Режиссеры Дженнифер Флэкетт, Марк Левин. В ролях: Эбигайль Бреслин, Джоди Фостер, Джерард Батлер.
Еще одна маленькая мисс Sunshine. Еще одна полная очарования семейная комедия о трех одиноких людях — 11-летней девочке Ним, ее отце-вдовце и писательнице Александре. Но, по порядку: девочка вместе с отцом живет на острове, которому она дала свое имя — Ним. Когда отец Ним уходит на работу (он занимается изучением и разведением планктона), смелая девочка не чувствует себя одинокой, потому что у нее есть друзья: игуана Фред, морской лев Силки, черепаха Чика и спутниковая тарелка для выхода в Интернет. Но особое наслаждение ей доставляют книги о бесстрашном путешественнике Алексе Ровере, который представляется девочке совершенно реальным человеком. Он таким и окажется. Или почти таким. Когда Ним понадобится помощь Алекса Ровера, он откликнется, как только получит весточку по Интернету, и без промедления примчится, преодолев океаны и континенты. Вот только одна неувязочка: Алекс окажется не мужественным и неуязвимым Индианой Джонсом, а миниатюрной женщиной, писательницей по имени Александра (уменьшительное — Алекс), которая сочиняет захватывающие дух приключения, будоражащие фантазию маленькой одинокой девочки. Не надо большого зрительского опыта, чтобы догадаться, что перипетии трех героев — не что иное, как путь к себе и к семье, какой они к финалу станут. Фильм снят по одноименному роману Уэнди Орр, анимация в прологе и финале добавляет ему привлекательности. Совершенно неожиданная Джоди Фостер — непривычно комичная, абсолютный антипод своих прошлых ролей.
«В Брюгге» (In Bruges)
Великобритания — Бельгия, комедийный бовик
Режиссер Мартин МакДонаф. В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Рэйф Файнс, Сайэрэн Хайндз.
Дублинских киллеров, проваливших задание, их босс Гарри (Рэйф Файнс) отправляет в Брюгге, чтобы они там сидели тихо и не высовывались. Дело в том, что Рэй (Колин Фаррелл) и Гарри (Брендан Глисон) убили священника: Рэй пришел в исповедальню и открылся будущему покойнику в том, что собирается его убить. Получив отпущение грехов (священник был профессионалом), Рэй (тоже профессионал) дело свое таки сделал. Что тут скажешь — бизнес. Но вмешался случай, и Рэй убил маленького мальчика-свидетеля, пришедшего на исповедь с аккуратным перечнем прегрешений. Такое для профессионала — пятно на всю жизнь. И вот теперь ссылка в Брюгге, где Рэй пускается во все тяжкие — ввязывается в потасовку с туристами, отбивает красотку у ее бой-френда-скинхеда, знакомится с карликом-американцем, снимающим документальный фильм о Брюгге. Аристократического вида Гарри постарше и ведет себя посолиднее, он покупает путеводитель, из которого узнает, что Брюгге — самый красивый средневековый город в Европе, в чем сомневаться не приходится благодаря впечатляющей работе оператора Айгиля Брильда. Кинодебют известного английского театрального режиссера Мартина МакДонафа — весьма непредсказуемая черная комедия, сюжет которой чем дальше — тем лучше. В 2006-м МакДонаф получил «Оскара» за лучший короткометражный фильм «Six Shoooter». Во второй половине ленты на сцене появляется Рэйф Файнс, он же Гарри, который до этого был только грозным голосом в телефонной трубке. Дело в том, что Гарри поручил Кену убрать нерадивого напарника Рэя, который своим проступком подорвал его бизнес, но... — и киллеры любить умеют — Кен искренне симпатизирует Рэю, видя его раскаяние, и саботирует задание. Фильм смешной, необычный, туристически-красивый с нравственным «посланием» в финале.
«Чистильщик» (Cleaner)
США — Финлядия, экшн
Режиссер Рене Харлин. В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Эд Харрис, Ева Мендес, Луис Гузман.
Ренни Харлин в 2002 году получил премию «Оскар» за драму «Восхитительный ум» с Расселом Кроу в роли гениального математика, страдавшего шизофренией, но благодаря усилиям жены сумевшего преодолеть недуг и стать Нобелевским лауреатом. Мастеровитый режиссер предпочитает работать в популярном жанре триллера, который варьирует в диапазоне от хоррора («Кошмар на улице Вязов, 4») до комедии («Крепкий орешек, 2»), от мистики («Приключения Форда Ферлейна») до экшна («Остров головорезов», «Долгий поцелуй на ночь»). В «Чистильщике» режиссер верен себе, однако фильм получился слишком обычным, чтобы привлечь истинных знатоков и гурманов жанра, и слишком путаным, чтобы понравиться массовому зрителю, состоящему из тинэйджеров. «Если убрать вычурный стиль, претенциозный сюжет и аморальную, абсурдную развязку, то останется крепкий, но бесцветный «noir» («нуар»)», — написал американский рецензент. Ключевое слово — «крепкий» — можно посчитать похвалой. Бывший полицейский Том Катлер (Сэмюэл Л. Джексон), выйдя на пенсию, завел собственный, вполне доходный бизнес по утилизации биоотходов, которые есть во всех медицинских учреждениях, анатомичках, моргах. Однажды Тома вызывают в богатый район, где в роскошном особняке явно совершено убийство, следы которого ему предстоит уничтожить. Когда на следующий день Том приходит вернуть ключи, то обнаруживает в доме хозяйку, молодую женщину (Ева Мэндес), ничего не знающую о случившемся, кроме того, что, вернувшись из поездки, не нашла мужа. Далее начинается форменная мистерия, в которой участвуют экс-коллеги Катлера из полицейского департамента, всплывает старое расследование убийства его жены, но все эти сюжетные нити довольно плохо связываются, оставляя немало вопросов...
«Список контактов» (Deception)
США, детектив
Режиссер Марсель Ландженеггер. В ролях: Эван МакГрегор, Хью Джекман, Мишель Уильямс, Наташа Хэнстридж, Мэгги Кью.
Джонатан МакКоверн (Эван Мак Грэгор) благовоспитанный человек и скучный аудитор, считающий и пересчитывающий чужие доходы-расходы. У него нет ни семьи, ни друзей, ни подруги. Однажды на его пути возникает искуситель в лице ловкого юриста Уайтта Босома (Хью Джекман), который открывает для Джонатана двери в элитный секс-клуб, где успешные и шикарные женщины, не желающие осложнять свою жизнь чувствами и тем паче браками, получают интимные услуги. «Дневная красавица» Луиса Бунюэля — просто застенчивый детский лепет. Джонатан влюбляется в молодую женщину (Мишель Уильямс), которая просит называть ее «S». В одно отнюдь не прекрасное утро «S» исчезает, а пятна крови на ковре и постели недвусмысленно указывают на преступление. Наивный аудитор становится единственным подозреваемым в деле об убийстве женщины и многомиллионной краже.
Аудитору, чтобы спасти собственную шкуру, предстоит применить все свои аналитические способности и распутать хитроумную интригу.
«Второе дыхание» (Deuxieme souffle, Le)
Франция, детектив
Режиссер Ален Корно. В ролях: Даниэль Отой, Моника Беллуччи, Мишель Блан, Жак Дютрон.
«Второе дыхание» — римейк одноименного фильма 1966 года классика французского кино Жана-Пьера Мельвиля, который в ту пору выпустил подряд несколько необычных и удачных лент («Полицейский осведомитель», «Самурай») о гангстерах-аутсайдерах, благородных преступниках, которые не могут найти точек соприкосновения ни с обществом добропорядочных граждан, ни среди себе подобных. И опять-таки Даниэль Отой — теперь в роли гангстера Гюстава Минда (для друзей просто Гю), которого в старой ленте играл Лино Вентура. Моника Беллуччи исполняет роль его подруги Мануш, которую 40 лет назад должна была сыграть актриса иного, интеллектуального плана Симона Синьоре, но в процессе доводки сценария роль просто вылетела. Прошлые достоинства оригинала — единственные достоинства римейка. Однако поскольку у нас Мельвиля вряд ли кто видел, то, глядишь, лента Корно сгодится. Фильм о гангстере, после 10 лет отсидки совершившем побег и провернувшем солидное дельце, чтобы обеспечить себе и своей подруге будущее. Комиссар Блот (Мишель Блан), понимая, что Минда голыми руками не возьмешь, распускает слух, будто тот предатель, убивающий своих. Гюстав, хоть и гангстер, но человек чести, решает распутать дело, доказав своим, что его оклеветали. Причем среди своих он чужой, да и среди чужих тоже чужой, но у гангстера собственная гордость, вследствие чего мы имеем непомерный 155-минутный сюжет — не гангстерский фильм, а классицистическая трагедия, в которой борьба между чувством и долгом приводят к смерти героя.
«Очень страшный детектив» (MR-73)
Франция — Италия
Режиссер Оливье Маршаль. В ролях: Даниэль Отой, Оливия Бонами, Катрин Маршаль, Франсис Рено.
Французские детективы не похожи на американские — меньше экшна, больше психологии. Юного зрителя это отпугнет, аудиторию постарше привлечет. В заключительной части трилогии режиссера Оливье Маршаля («Гангстеры», 2002, «Отдел полиции 36», 2004) Даниэль Отой, которого называют рефлексирующей звездой французского кино, играет полицейского Луи Шнайдера. Любопытно, что режиссер Маршаль — в прошлом полицейский и ушел со службы 15 лет назад «при схожих с фильмом обстоятельствах». Итак, детективная драма с элементами автобиографии. Безусловно, Маршаль знает, о чем снимает, хотя в кратком переложении фабула не отличается новизной. Марсельский полицейский Луи Шнайдер переживает трудный период: проблемы на работе, в семье, а тут еще досрочно за примерное-де поведение выпускают на свободу серийного маньяка Чарльза Субра, в поимке которого Шнайдер сыграл главную роль. Не сказать чтобы герой Отоя был циником, но жизнь на пределе и грязное ремесло изрядно покалечили его психику: он всегда небрит, всегда слегка пьян и с бутылкой в руке, он не только не верит в Бога, но считает его «сукиным сыном» и грозится рано или поздно убить. Иными словами, мир представляется ему несправедливым, и винит он в этом Создателя. Французская критика не могла не признать, что такого смрадного и сумрачного Марселя еще не было во французском кино.
«Александр. Невская битва»
Россия, исторический экшн
Режиссер Игорь Каленов. В ролях: Антон Пампушный, Светлана Башмакова, Игорь Ботвин, Юлия Галкина.
Рискованное предприятие — фильм о новгородском князе Александре, прозванном Невским. После Эйзенштейна, Тиссе, Прокофьева, Черкасова... Героическая победа над тевтонскими рыцарями накануне вторжения нацистов прозвучала поистине грозным предупреждением. Кстати, в этом году ровно 70 лет, как был снят тот классический и патриотический «Александр Невский», хотя совпадение, думаю, случайное. Просто пришло время с новым размахом и с большими деньгами снять ленту, на которую нерадивых тинэйджеров будет приказано водить целыми классами, школами — наглядный урок родной истории в компьютерную эру. Дорогостоящий, но надежный путь посеять разумное, доброе, вечное.
Действие фильма охватывает период с 1238 по 1240 годы, когда 19-летний княжич Александр Ярославович начал самостоятельное правление в Великом Новгороде. Создатели ленты — продюсеры Рустам Ибрагимбеков и Игорь Каленов, кинодраматург Владимир Вардунас и режиссер, уже упомянутый в иной ипостаси Игорь Каленов — старательно делают из Александра Невского идеального национального героя, этакую мифологическую фигуру. Делать и в самом деле приходится, поскольку, как известно, в русской истории едва ли сыщется безгрешный правитель. Зато с «экшном» у нас все в порядке, «экшна» в России во все времена переизбыток — никаких денег на спецэффекты не хватит. Татаро-монголы во главе с Батыем угрожают Александру с юга, на севере шведы замышляют крестовый поход на Русь, а внутри, как водится, оппозиция, она же боярская смута — заговор о предательской сдаче города. Ну и на личном фронте проблемы — лучший друг Ратмир воспылал страстью к супруге князя Александре Брячиславовне. На вопрос, смотреть или не смотреть сознательному зрителю, у меня нет ответа.
«Молодость без молодости» (Youth Without Youth)
США — Румыния, драма/триллер
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола. В ролях: Тим Рот, Алехандра Мария Лара, Бруно Ганц, Андре Хеннике.
Фрэнсис Форд Коппола стал классиком в 33 года после выхода на экраны в 1972-м «Крестного отца». В 1979-м мир ошеломляет «Апокалипсис сегодня», сразу же попадающий в список великих шедевров всех времен и народов. После такого триумфа режиссер мог уже ничего не снимать, почивать на лаврах. А он за 20 лет (1979 — 1998) снял почти полтора десятка картин — это не были неудачи, это был поиск, который принимали с прохладным пиететом. И тогда Коппола замолчал на целых 10 лет. И вот — «Молодость без молодости», трудная двухчасовая картина, экранизация одноименного романа религиозного философа Мирсеи Элиаде. Фильм-размышление о времени, о возрасте, о предназначении человека. Кое-что в картине невнятно, кое-что сложно, путано, но ее художественные открытия столь значительны, а фигура автора столь знакова, что стоит приложить старание, интеллектуальное, к слову сказать, и посмотреть эту ленту. Фильм начинается с ночного кошмара семидесятилетнего профессора-лингвиста Доменика Матеи (Тим Рот): смазанные пятна света, колышущиеся тени, женские искаженные лица, тикающие часы... Доменик в поту просыпается, точно так же, как некогда в «Апокалипсисе...» вырывался из полубреда-полукошмара герой Мартина Шина. Только на этот раз персонаж Копполы решает свести счеты с жизнью, поскольку в отпущенные ему земные сроки он не успевает завершить труд, которому отдавался со страстью и самоотречением. Кроме того, он узнал, что умерла женщина, которую он когда-то оставил, выбирая между любовью и своим предназначением. Но у судьбы свои виды на Доменика: пасхальным утром на станции в Бухаресте в него попадает электрический разряд, который не только не убивает его, но, напротив, необъяснимым образом запускает процесс регенерации — омоложения. Доменик получает еще один шанс, еще одну жизнь, возможность закончить свой труд и встретить Веронику, копию умершей Лауры (обе роли — Алехандра Мария Лара).