ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Усилители для головных телефонов

07/2008 Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

Pro-Ject Head Box II 3818 руб. | iBasso P2 5490 руб. | iBasso Viper D2 7150 руб. | Laconic HA-06 Lunch Box Pro 5990 руб. | Rega EAR 8800 руб. | CREEK OBH-21 SE 11910 руб. | April Music Stello HP100 15750 руб. | Vincent KHV-111 17050 руб. | Musical Fidelity X-CAN v8 17160 руб. | C.E.C. HD53R Ver.8.0 18200 руб. | Lehmann Audio Black Cube Linear 32480 руб. | Измерения

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Чтобы выяснить реакцию усилителей на комплексную нагрузку, измерения проводились не на обычном резисторе, как обычно, а при подключении реальных головных телефонов с разным сопротивлением. На графике показана зависимость импеданса от частоты Sennheiser HD-580 (300 Ом, верхняя кривая) и AKG K271 Studio (55 Ом, нижняя). Так, на графиках зеленый цвет соответствует высокоомной нагрузке, а красный — низкоомной. Спектр искажений снимался при подводимой мощности 2 мВт, что при типичной чувствительности телефонов соответствует среднему звуковому давлению 100 дБ.

АЧХ усилителя Pro-Ject Head Box II

Частотная характеристика линейна и очень мало зависит от сопротивления нагрузки. При работе на низкоомные телефоны имеется небольшой (0,2 дБ) подъем в области нижней середины, но на слух он заметен не будет.

Спектр искажений Pro-Ject Head Box II (300 Ом)

Картина, характерная для хорошо сбалансированного двухтактного усилителя — 2-я гармоника полностью подавлена, а общий КНИ определяется 3-й и 5-й. Отсутствие ВЧ-составляющих, как правило, свидетельствует о прозрачности верхнего диапазона.

Спектр искажений Pro-Ject Head Box II (55 Ом)

При работе на низкоомную нагрузку КНИ увеличивается более чем вдвое, появляются четные гармоники. Поэтому головные телефоны сопротивлением менее 40 Ом с этим усилителем лучше не использовать.

АЧХ усилителя iBasso P2

Кривая в правой части показывает действие переключателя Bass boost, у которого три положения — нейтраль (линейная АЧХ) и две цепи коррекции. В положении «0» характеристика абсолютно ровная независимо от сопротивления нагрузки.

Спектр искажений iBasso P2 (300 Ом)

Звучание этого усилителя по большей части будет определяться характером подключенных наушников — сам он вносит очень незначительный вклад в общую картину. Шлейф искажений короткий, амплитуда основных составляющих невелика.

Спектр искажений iBasso P2 (55 Ом)

Замечательная картина — КНИ увеличился ровно вдвое, но спектр свободен от второстепенных составляющих. И полностью подавлена 2-я гармоника — такое недостижимо даже в теории. Вывод ясен: этот усилитель рассчитывался на низкоомные телефоны.

АЧХ усилителя iBasso D2 Viper

Тут, собственно, и объяснять нечего — усилителю абсолютно безразлично, с какой нагрузкой работать. Кривые, снятые с наушниками сопротивлением 300 и 55 Ом, совпадают.

Спектр искажений iBasso D2 Viper (300 Ом)

Картина, характерная для многих хай-файных усилителей большой мощности — составляющие высоких порядков отсутствуют, но 2-я гармоника по амплитуде выше 3-й. Теплое, комфортное звучание, характерное для однотактных выходных каскадов. Хотя усилитель наверняка двухтактный.

Спектр искажений iBasso D2 Viper (55 Ом)

А вот на низкоомной нагрузке мы видим типичный двухтактный усилитель с эффективным подавлением четных гармоник. Шлейф не слишком длинный, поэтому верхний диапазон не должен быть жестким. Уровень фона 50 и 100 Гц минимален.

АЧХ усилителя Laconic Lunch Box Pro

На низкоомной нагрузке усилитель дает спад на инфранизких частотах (что правильно — ни одни наушники не способны их воспроизвести), но при сопротивлении 300 Ом частотная характеристика соответствует кривой импеданса телефонов. Очевидно, выходное сопротивление усилителя слишком велико. Звучание будет окрашено, но это характерно для любой ламповой техники.

Спектр искажений Laconic Lunch Box Pro (300 Ом)

Усилитель, по всей видимости, однотактный, о чем свидетельствует доминирующая амплитуда 2-й гармоники. Шлейф короткий, поэтому транзисторной окраски, скорее всего, не будет.

Спектр искажений Laconic Lunch Box Pro (55 Ом)

Довольно высокий уровень искажений, но составляющие высоких порядков отсутствуют. Звучание на любителя — яркое, но комфортное, без жесткости и «песка» на высоких частотах.

АЧХ усилителя Rega EAR

Не исключено, что завал на низких частотах сделан специально — ни одни наушники не способны воспроизвести частоты ниже 20 Гц, зато могут появиться заметные на слух интермодуляционные искажения. Спад усиления в ВЧ-области невелик — всего 0,5 дБ на 20 кГц.

Спектр искажений Rega EAR (300 Ом)

Коэффициент искажений рекордно низок — всего 0,003% на реальной нагрузке. Он получен в основном за счет двух гармоник (2-й и 3-й) и фона 50 Гц, который оказался выше, чем у остальных участников теста. В целом же спектр обещает комфортное звучание с прозрачным верхним диапазоном.

Спектр искажений Rega EAR (55 Ом)

Увеличение КНИ происходит за счет добавления составляющих более высоких порядков, но его общий уровень, тем не менее, настолько мал, что говорить об изменении характера звучания не приходится.

АЧХ усилителя Creek OBH-21 SE

И здесь мы видим явную зависимость частотной характеристики от сопротивления нагрузки. При подключении низкоомных телефонов появляется горб на 100 Гц и заметный подъем на высоких частотах. Не исключено, что это сделано специально, чтобы компенсировать спад отдачи недорогих наушников, которые, как правило, имеют низкое сопротивление.

Спектр искажений Creek OBH-21 SE (300 Ом)

Картина, характерная для транзисторного усилителя с умеренной обратной связью. Шлейф гармоник довольно длинный, но составляющие равномерно распределены по спектру. Но 2-я гармоника выше 3-й, поэтому звучать усилитель может очень тепло, «по-ламповому».

Спектр искажений Creek OBH-21 SE (55 Ом)

Искажения выросли почти втрое, и распределение их по спектру изменилось. Как и бывает в двухтактных усилителях, четные гармоники стали эффективно подавляться, а нечетные — доминировать. Скорее всего, усилитель проектировался под полупрофессиональные телефоны с высоким сопротивлением.

АЧХ усилителя April Music Stello HP100

Частотная характеристика усилителя не зависит от сопротивления нагрузки и при отключенном фильтре НЧ имеет едва заметный (-0,2 дБ) спад на 20 кГц. В положении «Filter B» ослабление высоких частот начинается с 2 кГц, а на 20 кГц достигает -8 дБ. Этот режим пригодится при прослушивании сжатых аудиофайлов, у которых в ВЧ-области имеются лишь цифровая «грязь» и иные продукты искажений.

Спектр искажений April Music Stello HP100 (300 Ом)

В спектре присутствуют все составляющие, вплоть до 15-й, что может дать несколько жестковатый верх. Уровни четных и нечетных гармоник примерно одинаковы, что не характерно для двухтактных выходных каскадов. В целом же КНИ очень мал — всего 0,025%.

Спектр искажений April Music Stello HP100 (55 Ом)

На низкоомной нагрузке КНИ увеличивается более чем вдвое, но характер звучания меняется в лучшую сторону — падает амплитуда составляющих высших порядков, заметно подавляется вторая гармоника. Так что для этого усилителя оптимальными будут наушники с сопротивлением до 75 Ом.

АЧХ усилителя Vincent KHV-111

Если на высокоомной нагрузке еще можно говорить о линейности характеристики (отклонения не превышают 0,3 дБ), то при подключении наушников сопротивлением 55 Ом получается горб в нижней середине и приличный подъем на верхних частотах. Так что 50 Ом, пожалуй, минимальное сопротивление, с которым стоит слушать этот усилитель.

Спектр искажений Vincent KHV-111 (300 Ом)

Гибридная (т.е. транзисторно-ламповая) схемотехника обусловила самый высокий в нашем обзоре уровень искажений — 0,1%. 2-я гармоника доминирует, как у однотактных усилителей, и это соотношение многими меломанами считается более благозвучным. Можно с уверенностью сказать, что такой спектр задумывался специально.

Спектр искажений Vincent KHV-111 (55 Ом)

На низкоомные телефоны усилитель реагирует спокойно — общий КНИ возрастает незначительно. Фон также минимален. Если бы не АЧХ, то эту модель можно было бы считать универсальной.

АЧХ усилителя Musical Fidelity X-CAN v8

Спад на нижних частотах, скорее всего, задан специально, чтобы снизить интермодуляционные искажения в наушниках. Инфрабас они все равно не смогут воспроизвести, поэтому диапазон снизу приходится ограничивать. Сопротивление головных телефонов не влияет на звучание усилителя.

Спектр искажений Musical Fidelity X-CAN v8 (300 Ом)

Уровень искажений мал, соотношение между четными и нечетными гармониками типично для двухтактного усилителя.

Спектр искажений Musical Fidelity X-CAN v8 (55 Ом)

Тщательно сбалансированный двухтактный усилитель — четные гармоники полностью подавлены. Шлейф короткий, что говорит о «прозрачности» усилителя. В данном случае характер звучания будет зависеть от источника сигнала.

АЧХ усилителя C.E.C. HD53R Ver.8.0

Звучание этого усилителя зависит от сопротивления нагрузки — чем оно меньше, тем больше неравномерность АЧХ. На 55 Ом мы видим небольшой горб на 100 Гц и столь же незначительный подъем на ВЧ, которые вряд ли будут заметны на слух. Но ведь бывают 16-ти и 8-омные головные телефоны, и с ними окраска звучания может оказаться весьма ощутимой.

Спектр искажений C.E.C. HD53R Ver.8.0 (300 Ом)

Чувствуется, что усилитель проектировался опытными специалистами — общий КНИ очень мал и обусловлен наличием всего двух составляющих, второй и третьей. Это обещает мягкий и прозрачный верх, отсутствие «транзисторной» окраски.

Спектр искажений C.E.C. HD53R Ver.8.0 (55 Ом)

Единственный усилитель в нашем обзоре, у которого искажения на низкоомной нагрузке меньше, чем на высокоомной. Тем не менее, учитывая особенности АЧХ, наушники лучше выбирать с сопротивлением 100 — 150 Ом.

АЧХ усилителя LehmannAudio Black Cube Linear (300 Ом)

Частотная характеристика усилителя близка к линейной и не зависит от сопротивления нагрузки. Небольшой спад на краях диапазона не будет заметен на слух.

Спектр искажений LehmannAudio Black Cube Linear (55 Ом)

Мечта любого разработчика — спектр чист, гармоники минимальны. Четные составляющие подавлены полностью, шлейф короткий. Фона нет.

Спектр искажений LehmannAudio Black Cube Linear (300 Ом)

Появилась 2-я гармоника, но общий уровень КНИ снизился более чем вдвое. В данном случае не стоит обращать внимания на цифры, нужно слушать усилитель с конкретными головными телефонами.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"