АКСЕССУАРЫ Акустические кабели WireWorld

#12/2008 Антон КОЛОМИЙЦЕВ

НЕЙТРАЛЬНАЯ ПОЛОСА

Из-за кабелей аудиофилами сломано столько копий, что их хватило бы на целую армию. Споры не утихают и по сей день, в чем вы можете легко убедиться, зайдя на любой хай-файный форум. Многие категорически не верят, что соединители могут влиять на звучание системы, и уверены, что любой исправный провод способен передать аудиосигнал без потерь и искажений. Другие наделяют их чуть ли не волшебными свойствами. Истина, как всегда, лежит посередине.

Как ни странно, среди нигилистов чаще всего оказываются люди с техническим образованием. Они знают закон Ома и пару-тройку других формул из элементарной физики и думают, что этого достаточно, чтобы сделать вывод: проводники с одинаковым сопротивлением и емкостью не могут звучать по-разному. Здесь действует страусиный инстинкт: «чего я не понимаю, того не существует». Те же, кто слышит влияние кабелей, но не понимают, чем оно обусловлено, встают на противоположную, эзотерическую точку зрения. Между тем все имеет свое объяснение, и проектирование кабелей — настоящая наука, а для их изготовления не обойтись без высоких технологий.

Доказательством этого может служить опыт американской компании WireWorld, основанной в 1992 году инженером Дэвидом Солзом (David Salz). Его критерий оценки таков: кабель должен вносить минимальные потери информации по сравнению с идеальным проводником, т.е. «прямым соединением». Разумеется, к этому стремится любой производитель, вся разница лишь в том, что понимать под словом «информация» и каким образом добиться ее 100-процентной передачи. Чтобы осмыслить это, Дэвид Солз провел несметное количество измерений и прослушиваний, после чего разработал собственные конструкции, технологии и материалы, часть которых запатентована. В ходе экспериментов он создал Cable Comparator System, уникальное устройство, позволяющее реально услышать и оценить различия в звучании межблочных и акустических кабелей. Оно подключается к усилителю короткими перемычками, а сигнал подается через испытуемый соединитель, который по ходу прослушивания можно закоротить и тут же оценить, как изменилось звучание. Оригинальность компаратора было оценено многими специалистами — в 1996-м он получил награду CES Innovations в Лас-Вегасе и по сей день используется некоторыми аудиожурналами для тестирования кабелей. Собственно говоря, Cable Comparator System можно назвать достойным ответом скептикам, не признающим за кабелями права считаться полноценным звеном системы.

В настоящее время WireWorld — лидер индустрии, в ассортименте которого все виды соединителей: видео (включая HDMI и DVI), аналоговые и цифровые межблочники для аудиосистем и домашнего кинотеатра, а также акустические и сетевые. Компанией было разработано и запатентовано несколько уникальных конструкций и материалов. В частности, геометрия Symmetricoax за счет значительно ослабленного электромагнитного взаимодействия проводников позволяет не только избежать искажений и окрашивания звука, но и снизить такие вредные параметры, как емкостное сопротивление и скин-эффект. Благодаря коаксиальной конструкции и симметричному расположению проводников такие кабели также мало чувствительны к внешним помехам. Из достижений компании стоит отметить итерконнекты HDMI, способные без потерь и помех передать сигнал 1080p на расстояние до 12 — 15 м.

В акустических кабелях из линейки 52, которые мы сегодня будем слушать, используется недавно разработанная технология Diagonal DNA (Delineated Neutralizing Array), позволяющая добиться еще большей нейтральности. Это плоская конструкция, в которой 12 многожильных проводников расположены в два слоя по диагонали со строго определенными промежутками. Сами проводники тоже плоские, с изоляцией из полиэтилена высокой плотности или тефлона — в зависимости от класса изделия. За счет такой геометрии удалось решить сразу несколько проблем — добиться высокой гибкости кабеля, еще более радикально подавить электромагнитное взаимодействие проводников и снизить индуктивные потери, которые Дэвид Солз считает самыми вредными при передаче сигнала. Сравнительные прослушивания показали, что повышенная индуктивность воспринимается на слух как компрессия на высоких уровнях и недостаток нюансов на низких.

При изготовлении проводников WireWorld использует технологию Grain Optimized, позволяющую контролировать размер и форму «зерен» в кристаллической решетке меди. Благодаря этому создаются оптимальные условия для прохождения сигнала в заданном направлении. Именно поэтому все кабели WireWorld направленные, несмотря на то, что экран у межблочников соединен с земляным контактом с обеих сторон.

В серии 52 шесть моделей, отличающихся материалом проводников и диэлектрика. В топовых Gold Eclipse 52 используются серебро и тефлон, в бюджетных Solstice — медь OFC и полиэтилен высокой плотности. Акустические кабели выпускаются длиной 2, 2,5, 3, 5 и 6 метров в обычной и бай-вайринговой конфигурации. Они оснащаются двумя типами посеребренных терминалов — «лопатками» и универсальными Z-«бананами». Модели Oasis 52, Equinox 52 и Eclipse 52, которые мы взяли для теста, относятся к среднему классу и сочетают высокие качественные показатели с вполне приемлемой для большинства меломанов ценой.

При прослушивании мы обращали внимание на следующие особенности: макро- и микродинамика, характер звучания на краях диапазона (нижнего баса и верхних частот) и передача пространства. Поэтому и тестовый материал в этот раз соответствующий — музыка, записанная с высоким разрешением, и специальные треки, позволяющие услышать разницу в звучании кабелей. Например, на диске [1] «Stereophile Test CD» 1990 г. сэр Гордон Холт читает свою статью «Почему аудиоэксперты расходятся во мнениях». Несколько частей фонограммы записывались через разные микрофоны, а затем аккуратно склеивались. Переход от одного фрагмента к другому тем заметнее, чем выше разрешение тракта. Количество бесспорно отмечаемых стыков (всего на этом треке 7 частей) соответствует оценке разрешения. Труднее всего уловить разницу между микрофонами Shure SM57 и AKG D190E.

Динамические контрасты оценивались по звучанию ударной установки на диске Терри Эванса [2]. Чем естественнее передается удар — а это в основном зависит от атаки, правильного формирования спектра и продолжительности послезвучий, — тем больше информации доходит через кабель.

Каждый образец перед прослушиванием «прогревался» с помощью диска «Densen DeMagic».

Oasis 52

Вторая снизу модель в линейке 52. Проводники сечением 4,6 мм2 изготовлены из бескислородной меди OFC чистотой 4N, т.е. 99,99%. В качестве диэлектрика используется HDPE, т.е. полиэтилен высокой плотности. Внешняя оболочка — синий металлик. Цена 3-метровой пары с терминалами «банан» — 11000 руб.

Бас глубокий, точный, на некоторых нотах начинает вибрировать кресло. Верхний регистр чист, смещения тонального баланса нет, хотя на отдельных вокальных и речевых фонограммах шипящие звуки акцентированы. Удар четкий и быстрый, энергия передается мощно. Сцена уходит в глубину, хотя дальние планы приближены.

Четкая разница между фрагментами речи Гордона Холта отмечается в пяти случаях из семи, шум аналоговой фонограммы почти не заметен.

Equinox 52

Следующий шаг вверх в иерархии кабелей 52. Проводники имеют меньшее сечение (3,5 мм2), но изготовлены из меди OCC (Ohno Continuous Casting). Метод вытягивания из расплава, изобретенный профессором Oно, позволяет получить намного более длинные кристаллы, чем при обычном протягивании через фильеру. Поскольку посторонние примеси в металлах сосредоточены в основном по границам зерен, медь OCC получается и более чистой, в данном случае — 6N (99,99997%). Диэлектрик — HDPE, внешняя оболочка серебристо-серого цвета. Цена 2,5-метровой пары с наконечниками «банан» — 21200 руб.

Бас по сравнению с предыдущей моделью не слишком изменился, а вот воздуха стало заметно больше. Изменилась сама атмосфера — звук как бы открылся, но при этом не пропала энергетика, что очень важно. Удар стал менее грузным, как бы слегка расслабился. Разница в звучании фрагментов Гордона Холта была намного очевиднее, на некоторых из них проявились шумы ленты. Самое главное, что теперь легче понять, чем именно отличаются микрофоны, использовавшиеся при записи — голос становится суше или ярче, приближается или отдаляется, меняется тембр и окружающая атмосфера.

Eclipse 52

Еще на один уровень вверх, до вершины остаются всего две ступеньки. Моделей с таким названием в линейке три: Eclipse 52, Silver Eclipse 52 и уже упоминавшаяся выше Gold Eclipse 52. Они различаются лишь материалом проводника: это, соответственно, медь OCC 6N, посеребренная медь и чистое серебро одинакового сечения — 4,6 мм. В качестве изоляции используется тефлон, один из лучших диэлектриков с минимальными потерями. Внешняя оболочка медно-золотая. Кабель Eclipse 52 упаковывается в картонную коробку «золотистый металлик». Цена 2-метровой пары с наконечниками «банан» — 28000 руб.

Этот кабель пришлось прогревать немного дольше, поскольку в процессе его звучание менялось буквально на глазах. Отличия по сравнению с младшими участниками теста разительные — сцена раздвинулась, атмосфера стала намного воздушнее. Вместе с этим сразу же отмечаем осветление высокочастотного диапазона. Увеличилось разрешение, из-за чего кажется, что кабель «звучит» громче, чем предыдущие. Вместе с этим собрался, стал заметно более плотным бас. Звучание в целом насыщенное, масштабное. Атака быстрая, барабан ударной установки очень похож на настоящий. Из семи фрагментов стереофайловской фонограммы уверенно различались шесть, при этом на шипящих согласных у Гордона Холта появился цикающий призвук.

Здесь стоит отметить важный момент, порой затрудняющий адекватную оценку кабелей. Иногда после их замены меняется тональный баланс или, как в нашем случае, появляется слишком высокая контрастность звучания. На самом деле кабель может оказаться чересчур «прозрачным» для вашего тракта и выявит недостатки, которые раньше не замечались. Поэтому при системном подборе компонентов приходится учитывать массу факторов, и оптимальный результат можно получить лишь после прослушивания всех возможных вариантов.

По поводу же только что отслушанных кабелей WireWorld можно сказать, что в них чувствуется совершенно четкая звуковая идеология, почерк, если хотите. У всех них быстрый и глубокий бас в сочетании с мощной динамикой, а это будет востребовано в любом тракте. Различия начинаются в нюансах — передаче сцены, тональном балансе, воспроизведении верхнего диапазона. Именно их и нужно учитывать при твикинге, т.е. тонкой настройке системы. И добавлю — как раз они определяют класс изделия и его стоимость. l

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Quad 99 CDP-2 ($2100).
  • Интегральный усилитель Bryston BR60 ($3050).
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
  • Межблочные кабели Accuphase Super Refined SL10-G ($580).
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. «Stereophile Test CD». 1990. Сборник музыкальных и тестовых треков, позволяющих оценить тончайшие нюансы воспроизведения.
  • 2. Terry Evans, «Puttin’ It Down». Audioquest Music/JVC, 1995 г. 20-битовая запись, сделанная методом JVC K2 Super coding. Отличается высокой микродинамикой и великолепной передачей пространства.
  • 3. Philips Car System, «Subwave One». Polygram, 1995. Диск для испытаний и демонстрации автомобильных аудиосистем, содержит треки с инфранизким электронным басом.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"