СИЛЬНОЕ ЗВЕНО

06/2008 Николай ЕФРЕМОВ

усилитель мощности Musical Fidelity Superchardger 550K

ФОРСАЖ ДЛЯ TUTTI*

* Tutti (итал.) — одновременное вступление всего состава оркестра.

НЕТ, SUPERCHARGER ВОВСЕ НЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО, КАК МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ ПО НАЗВАНИЮ. НА САМОМ ДЕЛЕ ЧАРДЖЕРОМ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ АНГЛИЙСКИЕ ЛЕТЧИКИ НАЗЫВАЛИ ДОБАВКИ К ТОПЛИВУ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УВЕЛИЧИТЬ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ. ИМЕННО ЭТО И ИМЕЛ В ВИДУ ЭНТОНИ МИКАЭЛСОН, ИДЕОЛОГ MUSICAL FIDELITY, ДАВАЯ ИМЯ СВОЕМУ НЕОБЫЧНОМУ ДЕТИЩУ.

  • КОМПОНЕНТЫ
  • Универсальный проигрыватель Denon DV2930 ($1200).
  • Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
  • Межблочные кабели Esoteric Audio Graphis Interconnect ($150).
  • Акустический кабель Legacy TL Speaker ($1030).
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
  • МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
  • 1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
  • 2. Laibach, «Jesus Christ Superstar». Mute, 1996.
  • 3. 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006.

А необычность этих моноблоков в том, что основное их назначение — форсировать мощность и, соответственно, расширять динамический диапазон более слабых усилителей. Зачем это нужно? Прежде всего — для более достоверной передачи музыки. Известно, что симфонический оркестр на tutti* может создать в пике звуковое давление 115 дБ, а на рок-концерте — и того больше. Правда, теоретически достижимый динамический диапазон 16-битовой записи в CD-Audio всего 96 дБ (на практике немного меньше), зато у SA-CD он может достигать 144 дБ. И это, кстати, наиболее заметное на слух отличие форматов. Энтони Микаэлсон считает, что правильная аудиосистема в реальных условиях должна иметь пиковый динамический диапазон хотя бы 110 дБ. А какой уровень звукового давления способна создать ваша система?

Специалисты Musical Fidelity предлагают для определения такую методику:

a) пользуясь таблицей, переведите мощность вашего усилителя из Вт в дБВт;

b) прибавьте к мощности усилителя в дБВт чувствительность вашей акустики, выраженной в дБ (2,83 В/1м);

c) рассчитайте ослабление сигнала за счет расстояния от колонок до слушателя. Оно составит 6 дБ при двух метрах, 12 дБ при четырех и т.д.;

d) вычтите это значение из того, что получилось в пункте b. Это и будет максимальный пиковый уровень в точке прослушивания.

Считается, что пиковый уровень не должен быть менее 106 дБ, т.е. при чувствительности акустики 87 дБ (наиболее распространенное значение) и расстоянии до слушателя 4 м минимальная мощность усилителя должна быть не менее
106 + 12 — 87 = 31 дБВт, т.е. более 1000 Вт согласно той же таблице. Собственно отсюда и рассчитывалась мощность «Суперчарджеров» — 1100 Вт при одновременной работе двух каналов.

Напомню, что эти ватты нужны вовсе не для достижения болевого порога, но для адекватной передачи динамических контрастов хорошо записанной музыки.

Supercharger 550K представляет собой массивный (порядка 12 кг) цилиндр высотой 400 и диаметром 220 мм. Он имеет входные терминалы высокого уровня, к которым с помощью акустического кабеля подключается маломощный усилитель. При этом сами моноблоки должны соединяться с колонками предельно коротким и толстым кабелем, который входит в комплект. В этом я вижу еще одно явное преимущество — при больших токах длина и качество кабеля становятся очень критичными, здесь же мы начисто избавляемся от этой проблемы. В таком включении входное сопротивление моноблока около 50 Ом, поэтому и промежуточный усилитель работает в облегченном режиме с минимальными искажениями, а при малых токах качество акустического кабеля уже не столь критично. Поставив моноблоки позади колонок, вы можете о них забыть: они переходят из Standby в рабочий режим автоматически при появлении сигнала на любом из входов и отключаются минут через 10 при его отсутствии. На любом — т.к. предусмотрен также линейный вход RCA, к которому можно подключить предварительный усилитель или CD-проигрыватель с регулируемым выходом. В таком случае 550К превращается в классический монофонический оконечник.

Мощность каждого моноблока — 550 Вт на 8-омной нагрузке и 750 Вт на 4-омной, чего вполне достаточно, даже если у вас малочувствительная акустика установлена в большой комнате. Огромный ток, отдаваемый в нагрузку (до 250 А в пике!), обеспечивается двенадцатью выходными транзисторами Sanken SAP15 и силовым тороидальным трансформатором 620 ВА. Боковые ребристые стенки корпуса служат теплоотводом, что и позволяет эффективно охлаждать выходные транзисторы. В целом же по схемотехнике и основным параметрам усилитель идентичен интегральнику kW550, имеющему рекордно малый уровень шумов и гармоник. Для «Суперчарджера» это особенно важно, ведь форсируя мощность другого усилителя — будь то ламповый или транзисторный, — он не имеет права даже на малейшую отсебятину. Энтони гарантирует, что «Supercharger 550К не изменит звучание вашего усилителя. Ну, разве что улучшит его». Это вполне вероятно, поскольку деградация звучания, как правило, происходит не столько в самом тракте усилителя, сколько в цепи «выход — кабель — нагрузка». В нашем же случае благодаря большому выходному току и отсутствию кабеля как такового согласование близко к идеальному.

Сначала я подключил «Суперчарджер» по линейному входу, взяв сигнал с предварительной части редакционного интегральника Bryston B60R. В таком варианте звучание действительно было очень похоже на Musical Fidelity kW550 — быстрое, прозрачное с прекрасно контролируемым басом. Динамический диапазон я решил оценить на любимом диске «Tutti!» [1], пики сигнала на котором прописаны с уровнем 0 дБ (обычно во избежание «цифрового клиппинга» режиссеры перестраховываются и снижают уровень на 3 — 6 дБ от предельно допустимого). Ощущение от такой фонограммы потрясающее. Сначала вслушиваешься в саму тему, которую ведут и развивают отдельные группы инструментов. Чувствуешь атмосферу зала, пространственное расположение инструментов, тембральное разрешение. Когда вступает весь оркестр — полное впечатление, что обрушивается лавина, которая накрывает с головой и увлекает за собой. Именно такие динамические контрасты в реальном концертном зале и доставляют максимальное удовольствие от музыки, но достичь подобного эффекта при воспроизведении записи удается очень редко. Наш случай — именно такое исключение. Средний уровень громкости был не слишком высоким, но пиковый при этом казался непропорционально огромным, хотя именно такое соотношение и бывает при живом исполнении. Правда, здесь уже не всегда на высоте была акустика (тоже, кстати, исключительный случай — Monitor Audio Gold Reference 20 способны выдерживать колоссальную подводимую мощность), которая слегка компрессировала сигнал, особенно если на tutti присутствовала мощная низкочастотная составляющая. Конечно, для совместной работы с Supercharger лучше подойдут системы с 12-ти, а еще лучше с 15-дюймовыми басовиками, тогда иллюзия концертного зала будет полной.

Мощность усилителя
Вт 30 40 50 63 80 100 125 158 200 251 316 400 500 631 795 1000
дБВт 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Тут же я на практике убедился в преимуществе коротких перемычек вместо акустического кабеля. Обычно в ходе предварительного прогрева системы мы подбираем его на слух, но каждый раз приходится идти на компромисс, ведь идеального кабеля не существует. Здесь же работает принцип «нет кабеля — нет проблемы». Особенно это чувствуется на музыке с очень насыщенным спектром [2], где очень важно правильно, без затяжки передать резкие пики сигнала. Единственное, что бы я сделал на месте разработчиков — оснастил моноблоки балансными входами, поскольку линия от предварительного усилителя к акустике может получиться очень длинной.

Впрочем, они могли посчитать это излишним, поскольку 550К в большинстве случаев будет использоваться по прямому назначению, т.е. для апгрейда системы с уже имеющимся усилителем. Сейчас мы и попробуем это сделать, соединив кабелем Legacy TL Speaker выходы «Брайстона» с высокоуровневыми входами моноблоков. Наш интегральник на редкость нейтрален и, кроме того, очень бережно передает малейшие музыкальные нюансы. Но небольшая мощность, всего 60 Вт/8 Ом, несколько ограничивает сферу его применения. Включаю ту же фонограмму, «Tutti!». Нюансировка, сцена, атмосфера — все примерно то же, что и у «Брайстона». А вот динамика совсем другая — на тех фрагментах, где интегральник обычно начинал сигнализировать о перегрузке, «Суперчарджеры» только разыгрываются, чувствуется, что у них еще огромный запас мощности. Но в этом я уже не сомневался, гораздо интереснее, насколько они способны сохранить характер звучания «ведомого» усилителя. Диск, выпущенный к 20-летию Chesky Records [3], содержит много музыкального материала, где нюансы имеют первостепенное значение. Возможно, моноблоки делают звучание слегка прохладным, чуть более стерильным, но обвинить их в скрадывании или огрублении деталей нельзя. Это редкое качество для усилителя такой мощности, обычно они начинают разыгрываться после 5 — 10 Вт на выходе, здесь же самые тихие пассажи прорисовываются четко и естественно.

Так что Supercharger 550K — вещь очень полезная, особенно если вы не можете расстаться со своим любимым — например, винтажным ламповым — усилителем, в глубине души понимая, что он не лучшим образом справляется с симфонической музыкой или вашей малочувствительной акустикой. А эти бочонки могут оказать помощь очень деликатно... l

  • Заявленные характеристики Musical Fidelity 550K Superchardger
  • Максимальное выходное напряжение RMS (20 Гц — 20 кГц), В 66
  • Пиковое выходное напряжение, В 186
  • Продолжительная выходная мощность (на нагрузке 4/8 Ом), Вт 750/500
  • Пиковый выходной ток, А 250
  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (+0/-0,2 дБ) 20 — 30000
  • Коэффициент гармоник + шум (20 Гц — 20 кГц), % 0,016
  • Отношение сигнал/шум, (А-взвешенный), дБ
  • - с линейного входа >120
  • - с высокоуровневого входа >115
  • Входное сопротивление, Ом
  • - линейного входа 50000
  • - высокоуровневого входа 50
  • Номинальная чувствительность, В
  • - для линейного входа 2,23
  • - для высокоуровневого входа 33
  • Габариты, мм 404 х 215 х 220
  • Масса нетто, кг 12,1
  • Цена 1 шт., руб. 70200

Спектр гармоник Musical Fidelity 550K Supercharger на нагрузке 8 Ом

Картина, показанная на графике, получена при 1/10 от максимальной мощности, т.е. 50 Вт. Можно видеть, что шлейф гармоник очень короткий, составляющие высоких порядков отсутствуют, что всегда благоприятно сказывается на чистоте ВЧ-диапазона. Правда, есть очень странный пик на 1,4 кГц — возможно, это следствие интермодуляции в цепи «усилитель — нагрузка». Общий уровень искажений и фона при такой мощности — 0,012%. В целом же усилитель на редкость «прозрачный», ничего не добавляющий в исходный музыкальный сигнал.

Зависимость КНИ от выходной мощности Musical Fidelity 550K Supercharger

На 8-омной нагрузке в диапазоне мощностей 0 — 200 Вт коэффициент гармоник не превысил заявленного значения 0,016%. При искажениях 1% выходная мощность достигает 500 Вт.

Работа на 4-омную нагрузку сопровождается очень незначительным повышением уровня искажений, а прирост выходной мощности при этом составляет 150 Вт. Усилитель действительно малочувствителен к сопротивлению акустических систем и легко справится с возможными провалами импеданса.

Форма прямоугольного сигнала Musical Fidelity 550K Supercharger на активной нагрузке (частота 20 Гц)

Наклоны горизонтальных участков невелики, что свидетельствует о способности усилителя пропускать инфранизкие частоты. На 10 Гц, т.е. нижней границе измерений АЧХ, спада усилений не отмечалось.

Форма прямоугольного сигнала Musical Fidelity 550K Supercharger на активной нагрузке (частота 20 кГц)

Быстродействие усилителя достаточно для передачи фронтов ВЧ-сигнала с минимальными искажениями. По этой картине можно с уверенностью сказать, что полоса пропускания усилителя реально соответствует заявленной. Выбросы на переднем фронте говорят о наличии ВЧ-коррекции по опережению, улучшающей динамические характеристики усилителя.

Форма прямоугольного сигнала Musical Fidelity 550K Supercharger на емкостной нагрузке (частота 20 кГц)

При подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,47 мкФ в выходном каскаде возникает колебательный процесс, затухающий лишь через два периода, а амплитуда первого выброса сравнима с амплитудой полезного сигнала. Такие усилители значительно лучше работают с акустикой, импеданс которых имеет минимальную реактивную составляющую.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"