную систему можно скоммутировать и запрограммировать самому, у них просто нет на это времени, им проще нанять специалиста.
— Но, насколько я понимаю, при проектировании системы есть и третья сторона — дизайнер по интерьеру. И зачастую его мнение становится решающим, что и как ставить. И если он захочет, к примеру, длинные и узкие колонки на стеклянной подставке, то оспорить этот выбор будет сложно. Как вы находите компромисс между необходимым качеством звучания и дизайнерскими изысками? Что все-таки на первом месте?
— Разумеется, мы стараемся сохранить стиль каждой квартиры, понимая, что техника не должна доминировать в интерьере. И особенно если домашний кинотеатр устанавливается в жилой комнате — здесь мы принимаем все рекомендации дизайнера с минимальными оговорками. Но когда под домашний кинотеатр отводится отдельное помещение, как часто бывает в загородных коттеджах, у инсталлятора гораздо больше свободы. Там, конечно, тоже существует определенный стиль — драпировки, кресла, свет и т.д., но на первом месте звук и изображение, ведь в кинозале ничего не должно отвлекать от просмотра.
А вообще очень помогает и то, что производители аппаратуры в последнее время уделяют дизайну все больше внимания. Посмотрите, как выглядит современная акустика — натуральный шпон, рояльный лак, неожиданные цветовые решения. Выбрать ту, что устроит всех, сейчас гораздо проще. Ну и многое, конечно, зависит от заказчика, в конце концов, ведь он платит за музыку. Если он хочет исключительно качественный звук, красотой интерьера можно и слегка пожертвовать. Здесь уже дизайнер подстраивается под нас. Любая инсталляция — плод совместной работы, и очень приятно, когда все получается и доволен не только клиент, но и его жена. Ради этого, собственно, и работаем.
— Можете ли составить некий рейтинг предпочтений при выборе дисплея? Что чаще выбирают для жилой комнаты — плазму, ЖК или видеопроектор?
— Мы, как правило, рекомендуем проектор, поскольку с ним можно получить максимальный эффект настоящего кинотеатра. Тем более что сейчас по габаритам, цене и качеству изображения они просто вне конкуренции. Если же помещение нельзя затемнять, например, гостиную или столовую, где собираются гости, тогда, конечно, ЖК или плазма. Иногда совмещаем оба варианта — при просмотре фильма плоский телевизор закрывается проекционным экраном, который в нерабочем положении убирается в потолок.
— Какую долю в ваших инсталляциях занимают видеосистемы с разрешением Full HD? Современный клиент достаточно требователен, чтобы платить за повышенное качество картинки или по-прежнему предпочитает смотреть старые добрые DVD?
— Конечно, Full HD для нас приоритетное направление. Все уже знают, что такое Blu-ray, да и многие спутниковые программы транслируются в формате HDTV. На большом экране разница в качестве картинки очевидна, в отличие от цены. Проигрыватели Blu-ray заметно подешевели, да и проекторы Full HD не намного дороже обычных. Если большая коллекция DVD — их тоже можно смотреть на большом экране при наличии скейлера. В любом случае в своих инсталляциях мы обязательно закладываем кабель HDMI, даже если он не востребован сейчас, пригодится в будущем.
— Я вижу у вас в офисе виниловый проигрыватель, неужели и их интегрируете в свои системы?
— Мне очень нравится, как звучит винил, но у нас такие источники заказывают редко, поскольку Audio Style все-таки специализируется на домашних кинотеатрах. Кроме того, виниловый проигрыватель приятно купить, поставить и настроить самому, не обращаясь к инсталлятору. А жаль, мы бы с удовольствием этим занимались.
— Каков средний срок работы над инсталляцией от бумажного проекта до полностью настроенной системы?
— Год.
— Какие специалисты у вас в штате?
— Две бригады специалистов широкого профиля, которые ведут все объекты. Они закладывают кабели, все подключают, коммутируют, настраивают и сдают заказчику.
— Насколько у нас в России популярны «умные дома», где все, от домофона до видеопроектора, увязано в единую систему с компьютерным управлением?
— Такие проекты большая редкость, но ведь нужно учитывать российскую специфику. Если вы живете в коттеджном поселке, значит, у вас есть и охрана с камерами видеонаблюдения, и куча обслуживающего персонала. Неужели сам владелец дома будет следить за тем, кто звонит в дверь и погашен ли свет в гараже? Для этого есть специально обученные люди.
— Какая у вас была самая необычная инсталляция, которая запомнилась больше всего?
— Даже не могу припомнить. Они все неповторимы, двух одинаковых за всю историю компании не было. Если говорить лично обо мне, то, наверное, самая первая, когда я работал рядовым инсталлятором.