ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Усилители для головных телефонов

07/2008 Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ, НЕОБХОДИМЫ, КАК НИ СТРАННО, НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, НО И ОБЛАДАТЕЛЯМ ЧУТКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА. ПРИЧЕМ ЧЕМ ОН ЛУЧШЕ И ТОНЬШЕ, ТЕМ БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМ ТРЕБУЮТСЯ «СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ».

Ассоциации с «ограниченными возможностями» возникли у меня не случайно. От хорошей жизни слушать музыку исключительно в наушниках никто не станет — это печальная необходимость, хотя не все в этом признаются. У кого-то просто нет денег на приличную акустику, у других финансы это позволяют, но колонки поставить некуда. Бывает, что хорошая система есть и даже место для нее нашлось, но под ногами постоянно путаются домашние — ребенку надо готовить уроки, жена пришла со службы и хочет посмотреть любимый сериал и т.д. и т.п. Иногда наушники необходимы, чтобы закрыться от внешних шумов, которые мешают наслаждаться тончайшими нюансами музыки. Ну, о студийном применении головных телефонов мы сейчас распространяться не будем, но и там оно носит ограниченный и в значительной степени вынужденный характер.

Тем не менее деваться нам некуда — надевать наушники в любом случае придется. Главное — чтобы «костюмчик сидел», а звук радовал слух. А для этого придется обзавестись специальным усилителем — без него выжать максимум из головных телефонов не получится — разве что в вашем распоряжении оказался солидный интегральник с качественным выходом на наушники. Как, например, наш редакционный Bryston B60R. Но это скорее исключение, чем правило — в аппаратах высокого класса такие выходы чаще всего вообще не делают, а в тех, что подешевле, они бывают обычно ниже критики, равно как и у не самых дорогих источников. Впрочем, вы все это, наверное, сами знаете, возможно, уже давно встали на этот путь, успели сносить несколько пар наушников, не раз питали несбыточные надежды, испытывали неизбежные разочарования и в конце концов пришли к пониманию, что втыкать штекер куда попало — простительно только по молодости, а солидному человеку это не пристало, да и счастья по-любому не принесет.

ПРОБЛЕМЫ С ГОЛОВОЙ

Как известно, все люди разные. И головы у нас тоже различаются — размером, формой, акустическими свойствами. Вы разве не знали, что череп является резонансной системой? В театральных вузах преподают специальный предмет «техника речи», и на практических занятиях будущим актерам ставят голос — учат пользоваться так называемыми нижними и верхними резонаторами. Нижние — в грудной клетке и брюшной полости, они необходимы для пения и сценической речи, но при прослушивании музыки в наушниках не используются. Верхние — это пустоты в черепе, в частности, лобные и гайморовы пазухи. Если у человека насморк и пазухи заполнены слизью, голос меняется, становится чужим и гнусавым.

Вся эта занимательная анатомия нужна мне, чтобы объяснить, почему одни и те же наушники звучат на разных головах совсем не одинаково. Ведь там, где возникают резонансы, неизбежна неравномерность частотной характеристики. Кстати, как и у колонок в комнатах разных размеров и конфигураций. Поэтому измерения на так называемой «искусственной голове», которые практикуются с наушниками (а иначе достоверные результаты не получишь), носят хотя и объективный, но все же несколько абстрактный характер. Вдобавок у каждого меломана в голове имеется некий сугубо личный звуковой идеал, и в итоге мы получаем острую поляризацию мнений по поводу фирменных «телефонных школ» — одни признают только Beyerdynamic или AKG, другие — Sennheiser, а третьи — ничего, кроме Grado, слушать вообще не хотят. Все эти сложности усугубляются еще и различиями в конструкции (подробнее об этом — в №6/2005, http://www.salonav.com/arch/2005.06/htm/030-039.htm), а также чрезвычайно широким разбросом в импедансах у разных моделей — куда большим, чем бывает у громкоговорителей.

В идеале головные телефоны должны выпускаться в комплекте с собственным усилителем, который согласован с излучателями по импедансу, а может быть, и по АЧХ. Именно так, кстати, поступает Stax, пусть и в силу несколько иных причин, но в любом случае это принципиально очень правильное решение. Однако электростаты нравятся не всем, да и выкладывать сразу круглую сумму за полный комплект жаба душит — психологически проще купить сначала одно, а как-нибудь потом другое — а вдруг и без усилителя можно будет обойтись?

Но эта публикация — для тех, кто обойтись уже не смог.

ОБЪЕКТИВНО, С КРАЙНОСТЯМИ

Свой первый усилитель для наушников приобрел лет 15 назад — тогда это была экзотика, спрос практически полностью отсутствовал, предложение, соответственно, тоже. Цена по тем временам была очень солидная — около $200, но курс «зеленого» тогда был повыше, чем сейчас. Скажу для примера, как раз столько составляла моя месячная зарплата, правда без гонораров и в одном лишь месте, а работал я тогда одновременно в трех. С тех пор ситуация, конечно, изменилась, и сейчас выбор усилителей для наушников стал достаточно широк, по крайней мере, чтобы провести исследование. Более того, появились специализированные брэнды, для которых такая техника является в ассортименте основной, а значит, есть надежда познакомиться с хорошо продуманными и оригинальными решениями.

В роли «акустики» в нашем тесте работали две модели головных телефонов — 55-омные закрытые AKG K271 Studio (4690 руб.) и 300-омные открытые Sennheiser HD650 (11990 руб.), то есть мы взяли два пусть и не самых крайних по импедансу, но близких к ним варианта. Оба экземпляра давно находятся в эксплуатации и потому хорошо разыграны. В качестве источника применялась система из компьютерного транспорта и соединенного с ним по оптике внешнего ЦАПа Markan LegenDA SE.

Музыкальный материал также включал в себя «крайности» — симфоническую музыку, тяжелый рок и аудиофильский джазовый вокал. Файлы — в формате lossless coding (FLAC), скопированные с оригинальных компакт-дисков программой EAC, настройка которой была выполнена по рекомендациям форумов Hydrogenaudio.org и HQShare.net. Прослушивалась также программа в формате Studio Master FLAC в разрядности 24 бита/96 кГц производства компании Linn Records — именно это и предопределило выбор компьютера в роли источника, поскольку на обычных CD и DVD-плеерах воспроизводить такие записи без дополнительных преобразований нельзя. Причем эта программа была представлена также в формате обычного CD-рипа, то есть PCM 16 бит/44,1 кГц — сравнение двух вариантов позволяло оценить разрешение усилителей, их способность передавать тончайшие детали записи.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Сборник произведений для симфонического оркестра «Tutti!» (CD Rip).
  • 2. Def Leppard, «Yeah!» (CD Rip).
  • 3. Claire Martin, «He Never Mentioned Love». (CD Rip).
  • 4. Claire Martin, «He Never Mentioned Love». (Studio Master FLAC 24 бит/96 кГц).

Начнем наше исследование с самой доступной модели и будем переходить ко все более дорогим, постепенно приучая себя к мысли, что счастье не в деньгах, а в возможности потратить их с умом.

UNPLUG

Любой человек, выбирающий себе технику, страдает от двух несчастий: нехватка средств и недостаток информации. И если с первым можно как-то управиться самостоятельно (подкопив или взяв взаймы), то со вторым — значительно сложнее. Проблема не в том, что специализированные журналы пишут не о тех моделях, которые интересуют, или, как считают некоторые, необъективно, а в том, что дефицит информации порождает мифы, которые передаются из уст в уста, от одного интернет-сайта к другому и в итоге окончательно теряют связь с реальностью.

Сфера усилителей для головных телефонов является особенно «мифоемкой». Связано это с тем, что общие объемы продаж этого вида техники относительно невелики, а потому и количество эмпирической информации по ним, доступной в Интернете, крайне ограничено. А ее источником могут быть как сами продавцы, так и потенциальные покупатели, послушавшие в каком-нибудь магазине пару-тройку моделей и делающие на этом основании скоропалительные выводы.

Не раз встречал на разных форумах утверждения, что тот или иной усилитель для наушников является «слишком резким». Уже после плотного знакомства со всеми участниками обзора могу сказать, что ни один из этих «ярлыков» не подтвердился.

Еще более часто повторяемым мифом является утверждение об особой «мягкости» и «теплоте» ламповых моделей. У ламповой техники и в самом деле есть свой особый «почерк», однако проявляется он в наибольшей степени у тех моделей, что рассчитаны на работу с громкоговорителями. У тех аппаратов на лампах, что мы представили сегодня, этот специфический характер был выражен не так уж явственно. Отчасти это связано с тем, что все модели на вакуумных приборах были бестрансформаторными, но в большей степени, видимо, с особенностями схемотехники.

Вообще должен заметить, что разница в звучании всех участвовавших в обзоре усилителей отнюдь не так драматична, как можно было бы предположить. Правда, с одной важной оговоркой — когда прослушивание велось на высокоомные Sennheiser HD650. Ситуация с 55-омными AKG K271 была не столь однозначной. Очевидно, источником большинства мифов является как раз то, что разные модели неодинаково работают с высокими выходными токами. Делаю это предположение на основании своих сугубо слуховых впечатлений, но вы можете проверить верность моих ощущений по данным измерений.

Огромное значение имеет и качество источника — как выяснилось, некоторые модели обладают существенно большим разрешением, чем остальные, и если источник дает «грязь», она будет очень хорошо слышна на таких усилителях, особенно если и сами головные телефоны проявляют повышенное внимание к деталям.

А теперь — о приятном. Как выяснилось, чтобы получать удовольствие от музыки в наушниках, совсем не обязательно тратить большие деньги. Для усилителя с благородным и породистым саундом 3818 рублей — это не деньги. Примерно столько стоит Pro-Ject Head Box II. Естественно, у него есть свои ограничения, в частности, он не слишком убедительно воспроизводит тяжелый рок, но для любителей спокойной музыки вполне может оказаться «Удачной покупкой».

Еще один аппарат, который заслуживает этой награды — Laconic HA-06 Lunch Box Pro. При цене всего 5990 руб. он радует хорошо сбалансированным и комфортным звуком, а также греет теплом настоящих ламп. В принципе, можно сэкономить еще около тысячи рублей и приобрести модель без индекса Pro — она тоже играет очень неплохо, так что считайте, что наш знак «Удачная покупка» получают обе модификации.

Не знаю как вам, но мне наиболее важным свойством любой техники представляется музыкальность — способность передавать энергетику и эмоциональную суть записи. И если аппарат этим обладает, ему можно простить и некоторые недостатки — например, не самое пристальное внимание к мелким подробностям. Именно поэтому наш почетный знак «Выбор эксперта» получает CREEK OBH-21 SE. И звук у него совсем не жесткий, как пишут иногда на форумах.

На первый взгляд C.E.C. HD53R Ver.8.0 кажется очень дорогим, но если учесть наличие выхода на громкоговорители, балансных входов и выходов на две пары наушников с раздельными регуляторами громкости, то понимаешь, что и 18200 рублей за такой аппарат не много. Но главное в этом усилителе все же не функциональность, а способность передать душу музыки. За что эта модель и получает второй «Выбор эксперта». По большому счету награды заслуживает и Lehmann Audio Black Cube Linear — уж очень точно и правильно он играет. Вот только цена у него подкачала. Понимаю, что истинным виновником этого является растущий курс евро, но... Думаю, те меломаны, что имеют возможность покупать не то, на что хватает денег, а то, что нравится, сделают свой выбор сами. l

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"