СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ПОЛОЧНАЯ АКУСТИКА ЗВУЧИТ ЛУЧШЕ НАПОЛЬНОЙ ТОЙ ЖЕ СТОИМОСТИ. В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК, ЕСЛИ НЕ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ОДНО ВАЖНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО: ЧТОБЫ ПОЛОЧНЫЕ МОНИТОРЫ ПОЛНОСТЬЮ РАСКРЫЛИ СВОИ СПОСОБНОСТИ, ИМ ТРЕБУЮТСЯ СТОЙКИ. ХОРОШИЕ, ЗАСЫПНЫЕ, СТОЯТ НЕДЕШЕВО, И В РЕЗУЛЬТАТЕ ВАРИАНТ С КОМПАКТНЫМИ НАПОЛЬНЫМИ АС МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ИНТЕРЕСНЕЕ СО ВСЕХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ.
К такому выводу я пришел после первого знакомства с колонками Tannoy Revolution Signature DC4 T. Думаю, саму компанию представлять не надо — 80-летний опыт создания культовой акустики говорит сам за себя. Линейка Revolution Signature появилась относительно недавно, и в ней явно прослеживается тенденция, которой все чаще следует прогресс — технологии и материалы, применяемые в элитных изделиях, постепенно внедряются в бюджетный сегмент.
В DC4 T установлены фирменные коаксиальные драйверы Dual Concentric, объединяющие мидбас со 100-миллиметровым диффузором из длинноволокнистой целлюлозы и титановый твитер WideBand. Последний имеет эффективный неодимовый магнит и волновод Tulip Wave Guide. Купол толщиной 25 микрон нагружен на заднюю камеру, воздух в которой является демпфером, подавляющим резонансные пики. Заявленная верхняя граница воспроизведения этих систем — 54 кГц, чего более чем достаточно для любых аудиоформатов. Кроме того, уход в сверхзвуковую область позволяет снизить фазовые сдвиги в слышимом диапазоне. А при установке пищалки в центре среднечастотника получается точечный источник с когерентным излучением. Другими словами, временные сдвиги между сигналами разных частот минимальны, что повышает прозрачность звучания и точность передачи тембральных оттенков. Коаксиальная сборка имеет магнитный экран, так что колонки можно ставить рядом с телевизором.
Нижний диапазон воспроизводится еще одним 4-дюймовым драйвером с диффузором из целлюлозы и резиновым подвесом. Акустическое оформление — фазоинвертор, порт выведен на лицевую панель.
Кроссоверы Tannoy предпочитает самые простые, следуя принципу «чем меньше элементов на пути сигнала, тем лучше». Поэтому в ВЧ-звене работает фильтр первого порядка (т.е. единственный разделительный конденсатор), а в НЧ — второго. И даже при столь лаконичной схемотехнике компания уделяет серьезное внимание качеству компонентов — собственная технология DMT (Differential Material Technology) предусматривает применение пленочных емкостей аудиофильского качества и ламинированных катушек индуктивности с малыми потерями. Внутренняя разводка выполнена посеребренным проводом из бескислородной меди. Неплохо для напольных колонок стоимостью около 50000 руб?
Да и форма корпуса не характерна для бюджетной акустики. Вместо традиционного ящика мы видим конструкцию с закругленными стенками, довольно сложную и затратную в изготовлении. Зато она обладает повышенной жесткостью и «убивает» стоячие волны во внутреннем объеме. Для снижения вибраций применяются стяжки между задней частью излучателей и корпусом. Изготовлены колонки очень тщательно и отделаны шпоном натурального дерева. Цветовые варианты — «Светлый дуб» и «Эспрессо» (на фото).
Входных клемм пять. Две пары с перемычками предусматривают подключение bi-wiring, а дополнительный «пост» рекомендуется использовать для заземления — подключения экрана акустического кабеля. Таким образом можно защититься от ВЧ-помех, наводимых по воздуху различными домашними устройствами. Например, компьютером или мобильными телефонами.
Колонки устанавливаются на шипы, в комплекте также металлические подпятники — чтобы не портить пол.
Испытание начинаем со сборника Burmester [1], на котором с образцовым качеством записана музыка самых разных жанров. Первое, на что обращаешь внимание — ясная и информативная середина, что особенно заметно на вокале. Акустика точно передает характерные особенности исполнения и малейшие тембральные оттенки. Сцена — просто вне конкуренции. Она четко разделена по планам в глубину, на некоторых треках колонки буквально исчезают, остаются лишь четко локализуемые пространственные образы. Фазоинвертор, выведенный на переднюю панель, в принципе, допускает установку АС вплотную к стене комнаты, но делать этого не следует — можно потерять эшелонирование в глубину. Исходя из собственного опыта, советую оставить расстояние не менее 40 см. Из минусов отмечу отсутствие низкого баса, из-за чего общий тональный баланс кажется смещенным вверх. Чаще всего это чувствуется на симфонических произведениях, записанных в большом зале. Так что если вы любите классическую музыку, сабвуфер станет весьма полезным дополнением к системе.
Во всем остальном диапазоне поводов для критики остается мало. Колонки прекрасно отыгрывают сложные и динамичные композиции, например, Dream Theater [2] с затейливой пространственной структурой. Воспроизведение на редкость быстрое, без малейших намеков на потерю темпа или невнятность. Верхняя середина кажется чуть ярковатой, но если усилитель чересчур нейтрален или вял, такой акцент может оказаться даже полезным. Любители рока оценят и еще одно полезное качество DC4 T — способность при небольших, в общем-то, габаритах, справляться с резкими пиками сигнала. Удар передается вполне адекватно — резко, мощно, без замыливания нюансов. Благодаря этому свойству колонки прекрасно себя покажут и во фронтальных каналах домашнего кинотеатра. Самый верхний диапазон чист и детален. Кроме того, я не услышал резкости и агрессии, характерной для большинства титановых твитеров.
Архивные записи [3] звучат вполне адекватно своему времени, возможно, это заслуга бумажных диффузоров. На старой фонограмме Колтрейна [4] была заметна легкая рупорная окраска, но когда это вредило джазу? Кстати, благодаря высокому импедансу эта акустика прекрасно сработается с ламповым усилителем. В результате может получиться очень интересное звучание — динамичное, комфортное, с намеком на ретро.
И не пренебрегайте шипами. Хотя колонки не воспроизводят инфрабаса, при установке их на пол нижней плоскостью нижняя середина может потерять телесность.
В целом же характер у Revolution Signature DC4 T вполне взрослый, по динамике и способности формировать пространственную картину они заметно превосходят большинство полочных мониторов аналогичной стоимости. Так что для комнаты средних размеров это очень привлекательный вариант. Тем более что им не потребуется суперусилитель, вполне подойдет средняя модель из хай-файной линейки практически любого производителя. l
КОМПОНЕНТЫ
CD/SACD-проигрыватель Yamaha CD-S2000 ($2100).
Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
Межблочные кабели Accuphase Super Refined SL-10G ($600).
Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
2. Dream Theater, «Falling Into Infinity». Warner, 1997.
3. Creedence Clearwater Revival. Fantasy, 20 bit K2 coding, 2000.
4. John Coltrane, «Ole Coltrane». Atlantic, 1998.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления
от частоты Revolution Signature DC4 T
Обратите внимание, что для вывода графика потребовалось увеличить масштаб по вертикали до 100 Ом, поскольку резонансный пик вблизи частоты раздела полос достиг 60-омной отметки. Это характерно для простейших фильтров 1-го порядка, состоящих из одного конденсатора. Номинальное сопротивление системы 10 Ом, а заявленное значение 8 Ом достигается на высоких частотах, в диапазоне 12 — 20 кГц. Поэтому при выборе усилителя можно не обращать внимания на его нагрузочную способность, а сосредоточиться исключительно на звуковых свойствах. Ламповый тракт этим АС противопоказан, поскольку их импеданс имеет высокую реактивную составляющую и, как следствие, большие сдвиги фаз в рабочем диапазоне.
Фазоинвертор настроен высоко для напольной конструкции — на 75 Гц, но это оптимум для 4-дюймового НЧ-драйвера. Так что глубокий бас получить здесь вряд ли удастся.
Амплитудно-частотная характеристика
Revolution Signature DC4 T
Чувствительность АС в реальном помещении порядка 89 дБ, т.е. даже выше заявленной. Поэтому для раскрытия их динамического потенциала не потребуется слишком мощный усилитель, для комнаты средних размеров будет достаточно 60 Вт на канал. В целом характеристика очень ровная, особенно в самой ответственной, среднечастотной области. Это положительно скажется на тембральном балансе при воспроизведении вокала, что очень важно. А вот вблизи частоты раздела имеется заметный прогиб, который получается из-за фазовой интерференции звуковых волн. Он характерен для большинства коаксиальных излучателей и является неизбежной платой за широкую диаграмму направленности. Расхождение кривых, снятых на оси и при углах 30 и 50 град. (синяя, красная и зеленая соответственно), незначительно. Такая дисперсия обещает масштабную стереопанораму и правильную сцену даже в том случае, если колонки не удастся расположить симметрично относительно слушателя. Если верхняя середина покажется слишком яркой, подъем на 5 — 6 кГц можно устранить легким разворотом колонок к центру.
Порт (черная кривая слева) работает в диапазоне 50 — 150 Гц и отлично стыкуется с басовой головкой. Его резонансы незначительны, поэтому посторонних призвуков не будет даже на большой громкости.
Заявленные характеристики АС Tannoy Revolution Signature DC4 T