JAZZАЛЬБОМ

#08/2008 Дмитрий УХОВ

Brian Blade & the Fellowship Band

«Season of Changes»

Verve

Один из самых надежных барабанщиков конца XX — начала XXI века, Брайан Блейд прекрасно зарабатывает на жизнь, аккомпанируя таким суперзвездам рок-музыки, как Боб Дилан и Йони Митчелл (Joni Mitchell). Но по происхождению Блейд — из Луизианы, так что пройти мимо джаза он никак не мог. Выпустил в конце прошлого века два альбома практически подряд, с теми же музыкантами и продюсерами (в т.ч. Даниэлем Лануа — человеком из круга Боба Дилана с одной стороны и Брайана Ино — с другой).

Потом целых семь лет Блейд собственными проектами не занимался, зато периодически появлялся в перворазрядных джазовых составах — в том числе у самого Уэйна Шортера (экс-Weather Report).

И вот собрал практически ту же компанию, что записывала первые два альбома, перешел от Blue Note к Verve и практически под тем же названием — теперь это The Fellowship Band: Джон Каухерд (John Coewherd) — клавишные, Майрон Уолден и Мелвин Батлер — саксофоны и бас-кларнет, Крис Томас — бас. И опять же гитарист, но широко известный только в узких джазовых кругах — Курт Розенвинкел. И выпустил с этой же «группой товарищей» такой же «универсальный», но все же безупречный джазовый альбом — «Season of Changes» (если литературно, то «Время перемен», но «changes» еще и джазовое словечко, во множественном числе — почти синоним термина «квадрат», в единственном — смена ритма, темпа, настроения и т.п.). Changes в любом значении — лучшее определение внутренней структуры большинства композиций (сочиненных в основном клавишником Каухердом) и особенно заглавной — развернутой, рывками и вместе с тем очень постепенно изменяющейся от почти что траурного марша (лидер — на том-томах) к суровой балладной теме (бас-кларнет Уолдена). И вдруг оказывается, что слушаешь весьма быструю музыку — большое соло гитариста Розенвинкела, потом — обоих саксофонистов. Однако интермедии Каухерда на фортепьяно и реприза не дают забыть о том, что в основе своей это все-таки баллада, как это бывало у Джона Колтрейна. В общем, если вы можете представить квартет Колтрейна модального периода, играющего в современном стиле «кул», то оцените наше — с Брайаном Блейдом — «Время перемен».

Vijay Iyer

«Tragicomic»

Sunnyside

Пианист Виджай Ийер учился в калифорнийском Беркли у Стива Коулмэна, потом на удивление всему своему окружению принял приглашение саксофониста-авангардиста Роскоу Митчелла, самого радикального члена Art Ensemble of Chicago, к тому же вращающегося и в кругах нью-йоркского Даунтауна. Дальше — круче: Ийер стал регулярно выступать и записываться с рэппером-интеллектуалом Майком Лэддом (я бы сравнил его с нашим Виктором Ковалем, если бы у нас существовала развитая культура хип-хопа). Но не оставлял и свой квартет классического джазового состава (с еще одним индийцем во втором поколении — альт-саксофонистом Рудрешем Махантхаппа), вроде бы вполне соответствующий стилистике современного хард-бопа и без всякой эксплуатации своего «этнического» происхождения. Даже в композициях с индийскими названиями (на новом диске это «Mehndi», на деле — сосредоточенная джазовая баллада). Но программы квартета и еще одного его ансамбля, трио Fieldwork, носят подозрительно постмодернистские названия типа «Переосмысление» или «Симулируемый прогресс».

Да и настоящая «Трагикомедия» — в том же духе уже с самого начала: диск открывается свободной импровизацией всего квартета, как бы вступительной каденцией (или интродукцией?) к остальным десяти «частям» всей «Трагикомедии» (в одноименной сюите их четыре, но на альбоме они следуют не одна за другой).

С редким стандартом «I’m All Smiles» («Я — сплошная улыбка») соседствует «Threnody» («Траурное песнопение»), а вместе с импровизацией на тему «Comin’ Up» классика бибопа Бада Пауэлла — первая часть «Трагикомедии», «Последствия», тема которой могла бы быть написана Скрябиным или каким-нибудь современным неоромантиком, и импровизации ей соответствуют. Как и телепатическое взаимодействие с Рудрешем Махантхаппой в кратком дуэте «Without Lions» («Без львов» — не намек ли на последние слова «Старика и море» Хэмингуэя: «Ему снились львы»). В общем, пока ничего более яркого в этом году в современном джазе не появилось, так что по меньшей мере номинации на всевозможные премии не за горами.

Jacob Fred Jazz Odyssey

«Lil’ Tae Rides Again»

Hyena Records

Всякий раз, когда речь заходит о трио Jacob Fred Jazz Odyssey (JFJO), начинают с того, что никого по имени-фамилии Джейкоб Фред в ансамбле «Джазовая Одиссея Якова Фреда» нет! Что не удивительно: трое консерваторцев во главе с клавишником Брайаном Хаасом (плюс Рид Мэтис — электробас и Джош Реймер — ударные) «играют в джаз» — некий академический виртуоз (с соответствующим именем «Яков Фред», Хаас, между прочим, действительно, бывший пианист-вундеркинд) решил попутешествовать по истории джаза последних сорока лет, произвольно перескакивая из одной эпохи в другую. Но эту «игру в джаз», оказалось, всерьез принимают и авангард (журнал «Signal to Noise»), и мэйнстрим (ежемесячник «Down-beat»). Новый диск «Малыш Тэй снова на коне!» идет из психоделии раннего джаз-рока (типа the Soft Machine) в наши дни с их «отвязными» джем-бэндами и постминимализмом в духе австралийского трио the Necks.

А вот некто «Малыш Тэй» — вполне реальная фигура: это Тэй Мейелкс (Tae Meyulks), продюсер альбома, ремикшировавший практически все его 11 небольших компровизаций (новое слово — термин, означающий «композиция + импровизация»), которые «Малыш Тэй» объединил в единый «поток сознания».

Представьте нечто среднее между психоделическими импровизациями раннего джаз-рока, его новейшими реинкарнациями («Consider the Source») и минималистским австралийским трио the Necks. С акцентом на первое, а не на высоковольтную энергетику и новые технологии, как, например, в трио Medeski, Martin & Wood или у Anti-Pop Consortium.

Massimo Biolcati

«Persona»

ObliqSound

Новая независимая компания Obliqsound (Нью-Йорк — Гамбург) основана уже в XXI веке молодым выпускником престижной джазовой «Новой школы» при Нью-Йоркском университете Микеле Локателли, эмигрантом из Италии. Не чурающаяся массовой культуры (многие релизы выходят и в виде ремиксов на дискотечном виниле), Obliqsound может похвастать современным джазом, приятным во всех отношениях. В частности, позапрошлогодним альбомом самого занятого во многих ансамблях гитариста наших дней Лионеля Луэке из Бенина и, что объяснимо, целой плеядой молодых и амбициозных итальянцев. В их числе и контрабасист Массимо Бьолкати. Хотя на своем заокеанском диске Бьолкати и Локателли явно прикрываются престижем того же Луэке, все же контрабасист — автор всех композиций и, в общем, довольно оригинальной концепции: компакт «Персона» в первый момент можно даже принять за переиздание винилового лонгплея — диск поделен на две равные части (как две стороны старой пластинки), соответственно «Motion» («В движении») и «Stillness» («В покое»). И, как старый сингл, альбом прямолинейно делится на быструю и медленную (чуть было не написал «стороны») мегакомпозиции из пяти частей каждая. В обеих господствует виртуоз на акустической гитаре Луэке (но с ним соревнуется пианист Питер Ренде, к тому же заключающий раздел «В покое» отмечен чем-то итало-балканским на аккордеоне). В нем же по одной балладе приглушенно поют уже знаменитая афроамериканка Лизз Райн и итальянка Гретчен Парлато. В итоге — качественная и вполне демократичная музыка «автомобильного» настроения.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"