ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
DVD-проигрыватели с функцией масштабирования видео

11/2008 Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

УТРО ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

Утром при свете солнца многое видится иначе, чем накануне вечером. То, что казалось убедительной победой и даже триумфом, может обернуться на трезвую голову если и не поражением, то сомнительной ситуацией, когда противник оставил поле битвы, но получение победителем трофеев откладывается на неопределенный срок.

После скоропостижной капитуляции формата HD DVD многим хотелось верить, что тем самым устранены все препятствия для развития Blu-ray, что единственный оставшийся на рынке HD-формат стремительно пойдет «в массы», а устаревший DVD-Video начнет уходить с рынка. Оптимизм был столь силен, что некоторые брэнды прекратили создание новых моделей DVD-плееров и сосредоточились на разработке кажущихся более перспективными проигрывателей Blu-ray. Конечно, рано или поздно видео в стандартном разрешении уйдет в прошлое, и мы станем смотреть кино исключительно в высоком. Однако «переходный период», похоже, несколько затягивается, по крайней мере у нас в России.

На момент написания этих строк в известной поисковой системе Price.ru нашлось для Москвы 14097 предложений DVD-плееров и только 475 — проигрывателей Blu-ray. В других городах, где эта база данных имеет свои филиалы, соотношение остается примерно таким же.

Можно, конечно, вспомнить, что формат DVD-Video тоже пробивал себе дорогу довольно медленно. И это притом что он давал весьма заметные качественные и функциональные преимущества по сравнению с предшествовавшим ему VHS. Будем откровенны: в России массовое распространение цифрового видео началось с появления пиратских дисков по цене порядка 300 рублей. Затем в продажу поступили относительно недорогие проигрыватели, потом стала стремительно падать стоимость «пиратки»… У Blu-ray в нашей стране перспективы несколько более смутные, поскольку дешевые фильмы появятся еще очень и очень нескоро. Хотя бы потому, что оборудование для тиражирования дисков Blu-ray стоит многократно больше, чем для печати DVD — приобретать его станут только после того, как появится шанс достаточно быстро окупить вложения. Даже для состоятельных людей формат пока еще не стал «дружественным»: ассортимент продаваемых в России фильмов на Blu-ray слишком узок, а большинство купленных за границей дисков не будут воспроизводиться на продаваемых у нас проигрывателях. Как видим, усиленная зональная защита, призванная увеличить доходы киностудий, на самом деле ограничивает распространение нового формата. Как говорится, жадность наказуема.

Как бы то ни было, но формату DVD-Video в ближайшие годы ничто не угрожает, что косвенно подтверждают и многие производители, продолжающие обновлять линейки своих DVD-проигрывателей. Этот сектор по-прежнему один из наиболее «населенных», конкуренция в нем остается весьма напряженной. С момента предыдущих тестов прошло менее года (см. №№2 — 3/2008), тем не менее удалось без особых хлопот набрать участников для нового обзора. И это притом что был искусственно «отсечен» сегмент наиболее дешевых моделей, у которых нет цифрового выхода HDMI — все представленные в нынешнем испытании проигрыватели им оснащены и способны масштабировать стандартные изображения DVD-Video до разрешения 1080i/1080p.

Спрос на такие аппараты весьма велик, поскольку дисплеи Full HD вышли из разряда элитных и теперь вполне доступны семьям со средним достатком — с приобретением такого телевизора часто обнаруживается, что старый DVD-проигрыватель не имеет выхода HDMI, а потому не позволяет реализовать качественные преимущества нового экрана. Знаю об этом не понаслышке — постоянно консультирую друзей и знакомых, да и сам собираюсь в обозримом будущем покупать новый телевизор и уже присматриваю подобающий DVD-проигрыватель. Так что мой нынешний обзор является отчасти типичным случаем использования служебного положения в личных целях. Но поскольку делается это открыто и гласно, надеюсь, что польза от этого будет не мне одному.

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Года три назад, когда провел первый сравнительный тест DVD-проигрывателей с цифровыми выходами видео (http://www.salonav.com/arch/2005.10/076-088.htm), убедился, что разница в субъективно воспринимаемом качестве изображения между аппаратами одного поколения* очень мала. А потому необходим некий «эталон», сравнение с которым позволит зафиксировать даже небольшие отличия в картинке. На роль такого «опорного источника» решил взять проигрыватель Blu-ray Sony BDP-S500. На нем буду воспроизводить давно используемый в наших тестах фильм «Человек-паук», записанный на Blu-ray, а на испытуемом аппарате — этот же фильм, но уже в стандартном разрешении на обычном DVD-Video, правда в варианте Superbit. В роли дисплеев — ЖK-телевизор HD Ready диагональю 26 дюймов и Full HD-проектор Epson EMP-TW2000 (подробнее о нем здесь: http://www.salonav.com/arch/2008/02/096.html), размер экрана — порядка 80 дюймов. Таким образом, будут сравниваться не просто разные плееры, но фактически — «натуральные» 1080 с масштабированными до такого разрешения из 576 (поскольку главный тестовый DVD-диск — в системе PAL). Следует оговориться, что «Человек-паук» — фильм отнюдь не новый, снимался еще на пленку, а потому не отличается таким же высоким качеством, как новейшие блокбастеры вроде «Казино Рояль». На мой взгляд, сравнивать постановки, изначально снятые в высоком разрешении, с масштабированными до HD, бесполезно — победитель известен заранее. А вот эксперимент со старым фильмом позволит понять, есть ли смысл приобретать в высоком разрешении те же самые картины, что уже есть у вас в хорошем качестве на DVD. Может быть, достаточно будет приличного DVD-плеера с современным масштабирующим устройством?

Естественно, не буду ограничиваться лишь вниманием к качеству изображения. И раз уж давно выяснилось, что различия в нем у разных аппаратов одного поколения невелики, значит, при выборе возрастает значение других факторов. В частности, качества звука при воспроизведении музыкальных компакт-дисков — важного не только само по себе, но и как косвенный показатель грамотного конструирования и добротного исполнения.

Звуковой тест также будет проходить с применением референсного источника — в его роли поработает комбинация из компьютерного транспорта и внешнего ЦАПа Markan LegenDA SE, уже использовавшаяся в таком же качестве в тесте усилителей для наушников (http://www.salonav.com/arch/2008/07/046.shtml). Будет уделено внимание и эргономике (попросту говоря, удобству использования), а также функциональности — всем нам хочется получить как можно больше за свои деньги. Тем более если они не очень большие.

Начинаем, как всегда, с наиболее доступных моделей, постепенно переходя к все более дорогим.

 

STANDBY

Признаюсь, не предпологал, что разница между двумя записями одного и того же фильма на DVD-Video и Blu-ray окажется столь невелика при воспроизведении большинством участников нашего обзора. Тем не менее это факт. Хотя незначительные различия все же были, и в итоге лучшим по качеству изображения оказался проигрыватель Toshiba XD-E500KE, за что и получает от меня первый «Выбор эксперта». Что в принципе вполне естественно, поскольку это самый современный участник нашего исследования. Мы, кстати, уже не раз убеждались, что недорогие, но «свежие» аппараты по качеству картинки, получаемому по интерфейсу HDMI, нередко оказываются более убедительны, чем более дорогие и потому менее современные модели. Эта закономерность в полной мере подтвердилась и сейчас.

А вот музыкальные способности проигрывателей уже не зависят (по крайней мере в такой степени) от того, как давно разработана модель, и самым прямым образом связана с его ценой. Поэтому неудивительно, что лучшим по качеству звука оказался самый дорогой участник обзора — Parasound D200. Аппарат серьезный и, я бы даже сказал, «харизматичный», поэтому вполне достоин знака «Выбор эксперта».

Впрочем, знаю, что далеко не все читатели нашего журнала способны выделилить такую сумму на приобретение DVD-проигрывателя. Многие предпочтут выбирать среди аппаратов, обладающих пусть и не самым лучшим качеством изображения и звука, но наиболее привлекательным соотношением качество/цена. Создателям Philips DVP5996K удалось разработать плеер с богатым функциональным оснащением, приличным качеством и привлекательной ценой, а потому он, безуловно, является очень «Удачной покупкой», особенно для тех, кто предпочитает получать максимум при минимуме вложений.

Panasonic DVD-S54EE-K и BBK DV925HD также сочетают в себе развитую функциональность, отличное качество изображения и звука, продуманную эргономику и предлагаются по разумной цене. Вдобавок у каждого из них совершенно оригинальные черты, а потому в совокупности оба также заслуживают почетной награды «Выбор эксперта». l

 

* Именно поколения, а не ценовой категории. Как мы смогли убедиться в том тесте, качество картинки по цифровому выходу в наибольшей степени зависит от элементной базы — чем она современнее, тем изображение лучше. Модели высокого класса обновляются значительно реже, чем бюджетные, а потому могут в какой-то момент отстать от технологического прогресса. Например, интерфейс HDMI и встроенные скейлеры раньше появились у относительно недорогих моделей, и аппараты более высокого класса, оснащенные разъемами DVI и не имеющие масштабирующих устройств, стали уступать новинкам в качестве картинки.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Blu-ray

  • 1. «Spider-Man: The High-Definition Trilogy» (2007). Диск 1-й.

DVD

  • 1. Отладочный диск «Video Essentials» (DVD5, NTSC).
  • 2. «Человек-паук». Superbit (DVD9, PAL).
  • 3. Подборка файлов DivX, закодированных разными версиями кодека и в разных разрешениях на диске в формате DVD-ROM.

CD-Audio

  • 1. «Tutti!». Сборник популярных пьес для симфонического оркестра.
  • 2. Metallica, «Death Magnetic» (2008).

Музыкальный тестовый материал требует в этот раз особого комментария. Обычно в программу входит диск тяжелого рока, чаще всего — пластинка Def Leppard «Yeah!», но в данном случае ему нашлась более интересная замена — свежий релиз Metallica «Death Magnetic». Альбом вызвал крайне неоднозначную реакцию у поклонников команды. В частности, многие высказывали серьезные претензии к качеству записи, и даже была создана инициативная группа, которая собирает через Интернет подписи под требованием, чтобы диск был заново сведен. Как мне кажется, проблема этого релиза заключается в том, что он записан на предельном уровне громкости (так называемая запись «под ноль»), а на этапе мастеринга был, очевидно, сознательно, допущен переуровень, что выразилось в явном клиппировании, заметном по срезанным «вершкам», если загрузить любой из треков в звуковой редактор. Лично мне понятно, какого эффекта добивался звукорежиссер. Но проблема в том, что многие старые проигрыватели (как CD, так и DVD) такие фонограммы корректно воспроизводить не в состоянии — к сознательно внесенным искажениям добавляется крайне неприятная на слух цифровая «грязь». Вот и решил послушать, как «переварят» эту проблемную запись участники обзора. Замечу сразу, что референсный источник эту проблемную запись воспроизводит более-менее нормально — не скажу, что она звучит очень уж привлекательно, но замысел создателей передается адекватно.

ПО ПОВОДУ ЗОННОЙ ЗАЩИТЫ

Тем, кто смотрит только отечественные лицензионные записи (зона 5) и пиратку (зона 0), должно быть неинтересно, активна в их проигрывателях региональная защита или нет. Но среди наших читателей есть серьезные киноманы, иногда привозящие фильмы из-за границы, на которых могут стоять зоны 1 или 2. Честно говоря, не понимаю, какой ущерб это может нанести финансовому положению Голливуда? Разве только он сам клепает у нас контрафакт? Так вот, безродным космополитам, к числу которых и сам отношусь, необходим проигрыватель со снятыми региональными ограничениями. У некоторых аппаратов, которые продаются с активной защитой, ее можно отключить с «родного» пульта ДУ, надо лишь знать «волшебный» код. Спросите его у продавца, чтобы не тратить потом время на поиски в Интернете.

К сожалению, у некоторых брэндов защита снимается только аппаратно — способные на это умельцы у нас есть, но их услуги стоят денег. Вообще, мне не совсем ясна позиция российских представительств некоторых фирм — порой там просто не понимают, что, поставляя к нам проигрыватели с активной зонной защитой, они ограничивают свои продажи.

Особого внимания при покупке заслуживают плееры, у которых на задней панели установлен значок 2-й зоны. Кстати, это вовсе не означает, что аппарат «серый». Такое часто встречается у достаточно дорогих моделей, чьи продажи в нашей стране невелики, поэтому производитель не видит смысла делать для России отдельно варианты с 5-й зоной. Обычно такие плееры продаются с уже снятой защитой, но иногда в налаженном технологическом процессе случаются накладки, поэтому лучше перестраховаться — скажем, договориться с продавцом, что если у аппарата обнаружится региональная защита, то его заменят или раскодируют.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТРАНСКОДЕР, И КАКОЙ ОТ НЕГО МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕД?

Транскодер — это относительно несложное электронное устройство, обычно входящее в состав DVD-чипсета, которое преобразует ТВ-системы и тем самым обеспечивает совместимость проигрывателя с односистемными телевизорами. Например, видео, записанное в американской системе NTSC, переводится в европейскую PAL. Или наоборот. Преобразование обычно осуществляется самым примитивным образом: меняется кодировка цвета (что может сопровождаться искажением цветопередачи), а также пересчитывается число строк и частота кадров. В итоге появляются так называемые артефакты движения — плавные панорамы воспроизводятся прерывисто и т.д.

В России односистемные телевизоры — большая редкость, соответственно, и преобразователь ТВ-систем является чаще всего совершенно излишним. Поэтому лучше всего его отключать, переводя в положение AUTO или MULTI. Однако некоторые проигрыватели не дают такой возможности, предлагая только два положения транскодера — NTSC или PAL, поэтому, дабы избежать возникновения артефактов движения, придется следить, чтобы установленная в плеере ТВ-система соответствовала той, в которой записан диск. Согласитесь, это не очень удобно.

Некоторые аппараты не имеют положения транскодера MULTI, но переводят при этом сигнал NTSC не в «полный» PAL, а в PAL60, когда меняется только кодировка цвета, а число строк и частота кадров остаются нетронутыми. Такие транскодеры я называю «правильными», поскольку они не вносят артефактов движения. В последнее иные производители вообще отказываются от транскодера. На самом деле он, конечно же, есть, и никто не выковыривает его из микросхемы, просто он раз и навсегда устанавливается в положение MULTI и не может переключаться. Думаю, это правильно.

ЗАЧЕМ НУЖНА ПОЛОСКА «ЧЕРНЕЕ ЧЕРНОГО»?

(цитируется из публикации в №12/2003)

«Эта полоска на тестовой таблице нужна для того, чтобы точно настроить дисплей. Если DVD-проигрыватель не способен пропустить сигнал «чернее черного», настроить дисплей с его помощью будет довольно проблематично. У многих дорогих DVD-источников (свыше $1000) в паспорте особо оговаривается, что тракт аппарата этот сигнал передает.

Существует также прямая связь между способностью пропускать сигнал «чернее черного» и детальностью изображения в тенях. И вообще качеством картинки».

Источник: http://www.salonav.com/arch/2003/12/032-049.htm

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"