СИЛЬНОЕ ЗВЕНО

#09/2008 Николай ЕФРЕМОВ

Оркестр по заказу

Акустические системы Heco Statement

«Пластмассовый мир победил», — пел Егор Летов еще 20 лет назад, а сейчас его слова можно вынести эпиграфом к любому тесту бюджетной техники. Ценовая конкуренция заставляет производителей применять самые дешевые технологии и материалы. К сожалению, вынужден констатировать, что сегодня массовый продукт по определению не может быть хорошим.

Чем, на мой взгляд, и объясняется резко возросший интерес к винтажу — понимающие в звуке люди пытаются за относительно небольшие деньги найти «настоящую» вещь, на производстве которой не слишком экономили. Но это палка о двух концах, ведь старая техника преподносит самые неожиданные сюрпризы — со временем стареют материалы, высыхают конденсаторы, и с этим уже ничего не поделаешь.

На столь безрадостном фоне появление изделий, сравнимых по качеству исполнения со старым добрым хай-фаем — настоящее событие. К таковым я бы отнес выход немецкой акустики Heco Statement. Экстерьер у нее более чем впечатляющий: рост 1 м 23 см, вес 43 кг (!), три полосы, четыре головки. Отделка — серебро и рояльный лак — явно рассчитана на интерьеры в стиле модерн, но для любителей классической мебели я бы добавил один-два варианта в натуральном шпоне.

Корпус за счет дополнительных граней заужен спереди, и это грамотное решение — при несущественном уменьшении внутреннего объема радикально снижаются звуковые отражения от передней панели. Они становятся причиной интерференционного взаимодействия волн, из-за которого ухудшается равномерность частотной характеристики в среднем и верхнем диапазонах.

В то время как большинство производителей предпочитают суперэффективные магниты с добавками редкоземельных металлов (самарий, неодим), инженеры Heco вернулись в среднечастотных головках к классическому сплаву AlNiCo, который использовался еще в ранних, самых лучших драйверах Altec Lansing. Их сочетание с легкими бумажными диффузорами можно считать не только данью традициям, но и серьезной заявкой на красивую и информативную середину. Более того, головка установлена в отдельной камере с внешней панелью акустического сопротивления, что считается одним из вариантов открытого акустического оформления.

Восьмидюймовые низкочастотные драйверы тоже бумажные, но повышенной прочности. Они имеют литые корзины, кольцевой подвес, выдерживающий большие амплитуды сигнала, и звуковые катушки диаметром 32 мм с улучшенным теплоотводом. Они работают на три фазоинвертора, выведенные на заднюю панель. Такое количество портов позволило, во-первых, понизить частоту настройки системы (заявленная нижняя граница — 18 Гц, между прочим!) и устранить призвуки, возникающие при движении воздуха. Аэродинамические свойства портов также улучшены за счет жестких алюминиевых раструбов.

При изготовлении пищалки использовались нанотехнологии — ее дюймовый купол покрыт микроскопическими частицами, устраняющими резонансы на высоких частотах. Массивный фланец большого диаметра образует короткий рупор, который расширяет диаграмму направленности и выравнивает АЧХ.

Корпус изготовлен из МДФ и снабжен внутренними распорками для увеличения жесткости. Несколько слоев рояльного лака делают конструкцию абсолютно монолитной.

Коммутационная панель предусматривает трехпроводное подключение, имеются также дополнительные клеммы для перемычек (в комплекте), с помощью которых можно подкорректировать звучание в пределах 0 — +2 дБ по ВЧ и 0 — -2 дБ по СЧ.

Heco Statement комплектуются также чрезвычайно тяжелыми конусами и подпятниками — без них колонки весом 43 кг могут испортить пол.

Сразу же хочу заметить, что новые «Стэйтменты» обязательно нужно греть, хотя бы часа два, но на большой громкости. Я использую для этого один из дисков Dream Theater, там очень плотный спектр во всем частотном диапазоне. За время прогрева разминаются подвесы СЧ и НЧ-драйверов, в результате чего уходит тяжесть из нижней середины, она становится более внятной. Момент второй — колонки полностью раскроют свой потенциал только в большом помещении, в противном случае из-за возникновения стоячих волн они могут «заводиться» на нижней середине.

Избежав всех этих неприятностей, ставлю почти аналоговую (AAD) запись «Щелкунчика» [1], сделанную на «Мелодии». Легкое замешательство: музыка есть, а колонок словно и нет вовсе. Весь оркестр компактно сосредоточен в центре, а края сцены формируют атмосферу зала — там слышны лишь отражения и послезвучия. Получается как бы уменьшенная копия большого концертного зала, как и задумывал режиссер. Ощущается и глубина, отдельные инструменты, например, кастаньеты в «Испанском Танце» или треугольник в «Вальсе Цветов», уходят на полтора метра за линию АС. Скрипки просто великолепны, они очень естественны по тембру, в меру резкие, с характерной «канифолью». Единственный, пожалуй, повод для критики — не слишком высокая разборчивость в области верхнего баса, в этой области инструменты с похожим тембром могут не всегда четко различаться на слух.

Стив Тайрел, исполняющий классику американской эстрады в сопровождении оркестра [2], можно считать идеальным материалом для оценки музыкального баланса. Бас-гитара, рояль, саксофон и тарелки — мы можем оценить богатство звучания каждого из этих инструментов. Они не забивают друг друга, а составляют цельную, очень яркую картину, изобилующую деталями. Даже на предельной громкости колонки не требуют от усилителя чрезмерных усилий, индикатор перегрузки на нашем «Брайстоне» даже не мигает.

После этого я довольно внимательно прослушал сборник «NAIM Sampler», составленный из лучших композиций, записанных на NAIM Records. Недостатков, о которых стоило бы говорить, замечено не было, если не считать той же легкой невнятности в нижней середине. Трудных жанров для Heco Statement не существует, но особенно этой акустике удаются джазовые композиции — здесь она порадует яркими ударными, мощной медной группой и контрабасом с гармониками, уходящими в инфранизкую область.

Испытал АС и как фронтальные в системе домашнего кинотеатра. Это роскошный фронт, которому в большинстве случаев не требуется помощь сабвуфера. Удар акустика держит прекрасно, благодаря высокому разрешению и динамике она дает массу информации при любом уровне громкости. l

  • КОМПОНЕНТЫ
  • Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
  • Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
  • Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (€455).
  • Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

cочетание магнитов AlNiCo с легкими бумажными диффузорами — не только дань традициям, но и серьезная заявка на красивую и информативную середину

  • Заявленные характеристики
  • Heco Statement
  • Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
  • Акустическое оформление фазоинвертор
  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц 18 — 54000
  • Чувствительность, дБ/Вт/м 93
  • Сопротивление, Ом 4 — 8
  • Продолжительная подводимая мощность, Вт 300
  • Кратковременная подводимая мощность, Вт 500
  • Частоты раздела полос, Гц 400/3500
  • Габариты, мм 1230 х 298 х 435
  • Масса 1 шт., кг 43
  • Цена за пару, руб. 120000

колонки полностью раскроют свой потенциал только в большом помещении, в противном случае из-за возникновения стоячих волн они могут «заводиться» на нижней середине

  • МУЗЫКА
  • П.И.Чайковский, «Щелкунчик». Лондонский Симфонический оркестр п/у А. Превина. 2 CD Elite Classics, 2001.
  • Steve Tyrell, «Standard Time». Columbia, 2001.
  • «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003).
  • КИНО
  • «Терминатор-3. Бунт машин». Columbia Pictures/«Видеосервис», 2003.

трудных жанров для Heco Statement не существует, но особенно этой акустике удаются джазовые композиции

Среднечастотный громкоговоритель установлен в отсеке с ПАС — панелью акустического сопротивления. (в англоязычной литературе ее называют aperiodic membrane). Нагрузкой для диффузора является полупроницаемая преграда, в нашем случае — плотная ткань, зажатая между перфорированными панелями, которая гасит заднее излучение диффузора

Порты имеют алюминиевые раструбы с массивными фланцами. Они снижают краевой эффект, а большая суммарная площадь отверстий предотвращает возникновение турбулентности. Что мы и видим на нижнем графике

Создатели Heco Statement не поскупились на качественные клеммы WBT. Частотная коррекция осуществляется с помощью перемычек, это надежнее, чем переключателями

7 РАЗ ОТМЕРЬ

Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Heco Statement

Сразу видно, что конструкция АС не совсем обычна — пики импеданса на частотах раздела отсутствуют, по-видимому, благодаря введению дополнительных фазовыравнивающих звеньев. Задавлен и собственный резонанс НЧ-драйверов на 50 Гц. Результат виден на верхней кривой, показывающей изменение фазы сигнала во всем рабочем диапазоне. Она не превышает ±30 град., что говорит об очень малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала.

Номинальное сопротивление Statement — 4 Ом, оно же и минимальное. На высоких и средних частотах импеданс растет, что тоже облегчает жизнь усилителю.

Фазоинвертор настроен на 32 Гц, поэтому заявленная нижняя граница вполне реальна.

Амплитудно-частотная характеристика Heco Statement

Такая ровная АЧХ нам давно не встречалась — за исключением незначительных (-1,5 дБ) перепадов вблизи частот раздела, она словно вычерчена по линейке. И даже на высоких частотах, где из-за отражений неизбежно возникает интерференция, мы видим просто прямую линию. Тональный баланс таких АС должен быть безукоризненным.

Светло-голубым цветом показано действие коррекции: -2 дБ по СЧ и +2 дБ по ВЧ. Подъем на участке 5 — 20 кГц может оказаться полезным в комнате с обилием мягкой мебели, поглощающей высокие частоты. При отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. (соответственно, зеленая и красная кривая) АЧХ остается абсолютно линейной, а отдача твитера начинает падать после 8 кГц. Широкая диаграмма направленности позволяет получить хорошие пространственные характеристики — четкую локализацию источников, приличную глубину сцены и обширную зону стереоффекта.

Чувствительность выше средней, порядка 92 дБ, но учитывая, что колонки таких размеров должны работать в большом помещении, усилитель для них потребуется мощный, никак не менее 100 — 120 Вт на канал.

Фазоинверторы работают вплоть до 23 Гц (-3 дБ). Порты спроектированы грамотно — не имеют органных резонансов и не дают турбулентных призвуков.

весь оркестр компактно сосредоточен в центре, а края сцены формируют атмосферу зала — там слышны лишь отражения и послезвучия

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"