JAZZАЛЬБОМ
10/2008 Дмитрий УХОВ
Marc Copland
«Another Place»
Pirouet Records
Пианист Марк Копленд учился в одной школе с покойным саксофонистом Майклом Бреккером, у них был ансамбль (в котором Копленд играл и на клавишных, и на саксофоне). К этому ансамблю на одно лето, во время каникул, даже присоединился старший брат Майкла — трубач Рэнди, к тому времени уже студент старших курсов колледжа.
И Копленд тоже поначалу играл примерно такой же «металлический бибоп», как и братья Бреккер. Но в середине 70-х под влиянием Билла Эванса окончательно перешел на фортепьяно и резко повернул в сторону интроспективной негромкой лирики (хотя записал всего один альбом баллад — для швейцарского Hat Art). Но время джаза к тому моменту уже прошло, и талантливейший пианист так и остался (похоже, уже навсегда) в тени. Хотя своим учителем его считают такие разные музыканты, как Билл Каррозерс и Брэд Мелдау. Есть что-то многозначительное в названии его альбома «Another Place» («Другое место») — потому что записан он в Мюнхене по соседству со штаб-квартирой компании ЕСM. Но никакого отношения к ЕСМ альбом Копленда не имеет. Как медленно, но верно внедряется в фортепьянную фактуру своей композиции «River bend» («Излучина реки») Аберкромби, как деликатно остается на втором плане сам автор другой — «Темной лошадки» — контрабасист Дру Гресс! И как почти независимые друг от друга линии всех импровизаторов (и аккомпанемент опытного барабанщика Билли Харта) элегантно дополняют друг друга! Музыканты «кул-джаза» 50-х годов не поверили бы, что это почти спонтанные импровизации, а не сделанные композиции!
Evan Parker
«Boustrophedon»
Transatlantic Art Ensemble
ECM
Записанный четыре года назад тем же «Трансатлантическим джаз-ансамблем», который был составлен специально для увековечивания композиторских опытов афроамериканца Роскоу Митчелла (саксофониста из Art Ensemble of Chicago), запись его британского коллеги Ивэна Паркера (и тот и другой участвуют в обоих проектах) «вылежала» четыре года. Может быть, владелец ЕСМ выжидал из-за того, что композиция «Boustrophedon (In Six Furrows)», то есть «Бустрофедон — в шести бороздах», ничем не напоминает электроакустический фри-джаз предыдущих проектов британского саксофониста. И продюсер решил развести их хотя бы во времени.
«Трансатлантический джаз-ансамбль» — фактически джаз-оркестр со струнной группой вместо медных духовых, саксофоны — одна труба Кори Уилкеса из The Note Factory Митчелла, остальные — сборная британского джаз-авангарда.
Как и Дюк Эллингтон, Ивэн Паркер мастерски выбирает для своих задач солистов-импровизаторов (например, кларнетиста Джона Рэйнджкрофта), не говоря уже о той роли, которую играет блестящий пианист Крейг Тэйборн и оба «лидера» коллектива (в большом ансамбле нельзя обойтись без дирижера, и Роскоу Митчелл явно иногда заменяет Паркера). Если бы наше легендарное трио Ганелина было бы не тройкой, а большим оркестром, то результат, наверное, мог оказаться примерно таким же. Тем более что продюсерская работа — феноменальная: слышно буквально каждую ноту всех четырнадцати оркестрантов.
S.M.V.
«Thunder»
Heads Up
S. M.V. — это Стэнли (Кларк), Маркус (Миллер) и Виктор (Вутен). Но — вопреки названию «Гром» — это не столько забойный фанк, сколько…просто хорошая музыка. Никакого самолюбования своей техникой — слэпом Миллера или флажолетами Вутена, виртуозными соло Кларка (без импровизаций которого в ансамблях Чика Кориа не было бы легендарного Жако Пасториуса, превратившего бас-гитару в сольный инструмент). Но, соответственно, стать настоящим мастером бас-гитары ничуть не проще, чем скрипачом или кларнетистом. Не случайно многие бас-гитаристы знают и умеют гораздо больше, чем обычно от них ждут. Более того: все трое не только не щеголяют виртуозностью, наоборот — не изображают при помощи своих инструментов чего-то такого, что бас-гитаре от природы не свойственно. И даже не берутся за основополагающую классику бас-гитары — «School Days» Кларка. На ударных у них играют ударники. На клавишных — клавишники: Чик Кориа и Джордж Дюк. А когда надо звучат и акустические контрабасы (которые по-английски для точности даже называют «бас-скрипками»). В трех бас-гитарах, конечно, есть нечто нарочитое (как и в трех контрабасах в «Супер-басе 2» Рэя Брауна, который выпускала, между прочим, фирма Telarc — головное предприятие лейбла Heads Up). И когда Маркус Миллер переходит с бас-гитары на бас-кларнет в своей выдающейся композиции «Tutu» (которую он сочинил в свое время для Майлза Дэйвиса), исполнение триумвирата S.M.V. звучит убедительнее любого другого.
Диски предоставлены магазинами «Пурпурный Легион на Новокузнецкой» и «Дискорама-Пушкинская».
David Murray — Mal Waldron
«Silence»
Justin Time
Дуэтный диск афроамериканского пианиста Мэла Уолдрона и его соотечественника, саксофониста-бас-кларнетиста Дэйвила Меррея, который был записан почти за год до смерти Уолдрона (2 декабря 2002 года в Брюсселе, где он жил в последние годы). Меррей обосновался по соседству во Франции и, как известно, сочинил джазовую оперу по биографии Пушкина, приезжал к нам в надежде найти спонсоров для постановки оперы в России. Спонсоров, как и следовало ожидать, не нашел, но зато пару раз выступил в центре «Дом». Странно, что при всей своей деловой активности бывший член авангардного World Saxophone Quartet так долго не занимался изданием этой явно очень престижной для себя записи. Ведь Уолдрон как-никак классик, в свое время успевший поработать с самой Билли Холидей, а потом занявшийся новым джазом. Хотя саксофонист до этой встречи успел глубоко погрузиться в афроамериканскую историю, в дуэте они нашли золотую середину. Заглавная «Silence» («Молчание», «Тишина») поражает не звуковым безмолвием, а неожиданно нервной оживленностью. Две баллады (в т.ч. от Дюка Эллингтона) — наоборот, полным соответствием общепринятым лирическим стандартам. Но самый интригующий из всех шести треков — камерная интерпретация как бы электроджазовой композиции позднего Майлза Дэйвиса «Jean Pierre», которая из неопримитивистской превращается в напоминание о, казалось бы, забытом обоими — и пианистом Уолдроном, и саксофонистом Меррем — «свободном джазе» 60-х.
Stanton Moore
«Emphasis! On Parenthesis»
Telarc
Новоорлеанский барабанщик Стэнтон Мур перепробовал в актуальном джазе, кажется, почти все: от джем-бэнда T.J. Kirk и собственного проекта Flyin' the Koop до легкого фанка — с группой Galactic и клезмерской псевдоэтники (New Orleans Klezmer All-Stars). Не будет большой ошибкой называть новый его проект органным power trio, а то термин «джем-бэнд», похоже, уже становится старомодным. Представьте классическое органное трио типа Джимми Смита, но не с органом, а более современными клавишными (Роберт Уолтер) и до предела электрифицированной гитарой (Уилл Бернард), и все разнообразие фанк-ритмов, которые только придут в голову. Альбом с неожиданно книжным титулом «Подчеркнуть в скобках» и в самом деле содержит одиннадцать названий, в каждом из которых обязательно есть какое-нибудь уточнение в скобках. Например, «(Просеянная) Африканская диаспора» или « (Понюхай, как пахнут) Мои особые ингредиенты» (явно намек на происхождение слова funk). Если можете представить, что за музыка скрывается под такими названиями, то поймете, что ураган «Катрина» не сломил новоорлеанцев. Особенно тех, кто играет современный фанк.
|