СИЛЬНОЕ ЗВЕНО

10/2008 Николай ЕФРЕМОВ

О красоте и жертвах

Акустические системы Audio Development Jolie

В последнее время нам приходится тестировать много «дизайнерской» акустики — мода на броские интерьеры с плоскопанельными телевизорами требует и соответствующего акустического оформления. И относятся к таким изделиям примерно так же, как к женщинам: «Она же такая красивая, зачем ей вообще что-то уметь?»

Вообще говоря, термин «дизайнерская» несколько условен — над обликом любых колонок, даже самых дешевых, работают специалисты по техническому дизайну. Как правило, так называют акустику, при проектировании которой основная ставка делалась на экстравагантный внешний вид, а о звуковых свойствах заботились по остаточному принципу. Честно скажу, писать о такой не интересно.

И к Jolie я поначалу отнесся с предубеждением — ну чего, спрашивается, можно ожидать от узких башен цвета Ferrari? Потом узнал, что Audio Development далеко не новичок в сфере аудио, ее автомобильная акустика высоко ценится самыми крутыми установщиками во всем мире. Компания итальянская, поэтому и с дизайном все стало ясно — по-другому, т.е. как все, они просто не могут. Окончательно сомнения рассеялись после первых же минут прослушивания, но об этом чуть позже.

Сначала рассмотрим повнимательнее конструкцию этих АС, она этого явно заслуживает. Начнем с того, что основная масса излучателей здесь сосредоточена сзади, с тем расчетом, чтобы к слушателю приходила не прямая, а отраженная от стены волна. На тыльной плоскости установлен твитер, мидбасовый и низкочастотный драйверы и шесть пассивных излучателей, т.е. головок без звуковых катушек и магнитной системы. Наши постоянные читатели знают, что такое акустическое оформление сочетает преимущества фазоинвертора и закрытого ящика, т.е. возможность получить при том же объеме корпуса более низкий бас и с хорошими скоростными характеристиками. Впрочем, фазоинвертор здесь тоже есть — на фото колонки в разрезе видна длинная труба, установленная вертикально вдоль передней стенки. Он явно настроен на какую-то сверхнизкую частоту, но для чего, не очень понятно. Сама же компания о технических подробностях умалчивает, даже на сайте выложено лишь краткое описание на итальянском языке. Но ничего, кое-что удалось выяснить по ходу измерений, что-то можно увидеть на том же фото. Например, кроссоверы с огромными пленочными конденсаторами и катушкой «на воздухе» и звукопоглощающую панель на боковой стенке. Скорее всего, на другой стенке она тоже имеется. На зауженной лицевой панели лишь два среднечастотника и твитер с тканевым куполом, расположенные по принципу Д’Апполито. Для защититы от заднего излучения низкочастотного звена они помещены в герметичный бокс.

Невероятно тяжелая (более 20 кг) конструкция установлена на хромированных скобах. Диффузоры спереди прикрыты полупрозрачными решетками, сзади — грилем из серебристой пластмассы. Стандартная отделка — красный, черный и белый рояльный лак, но покупатель может заказать и любой другой цвет по собственному усмотрению.

Клемм всего две, и утоплены они в фальшпанель настолько, что подключить к ним можно только «бананы» — ни «лопатки», ни голый провод, ни спайки не подходят. Вот эта жертва мне показалась совершенно неоправданной, ведь «бананы» официально запрещены во многих странах, и кабели с такими наконечниками не выпускаются.

Ничего, подключаемся «на спичках», нам не впервой. Как только начинается музыка, скепсис и раздражение рассеиваются без следа. Полное ощущение, что играют не узкие башенки, а колонки с 12-дюймовыми низкочастотниками. Бас действительно низкий и энергичный, с колоссальным драйвом. Внешность Jolie обманчива — за вызывающей гламурностью кроется характер необузданного рокера. Они без заметной компрессии и искажений отыгрывают гитарные риффы и удары барабана на совершенно нереальной громкости, когда в комнате уже начинают вибрировать оконные стекла. Верхний регистр чист и в меру агрессивен — титановые пищалки слух, по крайней мере, не режут.

Интересно, как они строят сцену на камерных произведениях? Обычно сцена, формируемая отраженным звуком, весьма условна. Здесь тоже заметны некоторые погрешности — смещение источников с их обычных позиций, заметное приближение заднего плана — но в целом пространство передается очень убедительно. Сцена имеет очень четкие границы, и в их пределах царит полный порядок. Инструменты не привязаны к колонкам, а располагаются между ними и даже выходят за них справа и слева. Обычные АС прямого излучения на такое просто не способны. И второе — инструменты, например скрипка или концертный рояль, не только передаются в правильном масштабе, но и четко позиционируются по ширине и глубине сцены.

Эффект трехмерной картины в значительной степени зависит от положения колонок относительно задней и боковых стен. Здесь приходится искать компромисс между количеством баса (чем ближе стены, тем его больше) и точностью передачи пространства. У меня лучший результат получился при 45 см до задней и более 3 м до боковых стен комнаты. Ковер на задней стене заметно глушит средние частоты и ухудшает стереопанораму. Да, колонки немного капризные в установке, но повозиться с ними стоит. l

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA, 1996.
  • 2. Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997.
  • 3. The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clatity Recordings, 1999.

КОМПОНЕНТЫ

  • Универсальный проигрыватель NAD M5 (54600 руб.).
  • Интегральный усилитель NAD M3 (92820 руб.).
  • Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (455).
  • Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

Характеристики Audio Development Jolie

  • Конфигурация 12 излучателей, 3 полосы
  • Акустическое оформление пассивный радиатор, фазоинвертор
  • Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 45 — 20000*
  • Чувствительность, дБ/м @ 2,83 В 86*
  • Номинальное сопротивление, Ом 4
  • Частота раздела полос, Гц 350/2800*
  • Долговременная подводимая мощность, Вт 150
  • Габариты с основанием, мм 1255 х 340 х 230
  • Отделка цветная эмаль по желанию заказчика
  • Цена за пару, € 14999
  • * Измеренные значения.

основная масса излучателей здесь сосредоточена сзади, с тем расчетом, чтобы к слушателю приходила не прямая, а отраженная от стены волна

Зависимость модуля Z от частоты Audio Development Jolie

Сразу видно, что над системами работали не только дизайнеры, но и опытные инженеры. Абсолютно ровный импеданс свидетельствует о применении сложных разделительных фильтров с фазовыравнивающими цепями. Соответственно, и фазовая характеристика очень ровная, т.е. реактивная составляющая нагрузки усилителя минимальна. Он, по сути, будет работать на обычный резистор, поэтому проблем с устойчивостью или передачей резких фронтов сигнала не будет.

Частота настройки системы — 38 Гц, что обещает довольно глубокий бас. Номинальное сопротивление довольно низкое, 3 Ом, но в диапазоне частот 300 Гц 20 кГц оно меняется в пределах 4 — 5 Ом. Так что для совместной работы с можно рекомендовать любой усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Зубец на 140 Гц свидетельствует о наличии «органного» резонанса внутри узкого и высокого корпуса.

Амплитудно-частотная характеристика Audio Development Jolie

В принципе, снять АЧХ системы, работающей на отражение, довольно сложно. Мы установили колонку в соответствии с рекомендациями производителя, а микрофон — примерно в двух метрах от ее передней грани. Несмотря на то, что низкочастотники работают «в стену», их отдача оказалась примерно на 2 дБ выше, чем у фронтального СЧ/ВЧ-звена. На стыке полос виден провал, обусловленный фазовым взаимодействием звуковых волн. Он может быть заметен на слух, особенно на женском вокале. Пищалка имеет горб на 17 кГц в +3 дБ с последующим спадом на более высоких частотах. Очевидно, именно поэтому в инструкции не советуют направлять колонки непосредственно на точку прослушивания.

Больше поводов для критики нет — неравномерность в остальном диапазоне частот не превышает ±2дБ, что редко встречается у дизайнерской акустики. Еще один плюс — потрясающе широкая дисперсия — при отклонениях от оси на 30 и 50 град. (зеленая и красная кривые) АЧХ имеет спад лишь после 12 кГц. При правильной установке АС можно добиться выдающихся пространственных характеристик.

Слева (черная кривая) показан вклад пассивных радиаторов. Пик их отдачи приходится на 30 Гц, поэтому даже при столь скромном калибре НЧ-драйверов бас может быть очень глубоким. Средняя чувствительность не превышает 86 дБ, поэтому для качественного озвучивания комнаты средних размеров понадобится усилитель мощностью не менее 100 Вт на канал.

внешность Jolie обманчива — за вызывающей гламурностью кроется характер необузданного рокера

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"