СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

10/2008 Николай ЕФРЕМОВ

AM/FM-тюнер NAD M4 43680 руб.
SACD-проигрыватель NAD M5 54600 руб.
Интегральный усилитель NAD M3 92820 руб.

Мастер-класс

Редко удается послушать полную систему, составленную из компонентов одной линейки. Тем более линейки топовой, в которую вложены весь опыт и знания специалистов с мировым именем. Сегодня хороший повод это сделать — недавно серия The Masters Series британской компании NAD пополнилась еще одним источником — AM/FM-тюнером M4.

Все три компонента выполнены в едином стиле и, будучи поставленными друг на друга, образуют довольно внушительный и стильный комплекс. Хотя, конечно, лучше размещать их в специальной стойке — к чему лишние механические нагрузки? Электромагнитного взаимодействия можно не бояться, стальные экранирующие корпуса M-серии нейтрализуют все электромагнитные наводки.

Проигрыватель M5 имеет бескомпромиссную конструкцию, характерную для аудиофильских источников топ-класса. Он воспроизводит диски всех стандартов, оговоренных в «Красной Книге», двух- и многоканальные SACD, а также носители эконом-класса, mp3 и WMA. Тракты для сигналов PCM и DSD полностью разделены — от привода Sony с двумя лазерными головками до выходных каскадов и источников питания. Сигнал с компакт-дисков декодируется ЦАПами профессионального качества 24 бита/192 кГц, причем возможно воспроизведение и стандарта HDCD с расширенным динамическим диапазоном. После аналоговой фильтрации он поступает на мощные буферы, работающие в классе А и имеющие низкое выходное сопротивление. Такие же фирменные модули NAD установлены и в линейных каскадах усилителя M3, речь о котором пойдет ниже. Они имеют как балансные, так и «однотактные» выходы, которые на задней панели представлены, соответственно, разъемами XLR и RCA. Проигрыватель можно использовать и в качестве транспорта — для подключения внешнего ЦАПа имеется полный набор интерфейсов: коаксиальный, оптический и балансный (AES/EBU).

Сигнал с SACD подается на выходы только в аналоговом виде, как в стереорежиме, так и в формате 5.1. В басовом канале предусмотрена регулировка частоты среза и перестройка крутизны фильтров 12/24 дБ/окт. Настройка многоканальной системы заметно облегчается благодаря экранным меню, которые выводятся на внешний монитор как по композитному выходу, так и по S-video. При особо ответственном прослушивании видеотракт может быть полностью отключен.

Очень неплохим альтернативным источником в аудиосистеме может стать AM/FM-тюнер с внешней антенной. Качество некоторых передач очень высокое, да и контент почти бесплатный. Почти — потому что в нагрузку к музыке дается некоторое количество рекламы, но ее все же не так много, как на ТВ. Специалисты NAD создавали тюнер M4 для требовательных меломанов, не желающих связываться с физическими носителями. Конечно, в Англии и станций больше, и репертуар у них несколько иной, но и у нас есть что послушать. Жаль, что тракт тюнера, предназначенный для приема DAB (Digital Audio Broadcasting), у нас не пригодится — такого вещания в России нет и пока не предвидится. Зато все преимущества FM будут реализованы в полной мере — в M4 используется цифровой синтезатор частот с шагом 0,0125 МГц и кварцевой стабилизацией. Рекордное отношение сигнал/шум (72 дБ моно, 65 дБ стерео) получено за счет применения на входе полевых транзисторов, а в каскадах ПЧ — керамических фильтров высокой добротности. Тюнер может запомнить частоты до 40 станций в диапазонах AM и FM, а также принимать данные RDS и Radio Text.

С усилителем NAD M3 мы уже знакомы (http://www.salonav.com/arch/2007/02/054-057.html), но некоторые его особенности стоит перечислить еще раз. Идеологию сформулировал Бьерн Эрик Эдвардсен, директор NAD по техническому развитию — аппарат должен оказывать на входной сигнал минимальное влияние, помимо его усиления по амплитуде (в предварительных каскадах) и мощности (в выходных). Поэтому системы контроля и управления полностью отделены от звукового тракта — дисплей, процессор, а также цифровые схемы регуляторов и коммутатора входов собраны на отдельных платах и питаются от собственного трансформатора. Все регулировки электронные — процессор управляет 15-вольтовыми ключами, коммутирующими прецизионные резистивные матрицы. Уровень громкости меняется в пределах 87,5 дБ с шагом 0,5 дБ, а глубина коррекции тембра Bass и Treble составляет ±5 дБ. Немного, но для тракта соответствующего класса вполне достаточно. Кстати, в усилителях High End Audio темброблок применяется крайне редко из-за сложности получения идентичных частотных и фазовых характеристик в обоих каналах. Цифровые же технологии позволяют изящно решить эти проблемы, а при правильной реализации не вносят дополнительных помех. Помимо регулировок по НЧ и ВЧ, в усилителе предусмотрена коррекция Spectrum Tilt, меняющая общий тональный баланс. И еще одна полезная вещь — режим biamping, в котором на выход PreOut 1 сигнал подается через фильтр нижних частот с частотой среза 40, 60, 80 или 100 Гц для разгрузки основной акустики. Если при этом к PreOut 2 подключить активный сабвуфер, получится оптимально согласованная система 2.1.

Селектор входов коммутирует семь источников, в т.ч. один балансный. Предусмотрен разрыв между предварительной и оконечной секциями, в штатном режиме замкнутый перемычкой. Сюда можно врезать дополнительный блок коррекции или развести сигнал на несколько внешних оконечников.

Усилитель собран на фрезерованном шасси, между элементами которого проложен вибропоглотитель. Здесь используется принцип «двойное моно», т.е. каждый канал питается от собственного трансформатора. В предварительном тракте применяются полевые транзисторы, а для разгона сигнала по амплитуде — модули «Class A Line Driver». На выходе — мощные биполярные транзисторы, способные отдать в нагрузку ток до 50 А. В комплекте усилителя два пульта ДУ: полноразмерный M3 дает доступ ко всем режимам и настройкам, а второй, ZR3 — облегченный, предназначен для работы со второй озвучиваемой зоной.

После часового прогрева начинаем слушать, подключив проигрыватель балансными кабелями, а тюнер — обычными, RCA (выходов XLR у него нет). Прекрасно помню, как усилитель звучал с другим источником, и на этот раз пришел к выводу, что M5 и M3 действительно созданы друг для друга, и разлучать их не стоит. Мощь и огромный динамический запас усилителя дополняется деликатностью и точностью проигрывателя. На диске [1], записанном в формате HDCD, стали слышны детали, ранее ускользавшие от слуха — скрип пюпитров, шорох одежды и даже дыхание музыкантов. Полное впечатление, что звуковая картина придвинута к самому носу, и ее любой фрагмент прекрасно различим. При этом не страдает глубина сцены, она уходит далеко за линию колонок. Которые, кстати, должны стоять на расстоянии не менее метра от задней стены, иначе задние планы смешаются между собой. Нижний регистр дает масштаб, представление о размере зала. Было бы интересно подключить к этому комплекту акустику с 12 — 15-дюймовыми басовиками, они бы создали мощное движение воздуха, и эффект присутствия стал бы полным. Верхний диапазон чистый, прозрачный, но, на мой взгляд, слишком нейтральный. Чувствуется, что он вылизан и выверен словно по линейке, а вот искры, серебра маловато. Правда, при этом мы не рискуем получить лишнюю жесткость на записях не очень высокого качества.

Да и тональный баланс не кажется нарушенным — на очень грамотно оцифрованной мастер-ленте 1969 г. [2] аналоговый шум имеет тот же спектр, что и при воспроизведении на студийном магнитофоне. Проигрыватель оставляет много воздуха, что особенно чувствуется при балансном подключении хорошим кабелем. На запредельной громкости ощущается компрессия, это включается Soft Clipping, система, не позволяющая спалить колонки в пылу веселья.

Любопытный эффект происходит при переходе на SACD [3] — верхний диапазон становится намного живее, а панорама как бы отодвигается от слушателя, сохраняя перспективу. Не скажу, что тембральное разрешение заметно повышается, но это говорит лишь о высоком качестве тракта PCM.

Теперь пора выходить в эфир. Тюнер строится быстро и точно, хотя ловит много «двойников» на боковых частотах. От них легко избавиться при записи станций в пресеты. Прием уверенный даже в городских условиях с двухметровым диполем в качестве антенны. Шумов действительно мало, и звук при этом не кажется задавленным, как это часто бывает. Лучшие с точки зрения качества звучания программы во время тестирования транслировались по Radio Classic, Radio Jazz и Relax FM. Приличный динамический диапазон, довольно чистый верх и отличное разделение каналов. Если бы не рекламные вставки, можно было бы подумать, что работает mp3-плеер с высоким битрейтом. l

проигрыватель можно использовать и в качестве транспорта — для подключения внешнего ЦАПа имеется полный набор интерфейсов: коаксиальный, оптический и балансный

помимо регулировок по НЧ и ВЧ, в усилителе предусмотрена коррекция Spectrum Tilt, меняющая общий тональный баланс

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов.
  • 2. The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1986. Очень разные по звучанию композиции с прекрасным раскладом вокала и инструментов. При всей эмоциональной насыщенности диск оставляет ощущение невероятной легкости.
  • 3. Elton John, «Goodbye Yellow Brick Road». Multichannel SACD, Sony 2003. Качественная реставрация старого альбома, звучит вполне адекватно оригиналу.

КОМПОНЕНТЫ

  • SACD-проигрыватель NAD M5 (54600 руб.).
  • FM/AM-тюнер NAD M4 (43680 руб.).
  • Интегральный усилитель NAD M3 (92820 руб.).
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
  • Кабели
  • - RCA — Accuphase Super Refined SL10-G ($580).
  • - XLR — Linn Silver Interconnect ($550).
  • - акустический — Legacy TL Speaker ($1030).
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

Заявленные характеристики усилителя NAD M3

  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (+0/-0,3 дБ) 3 — 70000
  • Чувствительность, мВ
  • - с линейных входов 446
  • - с входа усилителя мощности 1380
  • Отношение сигнал/шум, дБ
  • - А-взвешенное, по отношению к 1 Вт -107
  • - по отношению к номинальной мощности -130
  • Глубина регулировки тембра, дБ
  • - Bass ±5
  • - Treble ±5
  • - Spectral Tilt ±3
  • Продолжительная выходная мощность (на нагрузке 4/8 Ом), Вт 2 х 180
  • Динамическая выходная мощность (IHF), Вт
  • - на 8 Ом 280
  • - на 4 Ом 480
  • - на 2 Ом 785
  • Коэффициент гармоник при номинальной мощности (20 — 20000 Гц), % 0,04
  • Коэффициент интермодуляционных искажений (20 — 20000 Гц), % 0,05
  • Демпинг-фактор (8 Ом, 50 Гц) > 150
  • Габариты, мм 435 х 386 х 135
  • Масса, кг 23,5

7 РАЗ ОТМЕРЬ (измерения)

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"