КРУПНЫЙ ПЛАН
04/2008 Антон КОЛОМИЙЦЕВ
семиканальный
усилитель мощности
McIntosh MC-207
«Зачем нужен настолько серьезный усилитель в домашнем кинотеатре?» — спросили меня в редакции, как только этот монстр был вынут из коробки. Считается, что для воспроизведения саундтреков особенного качества не требуется, мол, удовольствие от просмотра можно получить и с гораздо более скромными компонентами. А как насчет музыки, которая в огромном количестве выпускается на DVD? А Blu-ray с такими продвинутыми форматами окружающего звучания, как Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio? Ассортимент фильмов в HD-разрешении постоянно растет, так что качественное усиление и акустика рано или поздно станут очень актуальными.
Техника McIntosh всегда отличалась солидными габаритами, но MC-207 побил все рекорды. Почти сорок килограммов живого веса и шасси площадью 45 х 48 см — вот во что обошлось желание создать семиканальный усилитель с бескомпромиссным макинтошевским звучанием.
Внешность узнаваема моментально: шасси из полированной нержавеющей стали, стрелочные индикаторы с голубой подсветкой, круглые ручки с хромированными ободками и нереальные по размеру теплоотводы. Переключатели срабатывают мягко, с приятным щелчком. При необходимости подсветку индикаторов можно выключить, но если к MC-207 по многоканальному интерфейсу DB25 подключен один из ресиверов McIntosh последнего поколения (MX-120/136), то при настройке уровней она автоматически включится. На задней стенке шасси сгруппированы входы — по одному балансному XLR и обычному RCA для каждого из каналов. Здесь же гнезда для внешнего управления — 12-вольтовые триггеры и уже упомянутый DB25. Акустические клеммы расположены вертикально в три ряда, что заметно облегчает подключение кабелей вслепую, когда доступ к тыловой части усилителя затруднен. Коммутация предусматривает двух-, трех- и пятиканальную конфигурацию системы, при этом «лишние» каналы можно задействовать для бай-ампинга или озвучивания второй зоны.
При изучении мануала я обнаружил, что по характеристикам MC-207 превосходит большинство двухканальных усилителей класса High End, с которыми мне приходилось иметь дело. Прежде всего, он абсолютно не реагирует на сопротивление акустики — коэффициент гармоник менее 0,005% нормирован во всем диапазоне частот для любой мощности и любой нагрузки. Здесь вся фишка в фирменной схемотехнике DPM (Dynamic Power Manager), адаптирующей напряжение питания выходных транзисторов под импеданс нагрузки с тем, чтобы искажения не превысили заданного значения. Поскольку выходной ток может достигать 25 А в каждом канале, DPM работает совместно с интеллектуальной системой защиты Sentry Monitor. Она не только исключает аварийные ситуации, но и способна спасти акустику — при клиппировании выходных каскадов схема отсекает гармоники высших порядков, способные вывести из строя твитеры. Еще одна система, Power Guard, включается при уровне искажений 0,3% и не позволяет увеличивать амплитуду сигнала, т.е. работает как компрессор.
Известно, что источник питания радикально влияет на звучание усилителя. Но если в стереоварианте обеспечить его высокую энерговооруженность относительно несложно, то в многоканальных оконечниках многие производители идут на компромисс. Но инженеры McIntosh, как всегда, серьезно отнеслись к этому вопросу — система питания занимает почти треть объема MC-207. Один только тороидальный трансформатор со специальной антирезонансной пропиткой весит 12 кг, а пара гигантских конденсаторов емкостью 67000 мкФ каждый способны запасти энергию в 430 дж. Питание включается ручкой на передней панели или дистанционно, по команде AV-процессора. Предусмотрено также управление усилителем из удаленной зоны В.
Повышенная токоотдача при работе с низкоомной нагрузкой обеспечивается шестью мощными транзисторами, включенными параллельно в каждом плече усилителя мощности. Платы установлены непосредственно на огромных вертикальных теплоотводах. Поскольку аппарат потребляет от сети большой ток, его рекомендуется включать непосредственно в розетку, минуя удлинители и разветвители. Я бы посоветовал проложить от щитка отдельную линию проводом повышенного сечения, иначе все усилия разработчиков могут пойти насмарку. В мануале имеются фотографии внутренностей аппарата, на них видны качественные пленочные и электролитические конденсаторы.
Стрелочные индикаторы, подключенные к выходу переднего центрального и фронтальных каналов, проградуированы в ваттах. Они имеют растянутую логарифмическую шкалу, поэтому дают наглядную картину даже при небольшой выходной мощности. Как показали наши измерения, приборы очень точно откалиброваны, и их показания не нужно пересчитывать под сопротивление акустики.
Тракт для прослушивания был подобран серьезный: Blu-ray-проигрыватель Samsung BDP-1000, процессор McIntosh — MX-135 и комплект из семи качественных колонок различных производителей. Впечатление от многоканального воспроизведения можно передать двумя словами: потрясающий реализм. Усилитель играючи справляется с самыми сложными саундтреками, уверенно передает любые динамические контрасты. Серии мощных ударов в сцене погони «Терминатора-3» звучали на редкость убедительно от начала и до конца — чувствуется, что в усилителе очень грамотная система питания. Замечу, что «недокормленный» оконечник может продержаться на этом фрагменте несколько секунд, после чего энергетика ударов заметно падает. Единственный момент, который необходимо учитывать — MC-207 заметно греется даже при небольшой отдаваемой мощности, поэтому в закрытую стойку его ставить опасно.
Музыкальные треки с Blu-ray «Legends of Jazz» порадовали полным отсутствием транзисторно-цифровой жесткости и выдающейся детальностью, а это редкое сочетание даже для двухканальных хай-файных усилителей. Отмечу и очень низкий бас, а ведь сабвуфера в нашей системе не было. Лучше всего подключаться по балансным входам — звуковая сцена и нижний регистр при этом намного интереснее. И конечно, многое будет зависеть от акустики, которую можно подбирать исключительно по собственному вкусу — усилитель справится с любой. l
Объективные данные
- Выходная мощность (8 и 4 Ом), Вт 7 х 200
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц
- - в пределах +0, -0,25 дБ 20 — 20000
- - в пределах +0, -03 дБ 10 — 100000
- Полоса мощности, Гц 20 — 20000
- Отношение сигнал/шум (взвешенный А), дБ 89
- Номинальная чувствительность, В
- - балансный вход, нагрузка 4 Ом 1
- - небалансный вход, нагрузка 4 Ом 2
- - балансный вход, нагрузка 8 Ом 1,4
- - небалансный вход, нагрузка 8 Ом 2,8
- Входное сопротивление, кОм
- - со входов RCA 20
- - со входов XLR 10
- Уровень нелинейных искажений в диапазоне
- мощностей 0,25 — 200 Вт, % 0,005
- Демпинг-фактор
- - на нагрузке 4 Ом >60
- - на нагрузке 8 Ом >140
- Размеры (Ш х В х Д), мм 445 х 240 х 480
- Масса, кг 37,6
Спектр гармоник на нагрузке 4 Ом
Мощность усилителя оказалась 300 Вт на сопротивлении 8 Ом и 520 на четырех (КНИ 1%). Это при работе одного канала, но и при полной нагрузке заявленное значение 7 х 200 Вт наверняка будет превышено. Искажения настолько малы, что увидеть их на экране удалось лишь при 150 Вт на выходе, да и в этом случае КНИ составил всего 0,006%. В спектре присутствует лишь 3-я гармоника, все остальные теряются в шумах. Можно предположить, что эффект «транзисторного звучания» будет сведен к минимуму. Система Dynamic Power Manager работает настолько эффективно, что довести усилитель до клиппинга практически невозможно. При достижении предельной мощности загорается индикатор перегрузки, и амплитуда сигнала на выходе перестает расти.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Характерная картина для усилителей McIntosh: очень незначительные искажения при малой мощности, плавный рост в диапазоне 10 — 200 Вт и затем резкий рост. Здесь нет проблемы «первого ватта», присущей большинству мощных транзисторных усилителей. Уровень искажений почти не зависит от сопротивления нагрузки — кривые, снятые на 8 Ом (зеленая) и 4 Ом (красная), периодически переплетаются друг с другом, и разница видна лишь выше 15 Вт. Выигрыш же в мощности составляет более 100%, что говорит об уникальной нагрузочной способности источника питания.
Форма прямоугольного сигнала на активной нагрузке (20 Гц)
Искажения меандра (наклон горизонтальных участков) довольно велики, но они могут быть обусловлены применением фильтра инфранизких частот. Измерения показали, что на частоте 10 Гц спад усиления составляет всего 0,4 дБ.
Форма прямоугольного сигнала на активной нагрузке (20 кГц)
Быстродействие усилителя очень высокое, поскольку фронты ВЧ-сигнала имеют крайне малые отклонения от вертикали. Так что заявленная верхняя граница 100 кГц по -3 дБ соответствует действительности.
Форма прямоугольного сигнала на емкостной нагрузке (20 кГц)
При подключении конденсатора 0,47 мкФ параллельно эквиваленту нагрузки в усилителе возникают колебания с довольно высокой амплитудой. При инсталляции следует избегать плоских кабелей с высокой погонной емкостью.
McIntosh MC-207 $10000
Мощное, выразительное звучание, способность передать малейшие динамические нюансы. Великолепный низкочастотный диапазон. Солидное исполнение, надежная система защиты.
Необходимость большого свободного пространства для естественного охлаждения.
Цена усилителя высока, но не завышена. Получается чуть дороже $1700 за 200-ваттный канал с великолепным звучанием — попробуйте-ка найти стереофонический оконечник с таким соотношением качество/цена.
|