СИЛЬНОЕ ЗВЕНО

#09/2008 Антон КОЛОМИЙЦЕВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Активные акустические системы
Klipsch Icon XF-48

Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений.

Википедия

Философия — великая вещь, особенно если речь идет о проектировании акустики. За более чем 60-летнюю историю американская Klipsch создала огромное количество моделей, и во всех них, даже выпущенных в последние годы, прослеживается звуковая идеология, заложенная еще Полом Клипшем. При этом она не стала догмой — компания умело сочетает многолетний опыт с использованием новых идей, технологий и материалов.

Колонки, которые мы сегодня будем слушать, являются своего рода квинтэссенцией технической мысли. Начнем с того, что они активные, причем для каждой полосы предусмотрен собственный усилитель. Такой принцип является наиболее логичным при создании «идеальных» АС, и именно поэтому он лежит в основе большинства студийных мониторов. Во-первых, здесь отпадает необходимость в дорогих акустических кабелях и пассивных кроссоверах, вносящих потери и искажения, в т.ч. и фазовые, ухудшающие пространственные характеристики. Плюс второй — параметры каждого из полосных усилителей можно идеально подогнать под конкретный излучатель. Так, в Icon XF-48 мидбасовые драйверы раскачиваются оконечником класса D, как в обычном активном сабвуфере, а твитер — традиционным АВ-усилителем. Суммарная мощность тракта — 110 Вт RMS, или 200 Вт в пике, чего с избытком даже для большой комнаты. Плюс третий — полосы делятся на входе усилителей активными фильтрами, порядок которых без ущерба для звучания может быть практически любым. А чем больше крутизна среза, тем точнее удается состыковать излучатели и тем самым свести интерференцию к минимуму (что мы и видим в рубрике «7 раз отмерь»). И, разумеется, таким колонкам не нужен внешний усилитель, их можно подключать к любому преду или процессору с регулируемым выходом. В последнем случае ассортимент настроек и регулировок значительно расширяется. Icon XF-48 предусматривает также подключение через высокоуровневый вход, коммутация осуществляется тумблером на задней панели.

Теперь об акустическом оформлении. Известно, что с точки зрения динамических характеристик лучшим является «закрытый ящик», но для получения низкого баса требуется корпус сравнительно большого объема. Фазоинвертор позволяет сократить габариты, но затягивает резкие фронты сигнала, а воздух в трубе дает посторонние призвуки, особенно заметные на больших уровнях. Но есть и промежуточный вариант, т.н. пассивный радиатор, который и используется в нашем случае. Помимо двух мидбасовых излучателей и твитера, на передней панели установлены еще две овальные головки. У них нет звуковых катушек и магнитов, зато имеются жесткие плоские диффузоры с гибким подвесом. Колеблясь в противофазе с активными драйверами, они снижают упругость воздуха внутри корпуса, что эквивалентно увеличению его объема. При этом система остается герметичной, и никакой турбулентности не возникает.

Мидбасы, разработанные специально для серии Icon, имеют диффузоры диаметром 5,25 дюйма (133 мм). Фибергласс, а проще говоря, стекловолокно, из которого они изготовлены, отличается малой изгибной деформацией и эффективно демпфирует возникающие при колебаниях внутренние резонансы.

Пищалка представляет собой 3/4-дюймовый компрессионный драйвер, нагруженный на рупор Tractrix. Это как раз и есть традиционное для Klipsh решение, а развитие темы в том, что диаграмма направленности была значительно (заявленное значение 80 град.) расширена за счет «лепестков» на внутренней поверхности. Конструкция стала настоящей гордостью фирмы и даже была зарегистрирована под собственной торговой маркой XT™.

Что касается вертикальной дисперсии, то с ней тоже все в порядке за счет расположения излучателей в соответствии с известным принципом д’Апполито.

Корпус изготовлен из алюминия довольно причудливого профиля, благодаря чему он имеет повышенную жесткость и вибрационную инертность. Предельно узкая лицевая панель — не только дань современному форм-фактору slim tower, но и оправдана с акустической точки зрения — за счет этого радикально снижаются отражения звуковых волн, из-за которых возникают провалы на частотной характеристике.

По стилю Icon XF-48 идеально подходят к современным ЖК и плазменным телевизорам в модном черном оформлении.

Изящный корпус с декоративными элементами из полированного пластика крепится на круглом основании, для более эффективной развязки от пола в комплекте имеются шипы. На задней панели находится клавиша питания, сетевой ввод, а также входы (гнездо RCA и акустические клеммы) и их переключатель. Активное состояние индицируется синим светодиодом в низу лицевой панели, предусмотрено автоматическое включение при появлении сигнала на любом из входов. Грили съемные, на магнитах.

Я подключил колонки полутораметровыми межблочниками к выходу предварительной секции Bryston B60R, предварительно сняв перемычки. Четырехчасового прогрева оказалось достаточно, за это время звук стал несколько мягче и комфортнее. На первой же записи [1] проявился характерный почерк XF-48 — на редкость информативная середина, хорошая динамика и достаточно глубокий, хотя и не всегда должным образом проработанный нижний регистр. Но эта «недоработка» чувствуется лишь на фоне той же середины и верха, где придраться решительно не к чему, если же сравнивать наших испытуемых с другими АС примерно той же цены, то и бас покажется вполне приемлемым. Особенно если не ставить их близко к стене — несмотря на отсутствие фазоинвертора, низ теряет в разборчивости. В целом атмосфера большого зала передается правильно, динамической мощности вполне достаточно для передачи довольно резких контрастов.

Над пищалками разработчики тоже колдовали не зря — несмотря на наличие титанового купола, они звучат достаточно мягко. Диаграмма направленности вне конкуренции: вы можете ходить по комнате перед колонками, а звуковая сцена останется практически неизменной. Находясь же в оптимальной зоне прослушивания, можно услышать несколько планов в глубину и в полной мере оценить четкость локализацию источников.

Понравилась и точность передачи тембров, такой может похвастать лишь гораздо более дорогая акустика. Три акустические гитары, звучащие в едином ритме [2], четко разделяются на слух, благодаря чему создается довольно убедительная иллюзия живого исполнения. Правда, женский вокал [3] имеет легкую рупорную окраску, которая, кстати, менее заметна, если на колонки надеть штатные грили. Обилие перкуссий и струнных буквально зачаровывает — каждый из инструментов отчетливо фиксируется сознанием, и ни один не дисгармонирует с общей картиной.

Музыка, сложная с точки зрения спектра и ритма [4], производит сильное впечатление отсутствием «каши» в самом информативном диапазоне и голографичностью пространственных эффектов, но в нижнем регистре — что чуть раньше было заметно на симфонической музыке — разборчивость несколько снижается.

Итак, что же у нас в сухом остатке? Безусловно, акустика Icon XF-48 спроектирована опытными специалистами. Красивый корпус идеально задемпфирован и абсолютно инертен, рупор Tractrix XT™ заметно расширяет диаграмму направленности. Мидбасовые драйверы свободны от интермодуляционных искажений, благодаря чему колонки могут похвастать образцовой тембральной точностью — это и есть основа философии Klipsch, о которой я говорил в самом начале. Стоит лишь немного поэкспериментировать с их установкой в конкретном окружении, и можно добиться внятного и глубокого баса, но в домашнем кинотеатре без сабвуфера не обойтись. Кстати, в последнем случае XF-48 позволят сэкономить два канала усиления, что даст возможность построить конфигурацию 7.1 с классическим пятиканальным ресивером. l

  • КОМПОНЕНТЫ
  • Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
  • Интегральный стереоусилитель Bryston B60R ($3050).
  • Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
  • Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455).
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

предельно узкая лицевая панель — не только дань современному форм-фактору slim tower, но и оправдана с акустической точки зрения

  • МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
  • 1. «Tutti! Orchestral Sampler».
  • 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
  • 2. The Hot Club of San Francisco,
  • «The Lady in Red».
  • Clatity Recordings, 1999.
  • 3. Dream Theater, «Falling Into Infinity». Warner, 1997.
  • 4. Kassandra Wilson, «Travelling Miles». Blue Note, 1999.

диаграмма направленности вне конкуренции: вы можете ходить по комнате перед колонками, а звуковая сцена останется практически неизменной

  • Паспортные характеристики Klipsch Icon XF-48
  • Конфигурация 3 излучателя, 2 полосы
  • Акустическое оформление пассивный радиатор
  • Диапазон воспроизводимых частот (+/-3 дБ), Гц 33 — 23000
  • Мощность, Вт
  • - долговременная 150
  • - пиковая 600
  • Мощность встроенного усилителя, Вт
  • - номинальная 110
  • - пиковая 200
  • Частота раздела полос, Гц 2300
  • Габариты, мм 850 х 169 х 175
  • Масса, кг 10,5
  • Цена за пару, руб. 65000

Амплитудно-частотная характеристика Klipsch Icon XF-48

Грамотно спроектированная и реализованная конструкция имеет идеальную АЧХ. В диапазоне 55 Гц — 16 кГц кривая имеет отклонения, не превышающие ±2 дБ. Даже провал на 2 кГц, возникающий из-за фазового взаимодействия драйверов вблизи частоты раздела, совсем невелик. Твитер дает небольшой (3 дБ) подъем на краю аудиодиапазона, но он может быть полезен в переглушенной комнате. Если акцент на ВЧ нежелателен, его легко устранить легким разворотом колонок внутрь.

Благодаря новой конструкции рупора с акустическими линзами у Icon XF-48 великолепная дисперсия — АЧХ, снятые на акустической оси (синяя кривая ) и при отклонении от нее на 30 и 50 град. (зеленая и красная), абсолютно идентичны, с увеличением угла лишь плавно падает отдача пищалки. Так что от этих АС можно ожидать четкой звуковой сцены и широкой зоны стереоэффекта.

Чувствительность активной акустики зависит в основном от усилителя и, как правило, в паспорте не указывается. При подаче на вход сигнала 440 мВ (номинальное значение) Icon XF-48 развивают среднее звуковое давление 92 дБ/м, так что для совместной работы с ними подойдет любой предусилитель или театральный процессор.

Пассивные радиаторы настроены на 42 Гц, поэтому и с басом у этих АС проблем не будет. Поскольку фазоинвертора как такового здесь нет, отсутствуют и турбулентные призвуки.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"