В последнее время мне все чаще задают вопрос: а не пора ли покупать проигрыватель Blu-ray? До начала этого года я, не задумываясь, отвечал отрицательно. Противоборство двух HD-форматов было в самом разгаре, и отдавать предпочтение какому-либо из них было явно преждевременно. Но теперь все сомнения сняты, и к проблеме можно подойти с другой стороны — стоит ли приобщиться к победившему формату прямо сейчас или еще какое-то время подождать? В наибольшей степени этот вопрос волнует людей, создающих серьезный домашний кинотеатр на основе большого плазменного или ЖК-телевизора или проектора Full HD, предъявляющих, как мы уже не раз писали, повышенные требования к качеству источника. Вариант решения задачи первый: приобрести высококлассный DVD-плеер, оснащенный приличным скейлером. Но не останется ли он без работы через год-два? Вариант второй: отдать предпочтение проигрывателю Blu-ray. Вот только сможет ли он достаточно качественно воспроизводить диски старого формата?
Думаю, на второй вопрос мы сможем дать вполне определенный ответ, познакомившись с аппаратом, который занимает сейчас верхнюю позицию в актуальной линейке Blu-ray-плееров Sony, а именно BDP-S500. Младшую модель, BDP-S300, мы уже тестировали — это было в №2/2008. И надо сказать, она оставила благоприятное впечатление и даже была отмечена знаком «Выбор эксперта». Естественно, возникает желание сравнить два аппарата и понять, чем объясняется весьма существенная разница в цене.
«Пятисотый» кажется более массивным, хотя тяжелее младшего собрата всего на 300 г. Правда, корпус у него выше примерно на 2 см — разница ерундовая, тем не менее именно это, вероятно, и делает облик старшей модели внушительным. Еще одно видимое невооруженным глазом внешнее отличие — это моторизованная передняя панель, скрывающая лоток загрузчика у BDP-S500. Игрушка? Да нет, эффективное дизайнерское решение — гладкий темный фасад придает лаконичность, строгость и таинственность, из-за чего проигрыватель и выглядит более дорогим.
Обычно разное положение в иерархии подтверждается и определенными функциональными различиями, которые кажутся маркетологам очень важными, хотя публика часто думает иначе. Но формальная разница между BDP-S500 и BDP-S300, на мой взгляд, совсем невелика: у старшей модели звук в формате Dolby Digital Plus выводится и на аналоговые выходы, и на цифровые, а у младшей — только на аналоговые. Вдобавок BDP-S300 начисто лишена способности воспроизводить дорожки Dolby True HD и DTS-HD High Resolution. Насколько существенна поддержка этих форматов? Скажу честно: пока не знаю. Лишь предположу, что реализовать их качественные преимущества можно будет, очевидно, лишь на соответствующей акустике и усилителях. А на таковых и обычные DTS-дорожки звучат впечатляюще.
По коммутационным возможностям обе модели абсолютно одинаковы: совершенно обязательный для техники этого рода интерфейс HDMI (c поддержкой функции BRAVIA Theatre Sync) дополнен полным набором аналоговых видеовыходов, кроме VGA, который вряд ли когда появится у Blu-ray-проигрывателей — к тому моменту, когда на рынок выйдут модели за $80, мониторов с таким входом уже не останется. Интерфейса Ethernet здесь по-прежнему нет, так что об автоматическом обновлении прошивок, а также прочих сетевых возможностях можно благополучно забыть, как и о формате HD DVD, где все эти излишества были изначально реализованы. Возможно, в моделях Blu-ray следующего поколения все это будет присутствовать, но пока лучше не забивать себе мозг всякой ерундой.
Перечень поддерживаемых форматов довольно скромен — по крайней мере, по сравнению с DVD-проигрывателями. В частности, в нем нет популярного формата DivX. Что, в общем-то, понятно, поскольку растягивать пережатое видео на большой экран едва ли есть смысл. А тот укороченный перечень воспроизводимых форматов, что имеется, обусловлен вдобавок типом дисков. Так, например, файлы mp3 и JPEG будут воспроизводиться только с носителей DVD-ROM, а вот болванки CD-R/-RW прочитаются, если они записаны в формате CD-DA. Но даже фабричные музыкальные компакт-диски могут не восприниматься этим аппаратом, если они «усугублены» какой-нибудь защитой от копирования.
Масштабирующее устройство, обеспечивающее высококачественное воспроизведение фильмов c DVD-Video на современных HD-дисплеях, работает только на выход HDMI. Клавиша VIDEO FORMAT на пульте переключает доступные разрешения (вплоть до 1080p), но на компонентные разъемы видео выводится всегда в том, что записано на диске. В соответствующем пункте настроечного меню можно поставить AUTO, и тогда разрешение будет автоматически выбираться по согласованию с дисплеем. Например, на моем телевизоре с матрицей 1366 x 768 устанавливается значение 1080i. Еще один пункт настроечного меню, Source Direct, позволяет вообще отключить скейлер — на выход будет подаваться сигнал без преобразования разрешения. Замечу попутно, что выходы видео не переключаются, они работают параллельно, и это очень хорошо, поскольку сильно облегчает первоначальное подключение. Естественно, HDMI активизируется только при наличии кабеля в разъеме.
Транскодера нет. Очевидно, об этом приспособлении пора уже забыть — мне трудно представить себе современный телевизор, который был бы способен работать только в одной ТВ-системе.
Коррекция параметров изображения — двухуровневая. В первом — три фабричных пресета: Brighter Room (яркое освещение), Theatre Room (затемненное помещение) и Standard (этот пресет установлен по умолчанию). Также доступны три ячейки памяти для пользовательских детальных настроек. Для экспериментов можно взять White Enhancer (уровень белого), Black Enhancer (уровень черного), Hue (цветовой тон — для видео в системе NTSC), Chroma Level (насыщенность цветов. Обратите внимание: вместо обычной регулировки яркости — раздельные «движки» черного и белого, что значительно лучше, поскольку позволяет, в сущности, менять не только яркость, но и гамму. Замечу также, что настройка параметров изображения действует и на HDMI, и на аналоговые выходы — кроме S-Video и Video. Если немного подстроить параметр Black Enhancer, то на тестовых таблицах диска «Video Essentials» становится видна полоска PLUGE.
Аппарат поддерживает расширенное цветовое пространство x.v.Color (фирменное обозначение стандарта xvYCC), но при условии, что в нем записано видео на диске. То же самое можно сказать и о функции 24p True Cinema, ее реализация также возможна лишь при воспроизведении соответствующего контента и с дисплеем, способным работать в таком режиме.
Наш тестовый дисплей такой возможностью не обладает — это новый Full HD DLP-проектор Optoma HD800X, модель современная, но бюджетная ($3170), а потому ей эта функция «не по чину».
Тем не менее и без нее качество изображения великолепное. Для сравнения поставил рядом наш постоянный референсный DVD-проигрыватель Denon DVD-2930. Сравниваю, естественно, показ обычных DVD-Video. Разница минимальна. Пожалуй, картинка у BDP-S500 чуть более гладкая и ровная. И что удивительно, даже на аналоговых компонентных выходах не сильно хуже, разве что четкость кажется чуть сниженной из-за того, что скейлер по аналогу не работает. Единственное существенное преимущество Denon — более тонкие и подробные настройки видеотракта.
Смотрю сначала первый фильм трилогии «Человек-паук» на DVD, потом его же — на Blu-ray. Разница, конечно, сразу бросается в глаза, однако наиболее заметна она на статичных кадрах — как только появляется движение, преимущества Full HD становятся не столь очевидны. Думаю, дело в оцифровке фильма, выполненной не самым лучшим образом. А вот «Casino Royale» на Blu-ray великолепен и в статике, и в динамике.
Впрочем, вспоминаю, что столь же сильное впечатление этот фильм производил на меня (своим качеством) и на игровой приставке Sony PS3, и на BD-проигрывателе BDP-S300. Впрочем, пора переходить к музыкальным испытаниям.
В прошлом тесте, когда слушал младшую модель Sony, использовал в качестве референсного все тот же Denon DVD-2930. В этот раз соперник более серьезный — это компьютерный транспорт с внешним ЦАПом Markan LegenDA Special Edition. На двух источниках синхронно запускались одни и те же записи, входы на усилителе переключались, что позволяло убедиться в наличии или отсутствии разницы в звуке. Если помните отчет о прошлом тесте, плеер BDP-S300 проявил неплохие музыкальные способности — звук у него был мягкий, комфортный с обширной и хорошо эшелонированной сценой, однако на верхах отмечалась едва заметная вуаль. У старшей модели характер несколько иной: никакой вуали нет и в помине — все предельно ясно, чисто, подробно. Сцена широка, но у референсного источника она более масштабна. У Sony басы кажутся как бы «подсушенными», он играет чуть ярче, и это может быть и достоинством, и недостатком — в зависимости от акустики и усилителей. Тренированный слух уловит характерный звуковой почерк преобразователей дельта-сигма, но других сейчас почти что и не делают, по крайней мере, в этой ценовой категории. Так что можно констатировать: перед нами — крепкий добротный Hi-Fi, пожалуй, более точный, чем большинство испытанных нами проигрывателей. Впрочем, делать окончательный вывод о музыкальных способностях Sony BDP-S500 я бы пока не стал — аппарат еще совсем новый, ему требуется некоторое время, чтобы разыграться.
А вот что со временем вряд ли изменится, так это медлительность загрузчика при считывании диска. Особенно — на новейших релизах, снабженных усиленной защитой от копирования. Однако судя по прошлому тесту, это особенность отнюдь не данного аппарата, а всего нынешнего поколения HD-проигрывателей. Так что будем терпеливы. Служенье муз не терпит суеты. l
Отлично показывает кино как с Blu-ray, так и с DVD, достойно играет музыку. Есть возможность настраивать параметры картинки.
Аппарат излишне задумчив и нетороплив при загрузке дисков.
Высококачественный и добротный видеоисточник, способный продлить жизнь коллекции DVD-Video и позволяющий одновременно в полной мере реализовать все преимущества Blu-ray.