ПОСТРОИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР, ОБЛАДАЯ СОЛИДНЫМ БЮДЖЕТОМ И ДОСТАТОЧНЫМ ДЛЯ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ МЕСТОМ, НЕ ТАК УЖ СЛОЖНО. СООТВЕСТВУЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЕСТЬ В ИЗОБИЛИИ, РАВНО КАК И ЛЮДИ, ГОТОВЫЕ ЕГО ПРОДАТЬ И УСТАНОВИТЬ. ЗНАЧИТЕЛЬНО СЛОЖНЕЕ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ, КОТОРАЯ СМОЖЕТ ПРИЛИЧНО РАБОТАТЬ В НЕБОЛЬШИХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НЕ ЗАНИМАЯ ТАМ МНОГО МЕСТА И НЕ СОЗДАВАЯ ПРОБЛЕМ ОБЛАДАТЕЛЮ ТАКОГО «КАБИНЕТНОГО ТЕАТРА».
Скажете, рынок битком забит недорогими коробочными кинотеатральными комплектами, рассчитанными на малогабаритные квартиры? Отчасти так и есть, но — с одной маленькой оговоркой. Неспособность озвучить большое помещение вовсе не означает возможность качественной работы в комнате скромных размеров. Создатели бюджетной техники стремятся изо всех сил снизить себестоимость своих творений, подразумевая при этом, что раз у человека нет просторного жилища, значит, он заведомо не претендует на дорогую и добротную аппаратуру — он будет подыскивать себе что-нибудь по минимальной цене. Именно поэтому с увеличением стоимости кинотеатральных комплектов неизбежно увеличиваются и их габариты, а возможность работать в ограниченных по объему пространствах одновременно сходит на нет.
Между тем очень многие наши читатели (я знаю это по письмам) хотели бы обзавестись компактной универсальной системой, которую можно было бы установить в своем кабинете (в кавычках, если это личное пространство дома, или без — когда речь идет о рабочем кабинете), и при этом готовы платить за качество работы и добротность исполнения. И такая техника есть, хотя выбор ее, скажем откровенно, невелик.
Один из подобных комплектов мы изучили в прошлом году в №8 (http://www.salonav.com/arch/2007/08/082-denon.html) — это DVD-система формата 2.1 Denon S-101. Аппарат порадовал нас не только малыми габаритами, кинематографическими и музыкальными способностями, но также качеством отделки и получил в итоге «Выбор эксперта». Правда, найти его в продаже у вас вряд ли получится — модель снята с производства, ей на смену пришла новая система — Denon S-102, вот с ней мы сейчас и познакомимся.
УГОЛЬ СНОВА В ЦЕНЕ
Первое изменение, которое сразу бросается в глаза, это новый цвет — угольно-серый. Маятник моды качнулся в очередной раз: «серебро» уже не кажется свежим и современным, черный вновь стал популярным, и создатели S-102 немного схитрили — они выбрали вариант, который является своеобразным компромиссом между двумя крайностями. Кстати, оформление получилось на удивление эффектным и «фактурным».
Основной блок, включающий в себя DVD-источник, FM-тюнер, коммутационную панель и контрольные усилители с процессором, теперь легче на 400 г и зрительно меньше. Хотя уменьшение именно видимое — на самом деле он стал несколько тоньше (на
4 мм), но зато раздался в глубину — на 43 мм. А вот сабвуфер потерял одновременно и в весе (на 4,9 кг), и в габаритах. Вдобавок он черный, отчего выглядит еще более «стройным». Пожалуй, наиболее существенное новшество у него в том, что все разъемы переехали с задней панели на нижнюю — туда теперь выходит только порт фазоинвертора, а динамик переместился на боковую поверхность. Такое изменение компоновки дает на самом деле расширенные возможности для адаптации саба к акустике помещения: теперь при необходимости его можно развернуть основным излучателем либо к слушателю, либо к стенке, и в любом положении разъемы будут скрыты от глаз. Правда, ножки стали повыше, чтобы было место для достаточно крупного разъема системного кабеля — он соединяет DVD-ресивер с бас-машиной, в которой размещены все три канала усилителя и общий блок питания.
Уменьшение габаритов саба не могло не сказаться на технических характеристиках — суммарная мощность усилителей снизилась с 200 до 140 Вт, однако для системы, которая должна работать в небольшом помещении, то есть фактически в ближнем поле, этого более чем достаточно. К тому же мы знаем, что паспортная мощность усилителей и реальная громкость, при которой еще не слышны искажения, довольно часто не совпадают.
Сателлиты — несмотря на некоторое уменьшение габаритов — потяжелели, хотя и остались двухполосными. Что должно, по идее, положительно сказаться на звуке. А вот настольные подставки уменьшились и стали легче, что также хорошо.
Акустические шнуры остались довольно толстыми, но разъемы на них теперь другие — в отличие от прежних они не позволяют менять фазировку сателлитов. Думаю, что это правильно, поскольку у старой модели существовала опасность противофазного подключения колонок, что совершенно недопустимо.
ПОТЕРИ И ОБРЕТЕНИЯ
Более существенные изменения мы найдем на коммутационной панели: исчез громоздкий разъем SCART, который мог пригодиться при подключении к старым кинескопным европейским телевизорам. Вместо него появился интерфейс HDMI, более полезный при наличии современного плоскопанельного дисплея. Лично меня порадовал бы также выход DVI для подключения к компьютерным ЖК-мониторам. Впрочем, проблема на самом деле заключается не в самом разъеме (переходник HDMI>DVI раздобыть несложно), а в том, что не все компьютерные мониторы, оснащенные входом DVI, поддерживают защиту HDCP, а потому смогут работать в паре с S-102. Впрочем, среди современных LCD-телевизоров (особенно с разрешением Full HD) имеются модели, способные вполне прилично работать совместно с компьютером. Вы ведь не поставите в своем кабинете два экрана, не так ли?
Из того, что пропало, отмечу оптический выход — остался только оптический вход. Впрочем, потеря на самом деле невелика, поскольку наращивать эту систему за счет внешнего ресивера едва ли разумно. Она хороша именно в своем первоначальном виде и полной самодостаточности.
Тем более что приобретения в любом случае более значимы. Упоминания в первую очередь заслуживает появившийся вместе с интерфейсом HDMI скейлер с возможностью масштабирования видео с обычных DVD до разрешения 1080p. Как мы могли совсем недавно убедиться (а именно в прошлом номере), такая возможность есть сейчас далеко не у всех отдельных DVD-проигрывателей, хотя надо отдать должное Denon — у него поддержка 1080p имеется во всех актуальных моделях.
Еще одно приятное пополнение — поддержка формата DivX, отсутствие которой меня несколько огорчило при знакомстве с S-101. На дисплеях с диагональю до 26 дюймов сжатое современными версиями кодека видео смотрится едва ли хуже, чем оригинал на DVD-Video, а экономия места за счет меньшего числа дисков в видеотеке может быть существенной.
В прошлый раз меня также несколько огорчил дисковод, весьма требовательный к качеству дисков. У новой модели загрузчик — от проигрывателя Denon DVD-2930, хорошо нам известного своей всеядностью.
Серьезные усовершенствования претерпел видеотракт: высококачественный видео-ЦАП 12 бит/216 МГц на микросхеме ADV7320, деинтерлейсер Faroudja DCDi FLI-2310, уже упоминавшийся выше скейлер — это лишь то, что «лежит на поверхности» и отражено в описании.
Изменения в звуковом тракте также произошли: как и в старой модели, здесь реализована фирменная технология AL24, повышающая качество цифро-аналогового преобразования, а из новшеств упоминания заслуживает обработка Audyssey Equalized, включающая систему усиления басов (Bass XT), необходимую для компактной акустики, и динамический эквалайзер (Dynamic EQ). Он осуществляет продвинутую тонкомпенсацию по психоакустической модели, а попросту говоря, меняет частотную характеристику в зависимости от громкости, достигая правильного тонального баланса при разных уровнях звукового давления. Естественно, для осуществления всех этих обработок требуется достаточно мощный DSP — здесь в его роли выступает 32-битный процессор Analog Devices SHARC EX, выполняющий вычисления с плавающей запятой.
Как и предшественник, S-102 способен работать совместно с плеером iPod — для него имеется разъем на передней панели. Однако придется докупить отдельный аксессуар — проводную док-станцию ASD-3N или беспроводную ASD-3W. Модель S-101 могла без него обойтись, поскольку в ее комплект входил специальный шнур для подключения плеера.
Наконец, отдам дань уважения пульту ДУ — у него немного изменилась конфигурация и расположение клавиш, но он остался столь же солидным и полнофункциональным, как и пульт предшественника. И по-прежнему имеет дополнительный набор из нечасто используемых кнопок под крышкой на задней стороне.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Прошлый тест, участником которого был S-101, проходил в нашей комнате прослушивания — это оптимально заглушенное помещение площадью около 16 м2. Испытание S-102 началось там же, но после того, как выяснилось, что мощности новичка вполне хватает для озвучивания такой комнаты, тест был продолжен в несравнимо более сложных условиях — в одном из редакционных кабинетов, имеющих площадь порядка 8 м2. И хотя для системы виртуального окружения (Dolby VS) это некоторое послабление, поскольку в небольшом помещении двум компактным сателлитам несколько проще создать эффект многоканального звучания, для сабвуфера, да еще в акустическом оформлении «фазоинвертор», это не самые лучшие условия, поскольку возникает реальный риск потери артикуляции, проще говоря, бубнения на низах.
Но прежде чем заняться прослушиванием, проверим кинематографические способности аппарата. Тестовые таблицы «Video Essentials» прошли на ура: полоска PLUGE («чернее черного») уверенно просматривается, границы цветовых полос четкие и с минимальными захлестами, зонная пластинка практически идеальна. Кстати, в аппарате отсутствует транскодер, а потому вносить артефакты движения, хорошо видимые по зонной пластинке, просто нечему.
Картинка на фильмах (смотрел «Человека-паука» и «Героя») радует идеальной цветопередачей, глубиной, а также плавностью тональных переходов, причем преимущества HDMI перед аналоговыми компонентными выходами проявляются, главным образом, в несколько лучшей, более гладкой и ровной фактуре изображения, что является явной заслугой масштабирующего устройства.
Перехожу к звуковой части теста. Настройки многоканальной акустики несколько проще, чем у домашних театров 5.1, поскольку здесь требуется установить дистанцию только для двух сателлитов и саба. Кстати, минимальное значение этого параметра — 0 м, так что настройка системы даже в самом маленьком кабинете не вызовет затруднений. Пожалуй, еще можно поэкспериментировать с выбором режима виртуального окружения, а их здесь всего два — VS REF и VS WIDE. Как мне показалось, первый оптимален для небольших помещений, второй — для более объемных, поскольку «раздвигает» базу фронтальных спикеров. Имеется также режим Dolby Headphone, но он доступен только при работе на головные телефоны, его смысл — в имитации объемного головного поля при прослушивании в наушниках.
КРЕПЧЕ БУМАГУ ДЕРЖИ, ЭКСПЕРТ
Аппарат оснащен встроенным декодером DTS, и это дает возможность испытать его звуковые способности по полной программе. Начинаю со сцены автомобильной катастрофы в самом начале фильма «Малхолланд драйв». Удар получился плотный и мощный — едва ли хуже, чем на полноразмерных домашних кинотеатрах. Правда, здесь надо сделать скидку на небольшой объем комнаты прослушивания.
Свои заметки по ходу теста делаю на листках бумаги, лежащих передо мной на стуле. В сцене погони из фильма «Терминатор-3» их сдувает поток воздуха, идущий от сабвуфера — это серьезно. Выхожу в соседнюю комнату — густые волны баса пробиваются туда, как будто за стеной работает не компактный сабик, а монстр мощностью не менее полкиловатта.
Звуковое поле — рельефное, хотя явно выраженные эффекты тыловых каналов проявляются не часто — все-таки полные системы 5.1 имеют в этом смысле определенные преимущества. Тем не менее двух фронтальных каналов и саба в сочетании с виртуальным сарраундом оказывается вполне достаточно для вовлеченности в кинодейство. Ведь согласитесь, что важно совсем не то, откуда мы слышим звук, а то, насколько сильное эмоциональное впечатление он у нас вызывает. В этом смысле S-102 едва ли уступает системам с реальными тыловыми каналами.
Слушать музыкальные компакт-диски лучше без каких-либо обработок, в чистом стерео. Сам аппарат автоматически переключается в этот режим, когда определяет в своем дисководе носитель CD Audio. Это может показаться странным, но обычные двухканальные программы, как правило, являются более сложным испытанием для подобных систем, нежели саундтреки 5.1. Проблема — в ограниченном снизу частотном диапазоне у компактных сателлитов и, соответственно, в необходимости для саба работать в более широком частотном диапазоне. Чаще всего это чревато потерями в энергетике на мидбасах или (если бас-машина «забирается» слишком высоко) в искажении стереопанорамы — саб «перетягивает на себя одеяло». Но у S-102 подобных неприятных эффектов не возникает: система довольно аккуратно выстраивает сцену, пусть и не такую точную и глубокую, как серьезные стереосистемы, но все же впечатляющую для компактной трифоники. Пожалуй, можно посетовать на то, что ей не хватает утонченности и деликатности в интерпретации музыкального материала, она склонна к упрощению, однако подобные чрезмерные претензии могут возникнуть лишь у того, кто привык к звучанию значительно более дорогих инсталляций. В любом случае S-102 адекватно передает эмоциональную суть музыки, а это, на мой взгляд, главное. l
Великолепное качество отделки, необыкновенно удобный и функциональный пульт. Выдающиеся для подобных систем кинематографические и музыкальные способности.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Довольно толстый, жесткий и не очень длинный системный кабель, который будет трудно спрятать под ковром.