ELECTRONICАЛЬБОМ
04/2008 Дмитрий ВЕБЕР

Paul Van Dyk
«In Between»
Mute
Лучший ди-джей прошлого года по версии DJ Mag выпустил крепкий коммерческий альбом, вполне характеризующий состояние дел в популярном секторе электронной музыки. Тоска и упадок там, судя по всему, достигли крайней точки — на альбоме преобладают взвинченные и однообразные треки, оснащенные статичным битом и обязательной начинкой — трелями приглашенных звезд. На этот раз в предсказуемые, не меняющиеся десятилетиями ритмы Ван Дайка вплетены голоса Джессики Сутты из кошмарного R&B-варьете Pussycat Dolls, Ри Гарви из Reamonn, небрезгливого Дэвида Бирна и полудюжины других звезд средней и малой величины. Все композиции тут сливаются в какой-то бесконечный микс хитов с Ибицы, неотличимых, как горошины в стручке. Впрочем, в фанатичной приверженности устоявшемуся канону и кроется секрет успеха сегодняшних топовых электронных музыкантов — клубной публике вот уже 15 лет угодно слушать один и тот же плоский диско-хаус, а кто платит, тот и заказывает музыку. У Пола Ван Дайка, во всяком случае.

The Field
«Sound of Light EP»
I-tunes
Прошлогодний альбом шведского электронщика Алекса Вильнера «From Here We Go Sublime» стал самым высокорейтинговым релизом года на сайте Metacritic, выводящем средний балл по огромной выборке рецензий. Его новый диск куда как менее масштабен — это часовой мини-альбом с четырьмя треками, каждый из которых посвящен определенному времени суток. Опус создавался по заказу стокгольмского бутик-отеля, и местами в нем заметен легкий оттенок «принудиловки». Вильнер пользуется софтом десятилетней давности, и его минимал-техно по-прежнему отличает мягкий старорежимный звук и сдержанный северный колорит. Особенно удался трек «Evening» с отличной мелодической линией и сбоящим битом. Никакого вреда от прослушивания этой стильной, фактурной электроники не предвидится, пропустить ее мимо ушей также можно без всяких последствий.

Барто
«Барто»
«Союз»
Новые протеже А.К. Троицкого позиционируются как нечто среднее между «Ленинградом» и «Руки Вверх!». Формулировка вполне корректна, следует лишь добавить, что от каждого из проектов «Барто» взяли только самое худшее. «Остросоциальные» тексты семейного дуэта из Люберец вполне грубы и физиологичны, однако им определенно не хватает чувства юмора и стиля, свойственных сочинениям Сергея Шнурова. Музыка «Барто» — одномерная синтезаторная долбежка, несильно, но заметно отличающаяся от доходчивого простонародного звука, в секрет которого посвящены все короли деревенских дискотек, «Руки Вверх!» в первую очередь. Неказистые и скучноватые, «Барто», тем не менее, не являются провальным проектом. Такого рода песенки — хамские, непритязательные, про деньги и наркотики — очень востребованы сегодня на корпоративных вечеринках со средним бюджетом. Ради них группа, надо понимать, и создавалась.

The Pram
«Moving Frontier»
Domino
За 15 лет на сцене The Pram, корифеи неосязаемого звука и неуловимого смысла, перепробовали множество стилей, далеко не всегда — с интересными результатами. Но на их последнем альбоме количество неожиданно переросло в качество. В результате многолетней эволюции перед нами предстала группа, обладающая собственным звучанием и уверенно им пользующаяся. Каждая из песен «Moving Frontier» состоит из шепотов и намеков, зябких клавишных переборов и игрушечных электронных ритмов. Песни не похожи друг на друга, а начало трека не имеет ничего общего с его окончанием. Что-то тут напоминает Stereolab, что-то Mum, но в целом новому альбому The Pram свойственна удивительная свежесть и незаштампованность.

Hooverphonic
«The President of the LSD Golf Club»
PIAS
Бельгийские классики чил-аута закончили свое 10-летнее пребывание на Sony Music и снова издаются на небольшом независимом лейбле. Вылетев из «высшей лиги», группа зазвучала еще вальяжней и благополучней. Никогда прежде в музыке Hooverphonic не было столько элементов хипповской психоделии 60-х — взбалмошных гитар, елейных органчиков, медовых, расплывчатых клавишных. В то же время бельгийцы верны своей стезе буржуазного клубного лаунжа. Отдельного упоминания заслуживает клип к первому синглу «Expedition Impossible», наполовину состоящий из панорам московских новостроек, снятых через пыльное стекло жигулевской «пятерки».

Morcheeba
«Dive Deep»
PIAS
Некогда Morcheeba считались конкурентами Massive Attack и Postishead, а солировала в трио обладательница бескрайнего «черного» голоса Скай Эдвардс. Несколько лет назад Скай ушла из проекта, но вместо ожидаемой катастрофы группа зазвучала еще лучше — их предыдущий альбом «The Antidote» (2005), полный стильных и породистых инди-шлягеров, превзошел все былые удачи Morcheeba. Убедившись, что от смены певиц проект только выигрывает, для своего шестого альбома Пол и Росс Годфри набрали целую команду вокалистов, среди которых — ветеранша британской эстрады Джулия Цуке, норвежский бард Томас Дибдаль и ватага рекрутированных через myspace.com новобранцев. На альбоме поют по-французски и читают рэп, здесь есть консервативный британский фолк и махровая бардовская акустика. По счастью, исходные достоинства Morcheeba не потерялись в пестром многоголосии пластинки. Сочетая стильную старину и злободневный клубный саунд, братья Годфри по-прежнему сочиняют идеальные поп-песни — пятиминутные композиции с отменными мелодиями, деликатным и забористым звуком, ярким вокалом, точно отмеренной порцией тоски мегаполиса.

Meat Beat Manifesto
«Autoimmune»
Planet Mu
В конце 80-х Meat Beat Manifesto помогли перекинуть мостик между индастриала музыкой и клубной культурой — в результате синтеза которых и родилась электронная музыка в ее сегодняшнем понимании. Впрочем, пособляя с мостиком, сами MBM остались на «берегу» индастриала — их музыка, несмотря на отдельные послабления, была всё такой же резкой, недружелюбной и скорее исследовала новые территории, чем беззаботно нежилась на старых. Неудивительно, что уже в начале 90-х группа отошла в тень да так там, собственно, и осталась. К концу десятилетия MBM ужались до Джека Денжерса, перебравшегося из Лондона в Сан-Франциско и выпускавшего альбомы на лейбле Трента Резнора Nothing Records. Сегодня Денжерс заслуженно пользуется статусом живой легенды, и его новая запись вполне достойна внимания. Альбом, в названии которого закодирован слог «му», выходит на легендарном лейбле Planet Mu, принадлежащему Майку Парадинасу, он же mu-zig — еще одному электронному пионеру. «Autoimmune» вовсе не является отходом на старые рубежи — Денжерс по-прежнему одержим экспериментаторским зудом и не собирается предаваться ностальгии. Альбом полон будоражащего бита, непривычных созвучий, обескураживающих вокальных сэмплов. Эту пластинку не станешь слушать ради развлечения.
|