ROCKАЛЬБОМ

04/2008 Елена САВИЦКАЯ

Van Der Graaf Generator

«Real Time» (2 CD)

Fie!

Этот концертный альбом — запись первого (после возрождения VDGG и выпуска нового студийного диска «Present») выступления в лондонском Royal Festival Hall, состоявшегося 6 мая 2005 года. Те счастливчики, что посетили российские выступления последовавшего затем тура, могут подтвердить: группа была в прекрасной форме, так что ожидать от двойного концертника какого-то подвоха не приходится. Скорее, наоборот: если слушатели Театра эстрады могли пожаловаться на слишком «гружёный» звук и исчезающий временами вокал, то в «Real Time» всё находится в идеальном балансе, всё отлично прослушивается, всё взаимодействует и живет. «Дебютный» концерт в Лондоне был особенно важным для Хэммилла: ведь группа не выступала около 30 лет!  В предисловии к диску Питер пишет, что перед выступлением отчаянно нервничал и паниковал, ходил за сценой кругами, и только чувство ответственности перед зрителем «вытолкнуло» его в зал. Однако волнения были излишни: продирающий до печенок голос Хэммилла, его непередаваемые «упаднические» интонации, слаженная игра группы и высокий класс инструменталистов (органиста Хью Бэнтона, ударника Гая Эванса и духовика Дэвида Джексона), торжественная и трагическая красота музыки с ее безумными контрастами, яростными всплесками и пугающими моментами тишины — ничто не потеряно, а может, даже преумножено с опытом. Начиная концерт вкрадчиво — с «тихих» вещей «The Undercover Man» и «Scorched Earth» (из позднего альбома «Godbluff»), Хэммилл и Ко ведут слушателя к длительной напряженнейшей кульминации («Childlike Faith In Childhood’s End», «ManErg», бисовая «Killers») и катарсису («Wondering»). Причем ощущение сыгранности и мощи только возрастает ко второй части альбома (когда музыканты, казалось бы, должны уже были подустать): кода «The Sleep-walkers» звучит, как настоящий хард-рок, а психоделические эпизоды ввергают в транс. В альбоме много импровизаций, а «Lemmings» предпослано развернутое вступление, так что начало вещи даже трудно узнать. Отлично слышна реакция публики — и секундные затаенные паузы по окончании песен,  и яростные аплодисменты, и крики отдельных товарищей, вступавших в препирательства с Хэммиллом, объявлявшим песни. Кстати, Питер в своих конферансах немало шутит, вызывая смех в зале, но своеобразная речь его будет понятна лишь тем, кто хорошо знает английский. Остается добавить, что на двойнике представлены в основном старые хиты  (как и на российских концертах — сет-лист в целом совпадает), а из «Present» лишь две вещи (но какие!)  — «Every Bloody Emperor» и «Nutter Alert». Так уж получилось, что рецензия на этот альбом выходит    к новому московскому выступлению VDGG (20 апреля). Жаль, что оно пройдет уже без «отколовшегося»   Дэвида Джексона и его ревущих саксофонов, но  «Генератор» найдет чем нас пронять.

Тараканы!

«15 лет — Острые когти»

ООО «АиБ Техник»

На 15-летии «Тараканов!» в клубе «Точка», судя по всему, творилось невероятное рубилово. Ибо вместить в 65-минутное выступление 28 песен (без пауз), тонну драйва, бочку дегтя, вагон и маленькую тележку веселой злости, обойму пулеметных гитарных риффов, убойную дозу барабанных дробей, число пи дружных подпевок «О-о-о!»  и яростных воплей может не каждый. А уж устоять на месте под такое трудно! Исполняя хиты разных лет     — от старинных развеселых «Мне плохо с утра»    (с самого первого альбома «Четырех тараканов»)    и «Крысы» до новейших актуально-скандальных «Верните XTC на танцпол» и «Кто-то из нас двоих», «Тараканы!» наглядно демонстрируют, что когти у них по-прежнему очень острые. Если последние  студийные альбомы отдают «излишним» профессионализмом и выверенностью, то здесь в достатке и грязи, и дуракаваляния, и живого напора, и проглатываемой скороговорки текстов, и воплей из толпы    (которая, правда, не всегда «в кассу» подпевает). Ничего, судя по всему, не подчищено, не переписано   (да и смысл?). Но вот парадокс: слушать альбом в домашних условиях совершенно невозможно. Происходит когнитивный диссонанс между спокойной и уютной обстановкой и потоком грубой энергии, врывающейся в привычное пространство. Звук такой плотный, а «бочка», хоть вроде и находится в балансе, настолько давит на барабанные перепонки, что становится больно ушам. Слушать альбом некомфортно, но ведь это панк-рок, чего же вам надо? Вероятно, раз и студийные, и концертные записи «Тараканов!» не соответствуют воображаемому идеалу, нужно идти на концерт. Согласны? Тогда вперед. К счастью, для этого нет необходимости ждать очередного юбилея, достаточно заглянуть на сайт группы и выбрать подходящую дату.

Ringo Starr

«Liverpool 8»

Capital Records/Gala Records

«Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой», — это про Ринго, и это правильно. Чего, спрашивается, быть недовольным, если жена — красавица, жизнь удалась, а тут подоспело чествование Ливерпуля как «культурной столицы» Европы. Правда, сам Ринго в данный момент живет в Монако, но свой домик на родине в обиду не дал — его не снесли, как собирались, и, видимо, скоро устроят там музей. Новый альбом как раз посвящен городу-порту, колыбели мерси-бита и вообще мечте всех битломанов. Очень трогательный, душевный и милый альбом, как, впрочем, и все последние работы Ринго, среди которых пусть нет сверхвыдающихся, но и  провальных тоже нет. Густой баритон Ринго, выводящий простенькие и обаятельные мелодии, его же традиционно экономная игра на ударных (никаких склеек и наложений!), «старомодная» гитара с глубоким ревером, веселые хоровые подпевки, неспешное течение песен, непреходящий дух ретро, мира и любви. Правда, на сей раз звучание получилось несколько перепродюсированным, и это не метафора: на середине работы Ринго внезапно расстался со своим давнишним партнером Марком Хадсоном (соавтором большей части песен, чья игра на клавишных и бэк-вокал также остались в записи) и пригласил к сотрудничеству известного поп-деятеля Дэвида Стюарта (Eurhythmics). Почему состоялась ссора, неясно, но Cтюарт «репродюсировал» альбом. Иногда количество участвующих инструментов, подпевок и «эффектов» кажется излишним, но это, пожалуй, единственный недостаток такого оригинального способа работы над материалом.

Seal 

«System»

Warner Bros.

Сил — очень популярный  певец. Это из-за него, между прочим, Тони Левин не участвовал в деятельности King Crimson начала 2000-х годов: гастрольный контракт с    Силом обещал неплохие барыши. Сейчас договор закончился, Левин вернулся в свою «малину». От «интеллектуального» поп-соула Сил вернулся к своим корням — бесхитростному и прямолинейному дэнс-попу, который он исполнял когда-то на заре карьеры, на первом альбоме. Даже сам звук словно отсылает нас к началу 90-х — ровная четырехдольная техно-«бочка», типичные синтезаторные мотивчики... Между прочим, работал над этим альбомом нынешний продюсер Мадонны Стюарт Кларк, чей альбом «Confessions On A Dance Floor» тоже был выдержан в стиле ретро-диско. Но то, что окончательно «умертвило» Мадонну — просчитанность и прилизанность, «сухость»  саунда, словно обрезанные гитарные партии, элементарные мелодические линии, — оживляется мощной харизмой Сила. Диск пронизан  позитивом и верой в лучшее. Видимо, сказалось то, что у самого артиста сейчас в жизни всё хорошо — недаром одну из песен, лирический хит «Wedding Day», он исполняет со своей женой, супермоделью  Хайди Клум (которая мало того, что мать двоих сыновей Сила, так еще и премиленько поет). Вроде ничего особенного,  но дуэт крупного, гибкого и сильного «черного зверя» и хрупкой белокурой ангелицы неимоверно трогает. Вряд ли альбом будет греметь на танцполах — в нём слишком много личного, но для домашней вечеринки и даже вдумчивого слушания он вполне подойдет.

Steve Vai

«Sound Theories. Vols 1-2»

Epic/Red Ink

Давно Стиву пора было сделать нечто из ряда вон выходящее, потому что всё, чего можно было добиться с помощью одной только гитары, он уже испробовал. Идея подготовить программу с симфоническим оркестром зрела много лет: с голландским Metro-pole Orchestra Стив выступал и на радио, и давал концерты, а после  записал двойной концертный CD. Сюда в основном вошли обработки уже известных композиций, включая самые старые, 1978 года («Answers»), а также работы 80-х и 90-х годов. Но вещи эти зазвучали совершенно по-новому, настолько мощно, серьезно и внушительно, что аж дух захватывает. Стив — не только гитарист-виртуоз, но  и музыкант, умеющий работать с нотной бумагой и крупной формой (не зря же окончил колледж Беркли). Он может и чужие гитарные соло по слуху нотами записывать (чем и занимался у Заппы), и симфонические партитуры ваять. Правда, в данном случае Вай без помощников не обошелся, но ведь каков масштаб! Известно, что в последнее время эксперименты с симфоническим оркестром для рокеров — не роскошь, а способ подтвердить свой статус (мол, и мы не  хуже других). Но если у многих оркестр так и не выходит   за рамки расширенного аккомпанирующего состава, то у Вая он — главное действующее лицо, которому поручаются основные темы и их развитие, тогда как гитара в основном солирует и импровизирует поверх оркестрового «остова».      И то не везде: весь второй диск целиком отдан оркестру,  исполняющему абсолютно новый материал Вая. Вместо электрогитары солируют скрипка, рояль и другие «академические» инструменты. Помимо влияния Фрэнка Заппы (темы которого лежат в основе двухчастной «Frangelica»), здорово ощущается воздействие американской оркестровой школы (в том числе Чарльза Айвза и Леонарда Бернстайна) с ее помпезностью и увлеченностью звуковыми эффектами.    Порой кажется, что Вай злоупотребляет яркими красками (звучанием арфы, колокольчиков, ксилофона, тутти духовых, быстрыми пассажами струнных и прочими «красотами»), но весь этот размах оправдан — слушатель   в восторге! Сам Вай говорит, что работа над диском принесла ему огромную радость, поскольку он впервые почувствовал себя больше композитором, чем гитаристом. Что ж, возможно, это дальнейший путь Стива — талантливого во всех отношениях музыканта, который этим летом обещал вновь почтить нас концертом (без оркестра, но с ансамблем).

Tintal

«Семь футов под килтом!»

Tintal

Дебютный альбом московских фолк-рокеров «Гони в ущелье!» был весьма хорош, однако после его выхода команда рассталась с основным автором музыки, барабанщиком Яном Снимщиковым, и главным двигателем команды стал вокалист Федор Воскресенский. Музыкантам удалось упрочить и развить успех, и сейчас  «Тинтал» — одна из самых востребованных концертных групп. Правда, принадлежность ее к фолковой сцене вызывает определенные сомнения — новый альбом  звучит куда разноплановее, жестче и совершенно выбивается из привычных для фолк-рока саундовых стандартов. В нём, помимо переработок традиционных ирландских мотивов, есть и следы увлечения тинталовцев Deep Purple (явно пародийная аллюзия на «Lazy»  во вступлении к одной из  вещей), Dream Theater и даже Therion. Такой вот пестрый коктейль, и это не учитывая участия «гостевых» звезд — признанной фолк-певицы Инны Желанной и Сергея Калугина, который под квазисимфонический «подклад» декламирует

собственное стихотворение  «Река. Костер. Звезды». Хотя «сквозной линии» в  диске как таковой и нет — ею могли бы стать «фольклорные» треки, но в них музыканты, как правило, скатываются в некую наигранную эйфорию. Бетховенская  «Ода к радости» превращается в залихватский фолк-танец, а слова «Чебурашки» и «Пластилиновой вороны» перекладываются на мотив народной вещи «Whiskey in a jar».

Nightwish

«Dark Passion Play»

Scene Nation Oy/Fono

Первый после ухода Тарьи диск Nightwish был обречен на сравнения. Теперь, когда альбом вышел и все карты раскрыты, стало ясно: нет, лидер группы, клавишник и композитор Туомас Холопайнен не исписался и не сошел с ума. Напротив, «Dark Pas-sion Play» — свидетельство его зрелого мастерства, опыта и таланта. Не в пример многим другим металло-оркестровым экспериментам вся симфоническая громада под начальством Холопайнена действует в подчинении   и контроле, словно армия, ждущая приказов от своего Наполеона. Оркестр не жмется в сторонке, обеспечивая одни лишь фоновые сладкозвучия — нет, это полнокровный участник действия, с рявкающими духовыми, грозными виолончелями и скрипичным крещендо, от которого замирает сердце. Хоры, небесные голоса юных солистов — полумиллионный бюджет позволил Туомасу всё. И он не потратил его впустую — диск стал сильнейшим не только по саунду, но и по музыке.

Для тех, кто молится на голос Тарьи, диск покажется сплошным разочарованием, но, возможно, необходимо немного терпения и желания вникнуть...  Новая вокалистка Анетта   Олзон со своими        АОРовыми (а отнюдь не оперными) данными прекрасно подходит к нынешнему репертуару группы. После ее изящного голоса пение Тарьи кажется грузным и неказистым, словно мобильник десятилетней давности, который не помещается в ладонь.

«Passion Play» в переводе — «Страсти Христовы»,  а что же тогда «Dark Passion Play»? Вряд ли Холопайнен зашел так далеко, чтобы ставить свои жизненные неурядицы наравне с библейскими сюжетами. Он и раньше-то писал под маской абстрактных сказок исключительно о себе (кодовое имя Poet), о Тарье (Angel) и, как он сам выражался, «отношениях, которые слишком сложны, чтобы вам их понять». Теперь всё просто и понятно в «Bye Bye Beautiful» и «Master Passion Greed», посвященных Тарье Турунен и ее  супругу Марчело Кабули соответственно. Туомас вложил в тексты всю накопившуюся злость. Но даже в прямой как рельс «Master Passion Greed» нашлось место для «симфонизмов», и становится не по себе, когда на гневный крик Марко Хиетала: «Seek her! Seduce her! Tame her!» накладывается эхом строгое пение хора с теми же словами.

Тема детства, чистоты, невинности была для Туомаса главной всегда. Теперь же в текстах появляются трагические нотки. Поэт — это мальчик, который отчаянно боится взрослеть. Именно ему принадлежат спрятанные в одной из вещей пронзительные строчки: «Время не залечит раны — время убьет». А открывающий альбом «эпик», отталкивающийся от знаменитого сюжета Эдгара По 14-минутный «The Poet And The Pendulum» показывает внешний мир то в виде неумолимого маятника, который норовит уничтожить творца своим беспощадным вниманием, то в виде бушующего океана. В финале герой обретает утешение в материнской любви и красоте окружающего мира — или всё-таки погибает, потому что последняя часть песни именуется... началом.

Recoil

«SubHuman»

Mute Records/Gala Records

После семилетнего молчания экс-клавишник Depeche Mode Алан Уайлдер решил возродить свой сольный проект Recoil. Но, честно говоря, сегодня смесь бульдога с носорогом, то есть блюза с электроникой, представленная на «SubHuman», выглядит ужасным анахронизмом — как будто не было ни Моби, ни Майкла Мессера. Правда, Моби и Мессер оба сэмплировали старые записи — первый со стороны электроники, второй как аутентичный блюзмен. Уайлдер же, приняв на себя роль серого кардинала, нанял музыкантов — аутентичного техасского блюзмена Джо Ричардсона (вокал, гармоника, гитара) и команду и уже их игру и пение закамуфлировал под «древнюю» запись (благо «состарить» теперь можно всё что угодно), наворотив сверху трип-хоповых ритмов, синтезаторных завихрений, струнных завываний, голосовых сэмплов якобы из военных фильмов и прочей актуально-электронной «замазки». Коллаж угловат, места склейки видны невооруженным взглядом. По настроению альбом вышел невероятно унылым — чтобы прочувствовать его, нужно полностью отрешиться от всего сущего, как следует впасть в депрессию и желательно послать своего психоаналитика куда-нибудь подальше. Правда, некоторым людям именно такое настроение и нравится — видимо, тут важно попасть в резонанс. Те, кто страдает от пассивности Massive Attack, Portishead и того же Моби, конечно же, затрут альбом до дыр. Остальным же советую послушать настоящие блюзовые «старинки»: там и настроение, и исполнение, и дух, и пух, и прах — всё настоящее, без усилий и перебора.

Pink Floyd

«The Piper At The Gates Of Dawn» (2 CDs)

EMI Records/Gala Records

Перед нами долгожданное переиздание дебютного альбома группы Pink Floyd — этого великолепного образчика ранней психоделии, наивного (и прелестного) звукотворчества и вообще экспериментального, свободного подхода к рок-искусству. Не стоит говорить о безумном гении Сида Барретта и о том, как его идеи повлияли на дальнейшее развитие Pink Floyd и рок-музыки в целом — это и так ясно. Издание посвящено 40-летию ныне культового релиза, который, впрочем, далеко не так популярен в массах, как масштабные концептуальные «Dark Side Of The Moon» или «Wish You Were Here». Мы имели дело с двухдисковым образчиком данного праздничного выпуска, включающего моно- и стереоверсии «Волынщика». К сожалению, ни в буклете к CD, ни в официальных новостях не удалось обнаружить информации о том, когда впервые увидел свет стереовариант этого замечательного альбома. Вряд ли его автором является оригинальный продюсер Норман Смит (вкупе со звукорежиссером Питером Боуном), так же, как и современный «работник пульта» Джеймс Гатри, который на обложке обозначен лишь как «мастер по мастерингу» и моно, и стереоверсии. Известно, что впервые на CD «The Piper...» вышел в 1994-м, инженером мастеринга там значится Дуг Сакс, а Гатри — его коллегой-«супервайзером». В данном же издании Сакс по непонятным причинам не упоминается, хотя, вероятнее всего, именно он был основным «автором» изначального стерео. Джеймс Гатри — тоже старый друг и звукорежиссер Pink Floyd, ответственный   за многоканальные издания нескольких их альбомов для DVD и SACD. Не нужен долгий сравнительный анализ с использованием супераппаратуры, чтобы понять, что стерео куда ярче и многограннее передает психоделические замыслы Pink Floyd, ведь на концертах группа уже в конце 60-х пользовалась многоканальными устройствами и создавала сурраунд-саунд. Всевозможные звонки, «плавающие» звуки, перкуссионные перестуки и «несомненный хайлайт» — квакающе-крякающая кода «Bike» с ее перемещающимися между колонками «стереоэффектами» воспринимаются как чистый восторг. Хотя пуристам, возможно, моновариант будет милее, ведь именно такой ее записали Pink Floyd, а в микшировании даже принимал участие Барретт. Честно говоря, если слушать боком, то вообще разницы нет... Шутка! К великому сожалению, к нам в руки не попал трехдисковый вариант юбилейного сборника, ведь именно там сосредоточено самое интересное для флойдофила: ранее не выходившие (раскопанные в архивах EMI) версии «Matilda Mother» и «Interstellar Overdrive» (а также раритетное издание последней, издававшееся лишь во Франции), стереоверсии «Apples And Oranges» 1967 года, синглы, а к бокс-сету прилагается толстый буклет с репродукциями из блокнотов Сида. Надеемся, что самое вкусное, конечно, впереди.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"