ROCKАЛЬБОМ

11/2008 Елена САВИЦКАЯ

Metallica

«Death Magnetic»

Warner Bros./Universal Music Russia

Пять лет на «злой» диете, обещания и ожидания, откладывания релиза и «замалчивание» нового материала (на концертах, по крайней мере российских, исполнялись только хиты 80-х и отчасти 90-х) — и вот наконец новый альбом. По сравнению с «ужасным» «St. Anger» это, безусловно, шаг вперед, а вернее, назад — в 80-е. Поклонники наконец получили «нормальную» Metallica — со старым добрым трэшевым звуком, с металлическими риффами, со сложными «разветвленными» композициями и проникновенными «полубалладами». Ибо копать в том же направлении, что и «St. Anger», было уже невозможно — народ мог бы уже не понять и окончательно отвернуться от культовой банды, вроде бы и не пропившей мастерства. Прояснять музыкантам мысли и вести их в верном направлении был призван знаменитый продюсер Рик Рубин, ответственный за успех не только отдельных дисков Slayer и Red Hot Chili Peppers, но и большого количества неметаллических исполнителей. Совершенно верно подмечено, что «Death Magnetic» больше всего напоминает продолжение «… And Justice For All» — а вернее, бледную ее копию, ибо наполнить неподдельной искренностью и подлинным смыслом свое новое творение Хэтфилд и Ко так и не смогли.

Длиннейший (75 минут) альбом с самого начала озадачивает разнообразными отсылками к прошлому — от квази- и точных музыкальных цитат (например, в «All Nightmare Long» можно расслышать кусочек из «Whenever I May Roam») до саунда и названий композиций. Хотя «The Unforgiven III» c ее струнными подкладами скорее напоминает о «S&M», а вот о любви к «Непрощенному» недвусмысленно заявляет гитарное вступление к «The Day That Never Comes». Классическое построение альбома («медляки» на 4 и 8 местах и даже инструментал на предпоследней позиции), однако, не дает такой же классической чистоты и выстроенности формы. Стремясь нагрузить материал столь ценимым поклонниками «развитием», Metallica впихивают на единицу времени как можно больше риффов, соло, двухгитарных запилов, связок, ускорений темпа и т.д. Но именно что впихивают, не заботясь о том, что, куда и зачем. В результате вместо строгих, стремительных, драматургически выверенных, бьющих точно в цель вещей типа «One» получаются аморфные, размытые «Broken, Beat & Scarred» и «My Apocalypse». Конечно, на диске имеются отдельные прекрасные моменты вроде того же инструментала «Suicide & Redemption» с его лирически-отчаянной партией лид-гитары и супертяжелым финалом. Но в общем, увы — отсутствует реальная внутренняя мотивация, и при всей обязательной агрессивности, злости и ярости, непременных хэтфилдовских текстах о смерти, терроре и всеобщей аннигиляции хочется воскликнуть: «Не верю!» Можно тщательно (хотя и не так уж) раскроить музыкальную ткань, но нельзя заставить себя производить настоящие эмоции. Этому уж никакой продюсер не научит. Хотя в целом — что уж там говорить — могло бы быть и хуже…

Judas Priest

«Nostradamus»

Sony BMG

Второй после возвращения Роба Хэлфорда альбом Judas Priest рождался в явных творческих муках. По первому впечатлению (а второго может и не наступить, ведь для вслушивания в двухдисковый опус о 23-х треках требуется недюжинное внимание и усидчивость) альбом кажется мелодически «водянистым», заторможенным и каким-то нелепым в своей показной помпезности и «симфоничности». А уж сама тема судьбы Нострадамуса — кто за неё только не брался! Но, видимо, «Прист» решили показать класс и переиграть неофитов на их поле...

От сонма шаблонных метал-опер «Nostradamus» отличает как минимум одно: группа подошла к задаче без оглядки на «существующие образцы» и использовала исключительно собственные «стройматериалы». Музыкально альбом — характернейший «Прист» с узнаваемой мелодикой, симпатичными двухгитарными партиями (вслушайтесь хотя бы в инструментальную секцию «Revelations»!), изящными клавишными, симфо- и акустическими вставками... И главное — голосом Хэлфорда, который, как крепкое вино, с годами только хорошеет. Безусловно, верха свои Роб давно провизжал, но тем малым, что осталось, владеет с талантом истинного актера. Думается, если после этот диска Judas Priest вдруг захочет завязать с музыкой, Хэлфорду будет куда податься — драматические роли ему по плечу. Вот и затертый до дыр образ французского пророка он интерпретирует в неожиданном ключе — не пересказывает пророчества, а раскрывает внутренние переживания человека, который осознает свой талант и свою ответственность за (ни много ни мало) будущее всего мира.

«Иньва»

«Бела ниточка»

Sketis Music

Иньва — река в Пермской области, правый приток Камы. С языка коми-пермяков на русский это слово переводится как «женская река», «женские слезы» или «божественная река». Не случайно такое же название получил и этнический проект, созданный тремя девушками — Анной Черепановой, Ириной Пыжьяновой и Ольгой Хохряковой. Любители этно-рока и прочих «бесовских игрищ» с фольклором могут расслабиться. Здесь мы имеем дело с абсолютно точным, «академическим» воспроизведением народной манеры и совершенно «сырым», никак не обработанным материалом. То есть девушки свято и честно продолжают традиции сохранения и поддержания русского фольклора. Правда, сами дамы в экспедиции не ездят, а обращаются к архивам — записям из фондов Санкт-Петербургской консерватории и прочим (на диске звучат песни из Псковской, Брянской, Пермской, Ленинградской, Смоленской, Новгородской областей, Карелии). Посвящено большинство из них женской доле — как водится, тяжелой даже в радости. Как ниточка за иголкой, цепляются они друг за друга — свадебные, сиротские, масленичные, лирические-разлучные… Поют девушки хорошо и правильно, следуя духу и букве фольклорного источника. Зело похвально, что такие юные девы взвалили на себя столь тяжкий и неблагодарный труд. Но иногда хочется и какого-то отступления от канона, импровизации, даже пресловутой «обработки», ведь в таком академически-хрестоматийном варианте песни звучат пресновато. Может быть, девушкам пока что не хватает своих переживаний, эмоций, внутренней свободы в исполнении? Скорее всего, так. В любом случае молодцы-девицы, узелочки назавязывали знатно.

Don Airey

«A Light In The Sky»

Mascot Records

Нынешний клавишник Deep Purple переиграл с половиной хард-рокеров планеты, записался на бесчисленном множестве пластинок самых разных стилей, а вот сольными работами фэнов почти не баловал. Стартует альбом с типично спейс-рокового инструментала «Big Bang», с тающим звоном «зуммерных» клавишных и цикличной басовой линией. А вот «Shooting Star» — уже прямолинейный рок-боевик с хрипловатым бонскоттовским вокалом экс-участника Krokus Карла Сентенса. «Space Troll Patrol» — инструментальный прогрессив-роковый трек с хаммонд-органом в основе, явственным привкусом ELP и странным брейк-битовым ритмическим рисунком. И дальше хардовая, прогрессивная и спейс-роковая темы присутствуют в равных пропорциях.

С другой стороны, такая разноплановость альбом только обогащает. Ведь в нем есть за что «зацепиться» и фэнам перпловского хард-рока, и ценителям ретро-звучания клавишных инструментов 70-х годов, и просто всем, кто хочет понять, кто есть такой Дон Эйри и в чём состоит его творческий стиль вне групп-работодателей. А душа клавишника просит космоса... Тема космоса отражается, подчас неожиданно, во множестве разных стилей. Это еще и задумчивые гитарные инструменталы, и фьюжн), ритм-н-блюз «Rocket to the Moon» с вокалистом Гарри Джеймсом из Thunder, и изящные фортепианные пассажи маэстро, чей любимый музыкант — не кто-нибудь, а Рахманинов... Под конец альбома понимаешь, что Дон — прежде всего талантливейший аранжировщик и стилизатор, умеющий тонко вписаться в любой проект и чувствовать там себя на своём месте.

Personal EXIT

«Живу Live»

SonicSpace Records

Personal EXIT — побочный «сын» EXIT project, инспирированный ударником Владимиром «Бигом» Глушко. Каждый раз, без репетиций и прочих приготовлений, под предводительством Бига собирается новый состав с участием музыкантов EXIT project и не только. В импровизации, состоявшейся 14 февраля 2007 года в культурном центре «Живой Уголок», приняли участие Олег Смирнов (гитара, клавишные), Александр Костиков (гитара), Тимур Пирогов (бас), Григорий Сандомирский (электропиано), Джон Кукарямба (перкуссия, голос, эффекты), Екатерина «Котя» Зинич (вокал). Музыка достаточно интравертная, вся «в себе», требует расслушивания. Здесь нет безумной радости коллективной импровизации, а есть тонкое, на интуитивном уровне взаимодействие музыкантов, хорошо знающих друг друга. Неспешная, исподволь развивающаяся звуковая ткань, состоящая из фри-джазовых басовых риффов, авангардистских «проходов» электропиано, осторожных перестуков перкуссии, цепких гитарных аккордов и холодноватых подпевок Зинич, неожиданно прорезается то прог-роковой гитарной «морзянкой», то уходит в совсем психоделические, светло-разреженные «облака». На первый взгляд всё слишком спокойно, но потом понимаешь, что в этом и есть самое очарование. Жаль, концовка какая-то невразумительная — движение просто сходит на нет, словно увели ручку микшера. Лучше всего эта музыка воспринимается фоном к каким-либо конструктивным занятиям — в этом и состоит уже известная идея музыки как «окружающей среды». В коробке содержится сюрприз: помимо самого диска с записью, там лежит оформленный пустой CD-R. «Переписывай этот диск и дари! Мы будем только рады», — пишут на «яблоке» поборники движения Free!Music. Что ж, обязательно так и сделаем. Вот только рецензию допишем.

Queen & Paul Rodgers

«The Cosmos Rocks»

Hollywood

Cоюз Queen и Пола Роджерса с самого начала вызывал бурные споры, а уж по выходу нового альбома — и подавно. Ведь уже после трехлетней давности концертника «Return Of The Champions» стало ясно, что Роджерс как вокалист не только относится к совершенно иной категории, нежели Меркьюри, но и вообще никак не вписывается в эстетику Queen. Пол — певец с блюзово-хардовым прошлым (Free, Bad Company, The Firm) и имиджем «своего парня» — полная противоположность гламурному Фредди с его кошачьей грацией и оперными фиоритурами. Можно ли найти замену Великому и Прекрасному? Увы. Недавно прошедшие гастроли проекта в Москве только подтвердили сей печальный факт. В общем, он не Фредди, он — другой. Что же касается самого материала, сочиненного Мэем, Тэйлором и Роджерсом, то в нём тоже мало от классического Queen, зато блюза и блюз-рока — хоть отбавляй. По первому прослушиванию вообще непонятно, где же цветистая гитара Мэя, где знаменитое многоголосие, где шикарная мелодика, что тут вообще квиновского? Это сольник Роджерса, весьма неплохой, но… И только после ряда вслушиваний отмечаешь гарцевато-пружинистые гитарные проходы, юморные песенки в духе «Fat Bottom Girls» («Call Me», «C-lebrity) и чудесные баллады и пауэр-гимны («Through The Night», «Small» и др.), которые превосходно прозвучали бы в исполнении Меркьюри, но весьма проникновенно спеты Роджерсом.

«Воанергес»

«Гай Да Маки»

Comp Music (Ua)

Украинский неофолк-гурт Воанергес сообщает о себе следующее: «Собрались мы в 1998 г. в Киеве и с того времени возрождаем дух старинного украинского кобзарьско-лирницкого и театрально-вертепного искусства современными средствами, а также пытаемся воспроизвести воображаемую музыкальную атмосферу трипольской, скифской и праславянской эпох». Если кто не понял, о чём это, поясним: народные (или, скорее, сочиненные в фольклорной манере) мелодии умело и бережно аранжированы в лайт-рок-стилистике, при этом без «перегибов» ни в сторону тяжелого звучания, ни в попсу. На фоне ритм-секции мы слышим множество аутентичных инструментов, которые, правда, в буклете поименованы по-украински, поэтому так и напишем: дримба, зозулька, тилинка, сопилка, дрючок (что характерно, in F и in B). Вокал Валерия Огородника наверняка похож на голос того железного Кобзаря, что сидит на киевском Майдане (если б только он умел петь) и в целом звучит весьма посконно. Наиболее «роково» сделана вступительная, она же заключительная тема — «Думбо-дiдай-бо…», в которой — единственной — слышны политические мотивы: «То велыка та земля», «в плане правды — ералаш» и проч. (насколько удалось разобрать). Остальное — авторские псалмы, колядки, лирические песни, наполненные типично фольклорным содержанием. Незатейливые инструментальные наигрыши, напевные мелодии и достаточно плотный басово-гитарный грув приятно и легко ложатся на славянское ухо. У нас нечто подобное делает Митя Кузнецов, хотя, быть может, в еще более мягком варианте. Недаром и «общая» песня у них есть — всем хорошо известная колядка «Щедрик» (в варианте «Воанергес» — «ЩедРОК»). «Гай Да Маки» — четвертый альбом группы, из-за названия которого мы поначалу перепутали команду со знаменитой украинской же фолк-панк-командой «Гайдамаки», чего делать вам не советуем, т.к. «Воанергес» заслуживает отдельного внимания. Если, конечно, найдете в России их диски — эту пластинку мы купили в Одессе…

«Эдипов комплекс»

«Lost & Found»

«Навигатор рекордс»

Покуда группы «Танцы минус» и «Сплин» упорно молчат, их участники сплотились для работы над сторонним проектом. Впрочем, назвать «Эдипов комплекс» новой группой нельзя: в начале 90-х флейтист Ян Николенко сформировал свой англоязычный коллектив, который был назван журналом «Fuzz» лучшей новой группой 1993 года (интересно, что еще до «ЭК» Николенко и басист «Танцев» и «Комплекса» Михаил Хаит играли вместе в брутальной фолк-металлической группе Llanfair PG). В 1996-м у «Эдипова комплекса» вышел дебютный CD «Эгоизм», группа выступила на нескольких крупных фестивалях и в 1998-м внезапно распалась — видимо, в связи с занятостью участников на других местах работы… Николенко играл в «Сплине» и параллельно делал русскоязычный проект «Сети». Два года назад он ушел из «Сплина», чтобы вновь обратиться к «Эдипову комплексу», попутно вернув в рок-н-ролл из бизнеса барабанщика Сергея Наветного. Всю эту длинную предысторию не имело бы смысла пересказывать, если б «Lost & Found» не был действительно хорош. Это очень милый, лиричный, позитивный, качественно сыгранный англоязычный брит-поп с флейтой в качестве «украшающего» инструмента… Стоп, стоп, а кому, спрашивается, в нашей стране нужен англоязычный брит-поп, пусть даже милый и качественный? Ну, судя по опыту латышского Brainstorm, очень даже нужен. К тому же на одну из песен питерцы пригласили гуру брит-попа (немецкого) Петера Фройденталера (Fool’s Garden), вокал которого, кстати говоря, мало отличим от голоса самого Николенко. К тому же Яник блистает совершенно аутентичным произношением и некой «фирменной» сладковатостью (к счастью, не плаксивостью) в интонации. Ну а качество исполнения на высоте — на то она и супергруппа. По первым звукам вполне можно решить, что это настоящая Европа (не путать с «Европой»)! Мелодии до неприличия хороши, пластичны и притом не банальны, гитарный аккомпанемент со струнно-синтезаторными «виньетками» легок и упруг, а в некоторых инструментальных фрагментах с солирующей флейтой вдруг проскальзывает нечто арт-роковое, «фокусовское»… Словом, диск для тех, кому в русском роке не нравится сам русский язык, а за державу обидно. Надеемся, что таких найдется немало и «Эдипову комплексу» достанется заслуженная слава.

Keith Emerson Band Featuring

Marc Bonilla

Edel Records/«Союз»/«Танцевальный рай»

Новая пластинка «лучшего клавишника всех времен и народов» (по мнению авторитетных изданий и простой публики) — это, пожалуй, самый сильный релиз в прогрессив-роке новейшего времени. Кит Эмерсон уже несколько лет гастролирует со своей новой группой, включающей американского гитариста Марка Бониллу (работал с Роем Монтроузом, Гленном Хьюзом, записал несколько сольных альбомов), но вряд ли кто-то надеялся, что вскоре последует целый диск нового материала, да еще столь впечатляющий. Хотя почему нет? Ведь ходили же слухи о воссоединении ELP, шла предварительная студийная работа, увы, ни во что не вылившаяся… Эмерсоновский альбом без названия, с одной стороны, выдержан в традиционном стиле ELP, с другой — звучит современно и актуально. Современно по саунду и продюсированию (знакомые звуки муга и хаммонда использованы как локальные краски в объемном и полнокровном модерново-синтезаторном «контексте»), по содержанию, по эмоциональному наполнению. Отнюдь не скажешь, что Кит Эмерсон — «старый добрый» ретроград-консерватор, ностальгирующий по ушедшим годам и пытающийся выдавить из себя нечто созвучное былым нетленкам. С полным правом используя свой накопленный годами музыкальный словарь, Кит создает новые яркие темы, звучащие призывно и мощно, иной раз с неподдельным драматизмом, иной же — с присущим Эмерсону угловатым юмором. Ну и лирики тут немало — за нее отвечает Бонилла, который не только обогатил «проклавишный» саунд гитарными соло, но во многих композициях еще и прекрасно спел. Голос Марка по тембру весьма близок лейковскому, но с более глубокими, мудрыми интонациями а-ля Джон Уэттон, словом, сказка, а не голос, а сам-то как хорош… Но мы увлеклись.

Альбом построен как целостное произведение, все 19 треков объединены не только связками-переходами, но и системой лейтмотивов и вообще четким концептуальным замыслом. «Воспламеняясь» первой же композицией («Ignition»), не сбавляет градус вплоть до последней — жизнеутверждающей и светлой пауэр-баллады («The Parting»). Причем торжественный финал (№15) оказывается вовсе не финалом, а прелюдией к чему-то большему. Три «Присутствия» («Presence») — короткие, но внушительные интерлюдии, в которых отдается дань мощному, патетическому звучанию «церковного» органа. Есть в альбоме не менее цепкая и хваткая «Фуга» и другие непременные отсылки к классике, а также обязательная обработка академического произведения — на сей раз это «Маламбо» Альберто Хинестерры, типичная для ELP динамичная и напористая рок-токката. Есть и столь же характерный для альбомов 70-х «дурацкий» рок-н-ролл с разбитным хонки-тонковым фортепиано. Вообще, невзирая на (опять же) присущую Эмерсону эклектичность и масштабность, альбом получился абсолютно монолитным. Может быть, дело во вдохновенности и энергетике, которые пронизывают эту работу, неком внутреннее пламени, которое Кит не растерял за эти годы, и поддержанном «душевным топливом» (то есть талантом) его молодых коллег.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"