ТЕСТ НАПОЛЬНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

07/2008 Виталий КОШЕЛЕВ

l Boston Acoustics HS 460-B $1480 l Davis Acoustics Matisse $1150 l Energy C-500 $920 l Jamo C457 $870 l Magnat Quantum 605 $1120 l Mirage OMNI 550 $1060 l Paradigm Monitor 11v5 $1095 l Polk Audio Monitor 70 $1092 l PSB Image T65 $1247 l RBH MC-6CT $1578 l Tannoy Mercury F4 Custom $891 l Wharfedale Evo2-40 $1400 l Yamaha NS-9900 $1250 l Измерения

Семь раз отмерь

Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зеленым и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.

АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (черная кривая слева). Как его излучение будет складываться с основным, зависит от конкретных акустических условий. У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чем мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.

Зависимость модуля Z от частоты

Boston Acoustics HS 460-B

Довольно высокий (номинальное значение 7 Ом), но не слишком ровный импеданс. При этом изменения фазовой характеристики во всем диапазоне частот укладываются в коридор +30/-40 град. Как известно, небольшая реактивная составляющая всегда полезна для лучшего согласования с усилителем. На высоких частотах сопротивление падает до 5 Ом, но большого тока от выходных каскадов все равно не потребуется.

Фазоинвертор настроен на 45 Гц, так что с басом у этих колонок проблем не будет. Частота раздела между СЧ и ВЧ-звеньями около 2500 Гц. Горб и ступенька на кривой импеданса свидетельствует о резонансах корпуса на 140 и 800 Гц соответственно.

Амплитудно-частотная характеристика Boston Acoustics HS 460-B

Осень неплохая картина для акустики такой стоимости — неравномерность по звуковому давлению не превышает ±4 дБ во всем диапазоне частот. Особенно хороша нижняя середина и высокочастотный диапазон, последний отличается просто образцовой линейностью. Небольшой провал на 1 кГц, обусловленный резонансом пластмассового корпуса, на слух заметен не будет. А вот первый резонанс, на 140 Гц, дает заметный спад на НЧ.

Дисперсия очень широкая, поведение кривых, снятых при отклонениях 30 и 50 град., идут очень близко друг от друга. Это обещает широкую зону стереоэффекта и правильную звуковую сцену, даже если колонки не удастся поставить строго симметрично относительно слушателя. Чувствительность около 90 дБ, поэтому для комнаты средних размеров будет достаточно 50-ваттного усилителя.

Зависимость модуля Z от частоты

Davis Acoustics Matisse

Трехполосная фазоинверторная система с частотой настройки 60 Гц, что высоковато для напольной акустики. Номинальное сопротивление 4 Ом, оно же и минимальное. С ростом частоты импеданс тоже растет, поэтому с выбором усилителя проблем быть не должно. На кривой видна лишь одна частота раздела, 2800 Гц, по-видимому, в басовой секции применены сложные фильтры с фазовыравнивающими цепями. Фазовая кривая укладывается в рамки ±40 град., это значит, что реактивная составляющая нагрузки невелика и проблем с устойчивостью усилителя не будет.

Амплитудно-частотная характеристика Davis Acoustics Matisse

Разработчиков можно было бы похвалить за грамотную конструкцию, если бы не провалы вблизи частот раздела (500 и 3400 Гц). Они не слишком заметны, но все же могут повлиять на тональный баланс. Твитер имеет повышенную отдачу, однако ее можно скорректировать либо регулятором тембра в усилителе, либо легким разворотом колонок внутрь. В целом же акустика линейна — у нее отличная середина и верхний бас, широкая диаграмма направленности, прекрасная стыковка фазоинвертора.

Чувствительность средняя, порядка 88 дБ, поэтому слишком мощный усилитель не потребуется. Правда, имеет органный резонанс на 800 Гц, поэтому придвигать колонки близко к стене не рекомендуется.

Зависимость модуля Z от частоты

Energy C-500

Номинальное сопротивление этих АС 4 Ом, и оно очень мало зависит от частоты. На кривой нет ни выбросов, ни провалов, поэтому усилитель нужен не слишком мощный, но рассчитанный на низкоомную нагрузку. Самое ценное, что с ростом частоты импеданс тоже растет (до 8,5 Ом на 20 кГц), поэтому усилитель в ВЧ-области будет работать в облегченном режиме. Линейная фазовая характеристика свидетельствует о минимальной реактивной составляющей, что обещает хорошие динамические показатели.

Фазоинвертор настроен на 40 Гц, полосы между ВЧ и СЧ-секциями делятся на 2800 Гц. Первую частоту раздела по графику определить невозможно из-за отсутствия характерного выброса.

Амплитудно-частотная характеристика Energy C-500

С линейностью у этих колонок тоже все в порядке, хотя есть два провала — на СЧ (1 — 3 кГц) и ВЧ (14 кГц). Последний имеет приличную глубину и может быть заметен на слух как недостаточная ясность звучания. Зато все, что ниже 1 кГц, просто великолепно. И посмотрите, эффективно работает фазоинвертор — он четко компенсирует спад отдачи низкочастотного драйвера. Правда, у призвуков порта с пиками на 180 и 600 Гц очень большая амплитуда, поэтому при наличии в системе сабвуфера их лучше закрыть поролоновыми заглушками.

Диаграмма направленности очень широкая, причем при отклонениях от оси АЧХ даже немного выравнивается. Чувствительность несколько ниже средней для напольных моделей, около 87 дБ, поэтому для комнаты средних размеров потребуется усилитель мощностью не менее 2 х 70 Вт.

Зависимость модуля Z от частоты

Jamo C457

Традиционно для моделей «концертной» серии номинальный импеданс довольно низкий — 3,5 Ом на 200 Гц, а на заявленное значение кривая выходит лишь к 1 кГц. Поэтому способность работать с низкоомной нагрузкой будет решающим фактором при выборе усилителя. Очень ценно, что после второго раздела полос (2500 Гц) сопротивление почти не зависит от частоты и держится в пределах 8,5 — 10 Ом. Следовательно, на высоких частотах от усилителя не потребуется большой ток, и он будет работать с минимальными искажениями. Фазовая характеристика в этом диапазоне тоже линейна, поэтому и локализация должна быть отличной. Фазоинвертор настроен на 35 Гц, что обещает довольно низкий бас.

Амплитудно-частотная характеристика Jamo C457

Чувствительность АС средняя, около 88 дБ, и особых требований к мощности усилителя предъявлять не стоит. Темброблок тоже не нужен — характеристика образцово линейна. Что удивительно, датским инженерам удалось избежать провалов возле частот раздела, которые имеются у акустики большинства конкурентов. Диаграмма направленности тоже отличная: кривые, снятые при отклонении от акустической оси, имеют минимальное расхождение. Это значит, что адекватная звуковая сцена гарантирована даже при несимметричном расположении АС относительно слушателя.

Фазоинвертор надежно стыкуется с НЧ-драйвером и работает вплоть до 25 Гц (-3дБ). Труба имеет пару несерьезных резонансов на 280 и 750 Гц, которые вряд ли будут заметны на слух.

Зависимость модуля Z от частоты

Magnat Quantum 605

Классическая картина для напольной акустики этой серии. Собственный резонанс — 45 Гц, номинальное сопротивление — 4 Ом, оно же и минимальное. После раздела СЧ и ВЧ-полос (2600 Гц) оно слегка растет, а в диапазоне 10 — 20 кГц не зависит от частоты и держится вблизи отметки 5 Ом. Выбирая усилитель, обратите внимание на модели, рассчитанные на низкоомную нагрузку, такие будут работать с минимальными искажениями. Практически во всем диапазоне частот характер импеданса близок к активному, что обещает хорошую микродинамику.

Ступенька на фазовой кривой (170 Гц) свидетельствует о резонансе корпуса.

Амплитудно-частотная характеристика Magnat Quantum 605

Удивительно ровная кривая, такая редко бывает и у очень дорогих колонок Неравномерность отсутствует даже вблизи раздела полос. Мидбасовая головка воспроизводит частоты вплоть до 80 Гц, а ниже эстафету подхватывает фазоинвертор, эффективно работающий вплоть до 30 Гц. Стыковка с запасом, поэтому неравномерность АЧХ в нижнем регистре будет минимальна.

Диаграмма направленности твитера тоже радует — спад АЧХ при отклонении от оси начинается выше 8 кГц. Благодаря этому колонки не придется точно ориентировать, правильная сцена может быть даже при неудачной установке в комнате. Чувствительность средняя, около 90 дБ, поэтому для комнаты средних размеров потребуется усилитель мощностью не более 50 — 60 Вт.

Призвуки в трубе фазоинвертора незначительны.

Зависимость модуля Z от частоты

Mirage Omni 550

Номинальное сопротивление этих колонок 4 Ом (частота 120 Гц), оно же и минимальное. Ценно, что на высоких частотах оно плавно растет, достигая 8,5 Ом на 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется большой ток в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора — 43 Гц, что обещает вполне адекватный для таких габаритов бас.

Ровный импеданс дает и малые сдвиги фаз — соответствующая характеристика укладывается в рамки ±20 град. от 100 Гц до 20 кГц. При небольшой реактивной составляющей усилитель фактически работает на активную нагрузку. При этом не затягиваются резкие фронты сигналов, лучше передается динамика.

Амплитудно-частотная характеристика Mirage Omni 550

Как всегда, оговоримся, что в омниполярных АС разница в звуковом давлении между НЧ и остальными диапазонами могла получиться за счет узкой направленности измерительного микрофона. В реальных условиях прослушивания такого эффекта может и не быть. А вот волнообразность характеристики реальная, она является следствием взаимодействия сигнала от разных головок и ранних отражений. Неровная АЧХ — неизбежная плата за круговую диаграмму направленности, которая была главной целью при проектировании. Посмотрите, как плотно легли кривые, снятые при отклонениях от акустической оси. И в домашнем кинотеатре, и в стереоварианте хорошая сцена обеспечена.

Фазоинвертор четко стыкуется с НЧ-драйвером и работает до 33 Гц (-3 дБ). Чувствительность АС очень низкая, так что усилитель придется подбирать очень мощный.

Зависимость модуля Z от частоты Paradigm Monitor 11v5

Еще один пример грамотно спроектированной акустики. Номинальное и минимальное сопротивление 3,5 Ом, и во всем рабочем диапазоне оно пропорционально зависит от частоты и на 20 кГц достигает отметки 9 Ом. Соответственно ведет себя и фазовая характеристика, она отличается образцовой линейностью. По сути, это активная нагрузка для усилителя, позволяющая ему проявить свои динамические свойства в полной мере.

Фазоинвертор настроен на 43 Гц, похоже, с глубоким басом у этих АС тоже все в порядке. Полосы делятся примерно на 2800 Гц фильтрами, имеющими фазовыравнивающие звенья.

Амплитудно-частотная характеристика Paradigm Monitor 11v5

Картина, характерная для Paradigm — подъем в области верхнего баса и повышенная отдача твитера, т.е. своего рода тонкомпенсация. Правда, провал глубиной 7 дБ наблюдается на отрезке 300 — 1000 Гц, т.е. довольно информативной области, на которую приходится вокал и спектр многих музыкальных инструментов. Если у вас тракт и без того слишком яркий, разверните колонки на небольшой угол. Ввиду широкой диаграммы твитера и СЧ-излучателя побочных эффектов от такой коррекции быть не должно.

Чувствительность более 90 дБ, поэтому слишком большая мощность от усилителя не потребуется.

Фазоинвертор эффективно работает до 25 Гц, поэтому при правильной установке АС бас должен быть очень низким. Порт имеет собственный резонанс на 1300 Гц, причем значительной амплитуды. Чтобы призвуки не были заметны, не ставьте эти колонки близко к стене.

Зависимость модуля Z от частоты

Polk Audio Monitor 70

Номинальное и минимальное сопротивление 4 Ом, и ниже этой отметки оно не падает. Более того, на высоких частотах оно даже растет, что положительно сказывается на согласовании с усилителем. Соответственно, и фазовая характеристика не выходит за границы ±36 град., т.е. акустика является активной нагрузкой для усилителя, и за его устойчивость можно не опасаться. Полосы делятся на частоте 2400 Гц, в фильтры, по-видимому, введены фазовыравнивающие звенья.

Частота настройки фазоинвертора — 40 Гц, поэтому проблем с басом у этих АС не будет.

Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio Monitor 70

И здесь все довольно красиво — провалы вблизи частоты раздела, возникающие из-за фазовой интерференции излучателей, очень неглубокие и на слух вряд ли будут заметны. Ровная середина, идеальный ВЧ-диапазон с небольшим спадом на краю и широкая диаграмма направленности, — все это сулит правильный музыкальный баланс и глубокую сцену. Стоит отметить также высокую чувствительность, заметно облегчающую выбор усилителя.

Точная стыковка фазоинвертора гарантирует линейность в нижнем регистре. Но есть и минус — многочисленные резонансы трубы. Чтобы ослабить заметность призвуков, колонки лучше ставить подальше от стены.

Зависимость модуля Z от частоты

PSB Image T65

Ровный, но очень низкий импеданс в широкой частотной полосе — от 100 до 5000 Гц есть участки, где его значение не превышает 3,3 Ом. Соответственно, от усилителя потребуется большой ток в очень ответственном, вокальном регистре. Подбирать его придется на слух, обращая особое внимание на заметность искажений при большой громкости. Кстати, отсутствие провалов импеданса делает возможным применение и ламповых оконечников, рассчитанных на 4-омную нагрузку.

Фазоинвертор, настроенный на 32 Гц, слегка подторможен и больше напоминает Transmission Line. СЧ и ВЧ-полосы делятся на 2,5 кГц.

Амплитудно-частотная характеристика PSB Image T65

Волнообразный характер кривой возникает из-за взаимодействия излучателей и ранних отражений от лицевой панели. Неравномерность невелика, но отклонения в тональном балансе, особенно на вокале, может ощущаться. Чувствительность средняя, около 89 дБ, поэтому выбор усилителя заметно упрощается. Дисперсия на ВЧ очень хороша, разница между измерениями на оси и при отклонении на 30 и 50 град. незначительна. Порт фазоинвертора работает в очень широкой полосе — его характеристика уходит ниже границы измерений (20 Гц) и простирается почти до 10 кГц. Это действительно больше похоже на лабиринт, нежели на традиционный фазоинвертор. При наличии сабвуфера порты лучше заглушить.

Зависимость модуля Z от частоты

RBH TK-6CT

Пожалуй, самая интересная кривая импеданса в нынешнем тесте. Это единственные колонки, имеющие закрытое оформление. Частота собственного резонанса — 75 Гц, номинальное сопротивление — 4 Ом. Кривая плавно идет вверх и почти не имеет пиков или провалов. На 20 кГц сопротивление достигает 20 Ом, что заметно облегчает жизнь усилителю. Фазовая кривая также линейна, так что выходной каскад будет работать, по сути, с активной нагрузкой. Частота раздела полос около 4 кГц, похоже, что разработчики хотели уложить самый ответственный, голосовой диапазон в одну полосу.

Амплитудно-частотная характеристика RBH TK-6CT

Тоже не совсем стандартная картина — прямая линия в нижней середине и семейство кривых выше 1 кГц. Впрочем, неравномерность на самом деле невелика, поэтому проблем с тональным балансом у этих АС быть не должно. Обратите внимание на диаграмму направленности — кривые, снятые на оси и при углах 30/50 град., почти совпадают. Это значит, что пространственные характеристики будут мало зависеть от положения АС относительно слушателя и особенностей помещения.

Чувствительность невысока, порядка 86 дБ, поэтому для раскачки потребуется усилитель мощностью не менее 100 Вт на канал.

Зависимость модуля Z от частоты

Tannoy Mercury F4 Custom

Характерная кривая для акустики этого производителя — слегка подторможенный фазоинвертор и кроссоверы невысоких порядков с заметными выбросами вблизи частоты раздела полос (в данном случае — 2200 Гц). Фазоинвертор настроен низко для такого объема корпуса, на 38 Гц. Номинальное сопротивление 5 Ом, но кривая опускается ниже этого значения в диапазоне 4 — 20 кГц. Это обстоятельство следует читывать при выборе усилителя, обращая внимание на чистоту верхнего диапазона. Взгляните на выброс вблизи 100-герцовой отметки — он свидетельствует о резонансе корпуса.

Амплитудно-частотная характеристика Tannoy Mercury F4 Custom

Здесь все очень красиво, как, собственно, и должно быть у компании с таким стажем. Неравномерность во всем диапазоне частот не превышает 2 дБ и поэтому абсолютно не сказывается на тональном балансе. Дисперсию твитера тоже можно считать идеальной — разбег разноцветных кривых в ВЧ-области начинается выше 7 кГц, значит, зона стереоэффекта будет широкой. Средняя чувствительность чуть около 90 дБ, так что для озвучивания средней комнаты не понадобится усилитель мощностью более 60 Вт.

Призвуки фазоинвертора, могут быть заметны на большой громкости — порт гудит на 1300 Гц, и амплитуда помехи очень велика. В некоторых случаях имеет смысл воспользоваться заглушками, предусмотрительно положенными в комплект.

Зависимость модуля Z от частоты Wharfedale Evo2-40

Хотя эти системы фазоинверторные, на графике мы видим картину, типичную для «закрытого ящика» — всего один горб возле частоты резонанса. Похоже, порт (частота настройки предположительно 38 Гц) эффективно задемпфирован.

Номинальный импеданс 4 Ом, и ниже этого значения кривая не опускается. Наоборот, после 10 кГц сопротивление достигает 9 Ом и вплоть до 20 кГц не зависит от частоты. Разделительный фильтр не дает заметного выброса на частоте настройки (около 2400 Гц), что говорит о фазовыравнивающих цепочках. Зубец на 400 Гц свидетельствует о наличии ящичных призвуков.

Амплитудно-частотная характеристика Wharfedale Evo2-40

Здесь видна значительная нелинейность, но при такой дисперсии (разбег кривых в правой части минимален) судить о звучании АС по графику не совсем корректно. Неравномерность может компенсироваться за счет ранних отражений от стен, как это, например, происходит в колонках Mirage с круговой диаграммой направленности.

Фазоинвертор перекрывает полосу от 28 до 80 Гц (черная кривая). Стыковка очень грамотная, с небольшим перекрытием. Правда, порт имеет органный резонанс, амплитуда которого сравнима с полезным сигналом, и его, скорее всего, будет слышно. Твитер имеет небольшой горб на 17 кГц, но смягчить звучание колонок очень просто, немного развернув их к центру. Средняя чувствительность невысока, около 86 дБ, поэтому мощность усилителя не должна быть ниже 80 — 90 Вт.

Зависимость модуля Z от частоты

Yamaha NS-9900

Номинальное значение 4 Ом, оно же и минимальное. В диапазоне 6 — 20 кГц оно растет, и на пределе измерений достигает 7 Ом. Фазоинвертор настроен на 48 Гц. По видимому, ставка делалась на качество баса, а не на его количество. Выброс на частоте раздела полос невысок, что говорит о применении фильтров с фазовыравнивающими звеньями, поэтому фазовая кривая не выходит за пределы +30/-26 град. Но есть и неприятный момент — зубцы на кривой импеданса свидетельствуют о резонансах корпуса (частоты 120 и 270 Гц). Хотя не исключено, что компания, выпускающая также музыкальные инструменты, специально заставляет дерево «подыгрывать».

Амплитудно-частотная характеристика Yamaha NS-9900

Акустику можно считать линейной, но заметный спад отдачи в ВЧ-диапазоне можно скорректировать только регулятором тембра в усилителе. Зато диаграмма направленности у твитера невероятно широка (разбег разноцветных кривых в ВЧ-области практически отсутствует), значит, с построением пространства проблем не будет.

Фазоинвертор настроен очень остро и четко стыкуется с басовым драйвером. Органные резонансы на частотах 250 и 550 Гц имеют очень большую амплитуду и могут вносить дополнительную окраску в звучание АС. Средняя чувствительность чуть выше 91 дБ, что заметно облегчает выбор усилителя или ресивера.

МОДЕЛЬ Boston Acoustics Davis Acoustics Energy Jamo Magnat Mirage Paradigm Polk Audio PSB RBH Tannoy Wharfedale Yamaha
  HS460 Matisse C-500 C 457 Quantum 605 OMNI 550 Monitor 11v5 Monitor 70 Image T65 MC-6CT Mercury F4 custom Evo2-40 NS-9900
Конструкция 2 полосы, 3 полосы, 2,5 полосы, 3 полосы, 2,5 полосы, 3 полосы, 2,5 полосы, 2,5 полосы, 2,5 полосы, 3 полосы, 2 полосы, 3 полосы, 3 полосы,
  ФИ ФИ ФИ ФИ ФИ ФИ ФИ ФИ ФИ закр. корпус ФИ ФИ ФИ
Номинальное сопротивление, Ом 8 4 8 6 8 8 8 8 6 6 8 6 6
Чувствительность, дБ/Вт/м 89 91 91 90 92 90 94 90 92 87 91 89 91
Воспроизводимый диапазон, Гц 46 — 25000 45 — 20000 35 — 20000 35 — 20000 22 — 55000 35 — 20000 48 — 20000 30 — 25000 30 — 23000 40 — 20000 35 — 20000 30 — 28000 45 — 35000
При неравномерности, дБ 3 Н.д. 3 Н.д. Н.д. 3 2 Н.д. Н.д. 3 Н.д. Н.д. Н.д.
Частота разделения полос, Гц 2800 150, 4000 1200, 2500 Н.д. 300, 3200 700, 2200 600, 2300 2600, 2600 (2-й пор.) 500, 2500 100, 3000 2700 150, 2200 800, 3000
Подводимая мощность, Вт До 200 До 120 До 150 До 220 До 300 До 200 До 250 До 275 До 200 До 200 До 200 До 150 До 200
Подключение к усилителю, полос 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1
Габариты, мм 1096 x 302 x 242 1000 x 150 x 200 950 х 370 х 200 1082 х 209 х 365 990 х 335 х 195 1022 x 317 x 247 1100 x 215 x 401 1066 х 197 х 375 965 х 508 х 203 1016 х 197 х 292 970 x 204 x 290 1230 х 590 х 460 1170 х 371 х 310
Масса (каждой), кг 11,25 14 20 25,8 19,7 15,5 24,5 21,32 22,3 24,95 13,5 27 25,5
Цена, $ 1480 1150 920 870 1120 1060 1095 1092 1247 1578 891 1400 1250

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"