История, более старая, чем целый век почти ровесников — кино и джаза: Итальянское джазовое трио с французским и не очень оригинальным названием Chat Noir («Черный кот») в составе Микеле Каваллари (Michele Cavallari), Лука Фоганьоли (контрабас, бас-гитара) и Джулиано Феррари (ударные) возникает в конце 2002 года из дуэта пианиста и басиста. Как и итальянский джаз предыдущего поколения, тяготеет не столько к тому, что находится вокруг, а к модному нордическому стилю, установленному фирмой ЕСМ. Два года уходит на подготовку первого диска «Adoration», который в 2004-м выпускает довольно авторитетная итальянская инди-фирма Splasc(h).
Возможно, так, обычным порядком, шаг за шагом, трио идет к этапу признания. Но в следующем, 2005 году один номер с этого диска — «Noir 451» — попадает в саундтрек фильма культового кинорежиссера Кристины Коменчини «Зверь в сердце». Картина дочери классика итальянского кино Луиджи Коменчини в том же году выдвигается на «Оскара» как лучший зарубежный фильм.
Американская киноакадемия ленту проигнорировала.
Но на нескольких престижных фестивалях ее заметили, был выпущен саундтрек, включавший и композицию «Noir 451». И сразу у Микеле Каваллари, как формального лидера, в кармане контракт с мэйджором — Universal. В общем, как это всегда бывает, внимание к трио пианиста Микеле Каваллари киноиндустрия привлекла.
И за «Adoration» («Обожанием») сразу же следует «Decoupage» — если буквально, то «Разрезание» или «Вырезание», но фактически старая как мир, однако снова вошедшая в моду техника художественной аппликации (вроде бы японского происхождения). Трио «Черный кот» вообще теперь хочет понравиться всем и каждому: не случайно музыканты очень заботятся о том, чтобы темы их коллективных композиций можно было напеть или насвистеть. В одном номере, и правда, имеется вокализ (или, точнее, мурлыканье?) Клэр Брейль, включающий композицию на тему песни итальянского барда Фабрицио д’Андре, и для того, чтобы почтить его память (он умер в 1999-м), и для того, чтобы продемонстрировать, что и их собственные темы так же мелодичны, как и итальянские серенады. А импровизации на эти темы кажутся законченными (и даже выученными заранее) композициями, украшенными всякими красивостями вроде колокольчиков и контрабаса — смычком (баса вообще много, как будто контрабасист Фоганьоло самый главный). Наконец, не забывают напомнить, что композиция с банальным названием «Трилогия» на самом деле навеяна философским детективом «Нью-Йоркская трилогия» популярного писателя Пола Остера. И в довершение всего — в качестве бонус-трека помещен один номер с первого диска... да, вы правильно подумали, «Noir 451», принесший Chat Noir славу.
P.S. Внимательный коллекционер Владимир Аронс (Израиль) первым заметил, что одна композиция «L’elefante nel negozio di cocci» как две капли воды похожа на «Massosong» Скотта Колли (Scott Colley) с альбома «Archoitecxt of the Silent Moment», записанного вроде бы двумя годами ранее, но выпущенного (между прочим, итальянской компанией CamJazz) практически одновременно с «Декупажем». Хотя для техники декупажа использование готовых объектов — дело само собой разумеющееся.
Jutta Hipp
«With Zoot Sims»
Blue Note
За последний год фирма Blue Note переиздала все три диска немецкой пианистки Ютты Хипп, которые вышли полвека назад, точнее даже — в 1956 году. Имя, которое до этого помнили только ее современники, дотошные коллекционеры и знатоки, всерьез изучающие историю европейского джаза. Хотя судьба Ютты Хипп так и просится на киноэкран: в 1948-м, за двенадцать лет до возведения Берлинской стены, молодая художница и пианистка из Лейпцига по имени Ютта Хипп перебирается в Мюнхен, регулярно выступает в небольших клубах для солдат-союзников (часто — вместе со своим австрийским коллегой, тоже художником и саксофонистом Хансом Коллером). Там с фройляйн Хипп знакомится будущий автор первой «Энциклопедии джаза» и музыкант Леонард Фэзер, который подает молодой пианистке идею перебраться на родину джаза и устраивает ей выступление на Ньюпортском фестивале 1956 года. Тогда же мисс Хипп заключает контракт с новой и амбициозной фирмой Blue Note. Мало того: молодая женщина, белая, да еще из Европы — первая в истории фирмы она выпустила в течение одного года все три свои пластинки. Две — это запись одного выступления (с собственным трио, в котором играл ударник Оскара Питерсона Эд Тигпен — Ed Thigpen) в Hickory House — том нью-йоркском клубе, который надолго облюбовала другая пианистка из Старого Света с совершенно другой судьбой — Мэриэн МакПартленд. Третий альбом Blue Note — студийная встреча с выдающимся тенор-саксофонистом Зутом Симсом. Ютта Хипп явно была «девушкой с характером», в частности, она отказалась играть музыку своего благодетеля Фэзера, блестящего знатока джаза, историка и теоретика, но как музыканта, между нами, почти графомана. А потом обиделась на то, что ее стали сравнивать с Хорасом Сильвером, тогда только что отделившимся от «Джазовых вестников» Арта Блейки, и... исчезла из музыки навсегда. Так что в Blue Note даже не знали, куда переводить ей гонорары.
А между тем одинокая мисс Хипп прожила довольно долгую жизнь, кое-как сводя концы с концами — в частности, занималась изготовлением кукол, которые у нее не очень охотно покупали. И умерла в 2003 году у себя дома в Квинсе, на окраине Нью-Йорка.
К тому же на этой записи Зут Симс явно был в ударе — достаточно заметить, как почти во все импровизации он вставляет нечто вроде лейтмотива из спиричуэла «When the Saints Go Marchin’ In». Неплох в двух номерах биг-бэндовый трубач Джерри Ллойд. По иронии судьбы, два бонус-трека, которыми снабжен этот диск, демонстрируют, что немецкая пианистка не очень-то подражала Сильверу в те годы. Скорее уж она увлекалась интеллектуальным кул-джазом Ленни Тристано (Lenny Tristano). Но и в этом была достаточно самостоятельна.
Trio Toykeat
«One Night in Tampere — Live»
Blue Note/EMI
После без малого 20 лет сотрудничества и шести компакт-дисков лидер трио Toykeat пианист Иро Рантала уже набрал новый состав. Так что диск «Один вечер в Тампере», записанный на концерте 19 ноября 2006 года, последний почти в любом смысле слова. И он отличается от предыдущих пяти или шести дисков Рантала и его партнеров — Эрика Сиикасари, бас и Рами Эскелиннена, ударные: на нем нет рок-хитов ни от Дэвида Боуи, ни от Black Sabbath, чем трио славилось еще до возникновения американского Bad Plus. В «Тампере» Трио Рантала обращается к широкой джазовой аудитории — наряду со своими известными композициями играет гораздо больше джазовых стандартов (особенно выделяется по-композиторски перегармонизованная баллада Эллингтона «В сентиментальном настроении»). И собственная «Финальная фантазия», в которой Рантала иронически сочетает черты музыки барокко со скоростными «бахизмами», типичными для поп-металлических гитаристов. Скажем, когда-то модной Europe, у которой была песня «Финальный отсчет». А может, и нет. В любом случае финское джазовое трио будут помнить дольше, чем какую-то там поп-группу, даже с металлическим уклоном.
Net — Джазу
http://www.fimic.fi/ — это URL Финского информационного музыкального центра (государственной организации), вот уже четыре года подряд проводящий в России выставки-семинары, на которых представляет в основном свою популярную музыку, но также классику и джаз. Универсальная фирма RockAdillo, в частности, презентовала и диск Trio Toykeat. Если на указанном сайте информации о нем нет (все-таки «One Night in Tampere» — не столько финское, сколько международное издание), то про остальные альбомы и про пианиста/композитора Иро Рантала есть. Как и вообще много всего про финский джаз, хоть и по-официальному сухо, зато без всех свойственных Интернету ошибок и субъективностей.