Я СЛЫШУ
04/2008 Александр ТАРИМ
МЕЛОДИЯ ДЛЯ ЧАСОВ С КУКУШКОЙ
«В Швейцарии же в то время (эпоха Возрождения — А.Т.) существовала самая настоящая утопия. На протяжении многих лет там ничего не происходило, — во всяком случае, ничего такого, что повлекло бы за собой крупные социальные потрясения. За продолжительный период тишины и спокойствия швейцарцы не создали ничего, кроме швейцарского сыра и часов с кукушкой. Мир и покой не побуждают людей к новаторству».
Гаррет Лопорто
В этих заметках не столько опровергаются, сколько уточняются стереотипы. Ценность хорошего сыра и часов с кукушкой в вечности может быть вполне сопоставима с ценностью произведений искусства, если только не сравнивать в лоб и определить нужный контекст. К тому же, если войти в область прямых аналогий, всё окажется не так просто. Во времена, когда хороший звук являлся ещё какой-то ценностью, в Швейцарии производились добротные фундаментальные вещи: аналоговые студийные и полупрофессиональные магнитофоны Studer, Revox, линейки Nagra. Это не просто появлялось на свет, а устанавливало некие стандарты, уровень и стиль без оглядки на изменчивую конъюнктуру и модные High End тенденции. Есть школа, традиции, и в настоящее время это, как ни странно, может оказаться решающим.
ПРИМЕНЯЛИСЬ КАБЕЛИ И УСТРОЙСТВА:
- l Акустический — Shinpy SST (€19200).
- l Интерконнект CD-предусилитель — Shinpy SST (RCA) (€8480).
- l Интерконнект предусилитель-оконечник — darTZeel BNC 50 Om (он оказался наилучшим вариантом) ($800).
- l Сетевые — Fisch P3 (€435), P5 (€685), P7 (€1185).
- l Распределитель-фильтр — Fisch Reference (€1485).
- l Регенератор сетевого напряжения — Pure Power ($3885).
Так уж вышло, что в публикациях я постоянно отвожу место для того, чтобы напугать читателей грядущим исчезновением аппаратуры Hi-Fi с рынка. Вскоре эта благодатная тема иссякнет: направление пропадает стремительно, обгоняя самые пессимистические прогнозы. Виноваты в этом даже не коварные глобалисты и вездесущие китайцы, а общий настрой общества, состояние умов. Хороший звук в жизни среднего и даже высшего среднего класса перестал быть необходимостью. Без него обходятся. Имитируя при помощи гаджетов. Классика необязательна, современное искусство запуталось в собственной вторичности.
Всё сложнее рассчитывать на экономически обоснованный сегмент рынка. Компании с историческими именами съёживаются (снимая с производства почему-то лучшее), закрываются, возрождаются (часто ненадолго), купленные транснациональными объединениями, продают имена для чего-то другого. В аудиожурналах собственно для аудио остаётся места всё меньше и меньше.
Единственная действенная стратегия — ручная сборка и малосерийный выпуск весьма дорогих вещей, котирующихся как эксклюзив. Последняя выставка звука в Хитроу прошла под неформальным лозунгом от «весьма недёшево» до «очень дорого». Вполне подходящий слоган для смены названия данной рубрики.
Таким образом, глядя на швейцарские усилители darTzeel, понимаешь, откуда дует ветер. Автор, Эрве Делетрас, защитил в 1984 году диплом в Женевском техническом институте по транзисторной схемотехнике. Тогда же родилась аббревиатура NHB — Never Heard Before («Раннее Неслыханное», хочется сказать...). Всего через 15 лет удалось преодолеть пропасть между идеей и реально действующим прибором. Так родился усилитель darTzeel NHB 108-1-1 (CHF 29555*).
Как и следовало ожидать, авангардная транзисторная схема базируется на принципах, предложенных бунтарём Мэтти Отала, который в конце 70-х провозгласил нечто вроде «транзистор с человеческим лицом». Этим был подвергнут сомнению принцип построения усилителя как операционного усилителя с глубокой обратной связью. Согласно Отала, эту обратную связь следовало минимизировать, а в идеальном случае исключить вовсе, уделив в схемотехнике особое внимание линейности и симметрии входящих каскадов. Теория имеет большое число сторонников и противников, но никакого третьего направления (за исключением, пожалуй, токового управления Krell), насколько мне известно, не существует.
Умиляющая трогательность данного проекта заключается ещё и в том, что кроме обычной инструкции пользователю предлагается что-то вроде технического мануала фанатика, где подробнейшим образом излагается философия построения предмета и даже немного схемотехники. Правда, весьма упрощённая версия схемы представлена картинкой с весьма малым разрешением, так, что дилетант не воспользуется, а у компетентного наблюдателя возникнет, скорее, море вопросов, впечатлений, ассоциаций.
Абсолютно симметричный вход, большие токи транзисторов (часто задаваемые генераторами), небольшие локальные обратные связи на входе и во 2 — 3 каскаде и, наконец, низкое выходное сопротивление обеспечивается просто двухтактным эмиттерным повторителем на паре комплементарных транзисторов, достаточно горячей, чтобы поддерживать класс А почти что на первых 20 ваттах.
НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Конфигурацию входа можно выбирать: RCA/XLR балансная. О последнем: разработчик решил не просто организовать симметричный вход, но и максимально изолировать «земли» источника и усилителя (в соответствующую цепь включен сравнительно высокоомный резистор), что минимизирует блуждающие токи и радиочастотные помехи. Идея хороша, но, увы, здесь требуется трансформатор весьма высокого качества (и стоимости). Реально применён малогабаритный Neutrik для сценических приложений, очевидно, предполагается возможность апгрейда либо альтернативная версия. Куда интереснее редко встречающаяся возможность переключения входного импеданса с целью получения небалансной согласованной 50-омной трансмиссии (ВЧ-кабель с разъёмами BNC). О согласованных волновых фидерах в звуке говорилось немало: теоретически считается, что на звуковых частотах волновой принцип не работает, но практика, как всегда, указывает на обратное. Мы проверим это в испытаниях, а пока отметим использование различных нагрузок от 1 до 16 Ом, причём оптимальный режим в каждом случае задаётся напряжением источника питания (переключение отводов на тороидальном экранированном трансформаторе), что не даёт выходным транзисторам чрезмерно перегреваться и заходить в нелинейную область. Имеется система защиты от перегрузок и постоянной составляющей на выходе (анонс: работает не на пути сигнала — как?). Индикацию состояния осуществляют правый и левый «глаза» аппарата.
Корпус усилителя состоит из цельных кусков алюминия, которые фрезеруются на прецизионных станках (минимизация вибраций и резонансов). Внутреннее пространство делится на 4 секции: левый, правый канал и их блоки питания практически изолированы друг от друга. Верхняя крышка выполнена из прозрачного 8-миллиметрового стекла, что, по утверждению разработчиков, устраняет возможность концентрации магнитных полей и их влияние на усилительные цепи.
Итак, мы имеем 100 Вт на 8 (2) Ом, 160 Вт на 4 (1) Ом.
Габариты 440 х 170 х 335 мм,
масса 30 кг.
О ПРЕДУСИЛИТЕЛЕ
Никто не знает достоверно, зачем нужен вообще предусилитель во времена, когда сигнал большинства источников равен или превышает 2 В. Кроме оправдания необходимости коммутации, следует отметить в правильно спроектированной системе (даже при наличии регулировки в оконечнике) заметно лучший звук (слова: «больше музыки» и «совсем по-другому»). Отвлекаясь от философии, отметим: предусилитель-монстр darTzeel NHB 18
(CHF 35555) выполнен в той же идеологии, что и ведомая модель. Интересно отсутствие переключателей входов как таковых. Просто каждому из них соответствует отдельный каскад, который по необходимости активизируется (решение из военных схем ламповой эпохи). Что касается регулятора громкости, он абсолютно засекречен. Регулировка (с некоторым замедлением во времени) осуществляется без применения аттенюаторов, переключателей, тиристоров (внеземные нефизические силы!).
Здесь счёт идёт уже даже не на транзисторы, а на p-n переходы. Лишь 8 их единиц (усиление 13 дБ) сигнал должен преодолеть от линейного входа до выхода. Для винила путь увеличится ненамного, возможно как ММ, так и МС. Предусмотрен три-ампинг, а в качестве опции — активное усиление со встраиваемыми фильтрами.
Итак, у нас 4 входа RCA (дублируемые 50-омной BNC версией), один XLR, один ММ/МС. Выходы: XLR, RCA, 3 x BNC и один RCA — запись на магнитофон.
Чуть ли не самое главное: питание от автономного аккумулятора, подзаряжаемого в нерабочее время.
МЫ РАБОТАЛИ С ДВУМЯ ВИДАМИ АКУСТИКИ
Первая — легендарная Bosendorfer — 2-полосная VC2E (€11845). Напомню, что это детище изобретателя Ханса Дойча, выпускаемое на той же музыкальной фабрике в Вене, что и одноименные рояли (в былые времена — любимый инструмент Ференца Листа, ибо прочие просто физически не выдерживали его бурного темперамента). От привычных систем аудио Bosendorfer отличаются формированием тембра при помощи акустических звуковых дек (резонаторов) подобно большинству музыкальных инструментов.
Импеданс данной модели 8 Ом, чувствительность 91 дБ/1,7 Вт, габариты 1110 х 314 х 160 мм, масса 22,5 кг.
Для абсолютного контраста присутствует и Montana XPS Signature ($33755). Полная противоположность. Гигантский 4-полосный бокс с фазоинвертором, абсолютное торжество Д’Аполлито. Два 10-дюймовых вуфера, пара 7-дюймовых мидбасовиков и два 4-дюймовых кевларовых среднечастотника, и, конечно, Montana ScanSpeak Revelator Tweeter.
Анонсируемая полоса 20 — 22000 Гц, точки кроссовера — 80, 400 и 5000 Гц, габариты 62 х 16 х 18 дюймов, чувствительность 92 дБ.
ИСТОЧНИК СИГНАЛА
Любимый сегодняшними составителями и хорошо знакомый читателям итальянский Blue Note Stibbert (C=8000). Приводится цена апгрейдированной версии, что в данном случае означает дополнение и без того хитроумного подвеса дополнительными демпфирующими устройствами. Исходя из особенностей архитектуры компонентов, сегодня воспользуемся небалансной трансмиссией.
МУЗЫКА
Следует сразу же заметить, что усилитель доминирует над акустикой. Причём ни на что не похожий непокорный Bosendorfer ему как-то ближе. Интересно, что на прошедшем Hi-Fi Show я слушал это же сочетание, но с топовой моделью — там гармония почти приближалась к идеалу. Это, очевидно, оттого, что у компонентов весьма сходная идеология — иметь как можно больше музыки, порой забывая о чисто внешних свойствах. Например, им вдвоём здорово удаётся номер под названием «непрерывность». Дело в том, что, слушая любой усилитель, будь он ламповый или транзисторный, уже привычно отмечаем такие зоны в полосе и динамике, где система сохраняет свою целостность и непрерывность дыхания. За её пределами начинаются разрывы, разломы, усталость и игра на понижение. Здесь же, как в хорошем музыкальном инструменте, сразу задаётся класс и совершенно нет причин для его внезапного исчезновения.
Анна Нетребко и Роландо Виллазон, картинно изображающие во всех представлениях сладкую парочку, легко живут единым дыханием, хотя явно слышно, что у него это получается легче и напористей. Атмосфера венской оперы, движение воздуха, шаги на сцене, дальние голоса.
«Гимнопедии» Эрика Сати в исполнении Anne Queffelec обладают столь многослойной акустической информацией, что до сих пор затруднительно сказать, как же всё-таки правильно. Сейчас предлагается выход: оказавшись вдруг в незнакомом месте, где в данной небесспорной манере играют пассажи великого примитивиста, отыскать своё место и просто послушать. И только через несколько часов пытаться вспомнить тембр рояля и ещё многое.
Струнный квартет Джуллиардской школы исполняет Брамса. Главным знаком этой школы является стиль, манерность, особые нюансы техники (не зря там существует класс именно русского рояля, основанный, естественно, Рахманиновым). И как раз этим возможно наслаждаться в любых сочетаниях, с любыми внешними компонентами.
Всё же о характере звука.
Идеологически выверенные транзисторные каскады весьма точны. Скажем, лампы сильны абсолютной независимостью звуков. Здесь тоже много свободы, но главное — отсутствие индивидуальной раскраски и приоритет оригинала над подобием. Очень сильная энергетика, но она сама собой разумеется и не бросается в глаза. Бас скуп, но очень точен и удивительно уместен. Некий стиль в отсутствие стиля, музыка постоянно вытесняет звук.
При прослушивании саундтрека «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Инарриту наконец-то показалось, что не хватает пространства — и мы переходим на «Монтану». Самое яркое впечатление: башня с большими динамиками не подчиняет себе швейцарский musicbox. Не возникает грохочущая стена, а просто заметно расширяется окружающая среда. Рояльная дека сменяется потоками воздуха. Их много, они сильны, но умеренны. Усилитель без общей обратной связи легко держит под контролем 4-полосную махину с весьма сложными фильтрами. Лишь изредка группы инструментов пытаются замаскировать другие, но замысел Караяна в 6-й Симфонии Малера (весьма экстравагантная версия) остаётся незыблемым.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Очень хочется, отступая от традиций, отойти от восхвалений и критики. Главное: швейцарские механики создали прототип некоего нового нарождающегося музыкального инструмента (устройства?), который окажется чуть ли не единственно необходимым для людей, решившихся нести затраты для того, чтобы всё же не отказаться от музыки. Инструмент играет, он точен, у него свой голос, класс и выдержка, как, скажем, у гитары именитого мастера. Открыт для опытов, сочетаний, может в большей или меньшей мере отвечать тем или иным вкусам, но ни в чём не грешит против основных канонов.
Такие вот важные часы с кукушкой, не спеша задумывавшиеся в эпоху Утопии и спокойствия и закономерно востребованные, когда в прежней окружающей Гармонии творится что-то неладное. l
*Цены в швейцарских франках указаны для ознакомления
|